Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Международные отношения

Мировая конкуренция

Тип: контрольная работа
Категория: Международные отношения
Скачать
Купить
Раскрытие сущности интернационализации мирового хозяйства как фактора повышения конкурентоспособности отечественных производителей. Анализ специфических черт конкуренции в рамках транснациональных олигополий. Расчет коэффициентов конкурентоспособности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

11

Контрольная работа

Мировая конкуренция

Содержание

Введение

Интернационализация мирового хозяйства как фактор повышение конкурентоспособности отечественных производителей

Специфические черты конкуренции в рамках транснациональных олигополий

Практическое задание

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В условиях стремительной глобализации рынков и выхода российских компаний российских компаний на международный рынок, большую значимость стало приобретать обеспечение долгосрочной конкурентоспособности фирм и формирование стратегии, обеспечивающей эту конкурентоспособность. Поиск устойчивых конкурентных преимуществ фирм является центральным вопросом теории стратегического управления.

Соответственно одним из важнейших показателей эффективности предпринимательства становится конкурентоспособность, пронизывающая всю систему рыночного хозяйства. Она обеспечивается повышенными потребительскими свойствами предлагаемых на рынок товаров и услуг, конкурентными преимуществами соответствующих фирм и отраслей и, наконец, благоприятными позициями национальной экономики в системе международных отношений.

Поэтому вступающим в рынок предпринимателям важно овладеть средствами обретения конкурентных преимуществ - способностью лучше других преодолевать силы конкуренции и находить способы обеспечения высоких качественных показателей предоставляемых товаров и услуг при минимальном уровне издержек на их производство.

1. Интернационализация мирового хозяйства как фактор повышение конкурентоспособности отечественных производителей

Процессом, который появился с момента формирования мирового хозяйства, является процесс интернационализации. Процесс интернационализации это расширение сбыта товарной продукции за пределы национальной экономики и одновременно приток иностранных товаров из-за рубежа, оказание услуг иностранцам и доступ к зарубежным услугам, иностранные инвестиции в национальную экономику и национальные за рубеж. Либерализация внешнеэкономической деятельности (ВЭД) выводит воспроизводственный процесс за рамки национальных границ. Государственное влияние на сферу ВЭД во всех странах мира способствует ее расширению через отмену или снижение различных прямых и косвенных ограничений: квот, таможенных пошлин, налогов, размеров вывоза валюты. Степень открытости национальной экономики, которую можно измерить, например, во внешнеторговой сфере показателями "экспортная и импортная квота", означает и степень интернационализации данного хозяйства. Процесс интернационализации, хотя и предшествовал глобализации, но все еще не завершен и в отдельные исторические периоды мог быть обратим. Например, во время региональных или мировых военных конфликтов. Он многогранен, имеет легальную и теневую стороны.

Темпы интернационализации растут с развитием рыночных отношений в стране, это хорошо видно на примере развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Совершенно очевидна последовательность, в которой развиваются эти процессы либерализация > интернационализация > глобализация.[5]

Интернационализация и глобализация - не одно и то же. Процесс интернационализации не относится географической и содержательной всеохватности. Хотя его результаты можно наблюдать во всех странах мира, тем не менее он имеет конкретную географическую направленность для отдельно взятой страны. Интернационализацию товарного обмена можно проследить по направлениям товаропотоков, связывающих данную экономику с зарубежными.

С содержательной точки зрения за рамки процесса интернационализации выходят универсальные и всенациональные элементы, ставшие общими для всех без исключения стран: глобальная или всенациональная инфраструктура с мировым охватом (например, Интернет, глобальная спутниковая связь, международная космическая станция) универсальный товар (информация или финансы, не привязанные или слабо привязанные к реальному сектору конкретной национальной экономики) единые бизнес-стандарты, глобальные центры управления протекающими процессами в мире, решениям которых подчиняются все стран (всемирная торговая организация, ВТО); Эти элементы не имеют национальной принадлежности, они абсолютно интернациональны. В любой национальной экономике они теряют свой международный характер, становясь внутренней и неотъемлемой частью хозяйственной жизни страны [5].

Существует два уровня интернационализации: микроэкономический, то есть на уровне международной компании с её дочерними подразделениями в других странах, и интернациональный, как создание наднациональных институциональных образований, например, Европейский союз.

При интернационализации хозяйственной жизни и углублении разделения труда между странами наблюдается объективная тенденция ко всё большей открытости экономики.

Таким образом, интернационализация означает усиление открытости национальных экономик мира. Национальные экономики и мировое хозяйство тесно и глубоко переплелись и дополняют друг друга, они становятся всё более открытыми друг другу.

2. Специфические черты конкуренции в рамках транснациональных олигополий

Специфические черты конкуренции в рамках транснациональных олигополий. Высокий уровень концентрации производства и капитала у фирм-гигантов вносит качественно новые моменты во всю структуру рыночных отношений:

* обостряются противоречия и конкурентная борьба на рынке как между фирмами-гигантами и аутсайдерами, так и между самими крупнейшими компаниями;

* фирмам-гигантам легче прийти к сговору, достичь компромисса.

Характерной чертой процесса транснационализации капитала является образование олигополий ТНК с высокой степенью сплоченности партнеров. Число ТНК в олигополии невелико и между их членами существуют длительные отношения монополистической конкуренции, имеющей специфические особенности.

Именно олигополистическая структура обусловливает возникновение новых форм внутриотраслевой взаимосвязи между компаниями важнейших отраслей.

В рамках олигополий ТНК координируют свою деятельность в отдельные периоды на основе использования гибких, неформальных методов координации. Наиболее распространена политика так называемых взаимных уступок, в соответствии с которой ТНК сознательно не идут на открытое соперничество. Экономические отношения между конкурирующими ТНК строятся не на ломке, а на стремлении сохранения сложившегося баланса сил в рамках олигополий на конкретных товарных рынках. Поэтому они обычно не идут на открытую конфронтацию между собой, а стремятся поддерживать рыночное равновесие сил. В тех отраслях, где олигополии сложились не очень давно, фирмы при меняют тактику подражания, или следования за лидером.

Суть ее состоит в следующем: когда один из членов олигополистической группировки повышает цену или прибегает к расширению производственных мощностей, остальные незамедлительно повторяют этот шаг; если один осваивает новое производство или внедряется в новую отрасль, другие делают то же самое, иначе они могут оказаться в критическом положении, если лидер перейдет к конкурентной войне; когда одни участники олигополии расширяют сеть филиалов за границей, другие следуют за ним на тех же рынках. Эта практика является типичной для отраслей, в которых на восемь крупнейших корпораций приходится 6070% продаж. Практика подражания в области заграничных инвестиций характерна как для американских, так и для японских и германских ТНК.

Тактика лидерства в ценах эффективно применялась в 60-70е годы, когда монопольно-регулирующие силы в промышленности наиболее ярко проявились в сфере взаимодействия или прямого согласования рыночной, особенно ценовой политики, создавались системы прейскурантных цен, которые были приблизительно одинаковы по величине и изменялись синхронно.

В 80е годы тактика ценового лидерства в таких отраслях, как радиотехническая, пищевая, текстильная, практически потеряла свое значение, поскольку в этих отраслях появилось много новых конкурентов. Это касается также и автомобильной промышленности.

Если раньше ценовая конкуренция была направлена преимущественно на устранение небольших компаний, то теперь она обострилась между крупнейшими корпорациями. Ценовые войны стали характерными на рынках стали, автомобилей, химических товаров) электроники, всех видов транспорта и связи. В современных условиях монопольное положение немногих крупнейших фирм позволяет им целенаправленно, планомерно подавлять хотя и менее мощных в финансовом отношении, но вполне конкурентоспособных по технико-экономическим параметрам продукции соперников, причем методами экономического давления, насилия.

Усилилась конкурентная борьба монополий с аутсайдерами путем установления труднопреодолимых экономических барьеров на перелив капитала из одной отрасли в другую. Можно выделить несколько типов таких барьеров:

барьеры, определяемые размерами производственных комплексов для оптимального (рентабельного) производства. В автомобильной промышленности, например, масштаб оптимального производства составляет 2 млн. машин в год. В 80х годах такие масштабы производства могли освоить лишь семь крупнейших автомобильных компаний мира. Внедрение роботов, гибких производственных систе...

Другие файлы:

Конкуренция и ее роль в рыночной экономике
Конкуренция. Понятие и условия возникновения конкуренциии ее функции. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции. Чистая конкуренция.Конку...

Конкуренция, её роль в рыночной экономике
Определение понятия, функции и условия возникновения конкуренция. Механизмы функционирования конкуренции. Совершенная, чистая, монополистическая конку...

Конкуренция и ее виды
Понятие конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Основополагающая роль в экономике страны. Реклама как м...

Конкуренция – основной регулирующий механизм рынка
Конкуренция как элемент рыночного механизма. Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные признаки и характерные черты монополистической конкурен...

Рыночная конкуренция: сущность, виды и значение
Сущность конкуренции как рыночной системы частного предпринимательства. Свободная или совершенная конкуренция, механизм спроса и предложения в условия...