Место Республики Беларусь в мировом сообществе государств
Краткое сожержание материала:
Размещено на
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Место Республики Беларусь в мировом сообществе государств
2. Анализ развития Республики Беларусь в рамках мировой экономики
2.1 Общая характеристика социально-экономического развития Республики Беларусь
2.2 Характеристика основных социально-экономических показателей Республики Беларусь
3 Приоритетные направления развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ Платежный баланс Республики Беларусь за 2006 - 2010 гг.
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что конкурентоспособность внешней торговли страны, степень вовлеченности ее экономики в мировые хозяйственные связи является одним из наиболее часто используемых индикаторов общей конкурентоспособности государства. В свою очередь внешняя торговля традиционно относится к одному из основных факторов устойчивого экономического роста и развития национальной экономики. Это особо справедливо для Беларуси, имеющей высокую степень внешнеэкономической открытости вследствие узости внутреннего рынка, а также необходимости импортировать в первую очередь промежуточные и инвестиционные товары.
Процесс глобализации носит объективный характер, являясь неизбежным результатом развития мировой экономики, усиления мирохозяйственных связей. Однако возможны различные альтернативные модели глобализации. Последние в свою очередь тесно связаны с геополитической структурой мира и позицией стран участниц мирового сообщества с интересами которых необходимо считаться.
Для Республики Беларусь на современном этапе необходимо активное расширение внешнеторговых отношений со всеми странами мира (особенно Азии, Латинской Америки и Африки) при сохранении завоеванных рынков. Приоритетными направлениями формирования внешнеэкономической политики должны стать развитие экспортных услуг (транспортных, туристических, инжиниринговых, компьютерных, образовательных, медицинских и др.), а также производство экологически безопасной продукции на предприятиях республики, что позволит увеличить эффективность внешнеэкономической деятельности за счет повышения ее конкурентоспособности.
Для того, чтобы быть партнёром и конкурентом на международном рынке, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.
Объектом исследования работы является Республика Беларусь.
Предметом исследования является внешнеэкономическое развитие государства.
Целью работы является изучение взаимосвязи экономики Республики Беларусь и мировой экономики.
Основным источником анализа являются статистическая отчётность, данные журнальных и газетных статей, а также источники сети Интернет.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
1. Место Республики Беларусь в мировом сообществе государств
Сегодня становится очевидным, что сохранить независимость и устойчивое развитие страны можно только проводя динамичную разностороннюю внешнюю политику.
Беларусь активно вовлечена в мировую торговлю и всесторонние межгосударственные отношения.
Современный период развития белорусского общества характеризуется переходом к рыночным отношениям, многоукладностью экономики, существованием многообразия форм собственности - государственной, коллективной, частной и др. При этом изменение отношений собственности было вызвано не только политическими причинами, оно произошло в силу объективной необходимости, так как с ростом объемов производства, его масштабов, динамизма, а также с усложнением хозяйственных связей, возникла потребность в усложнении управления, что в условиях административной системы потребовало увеличения числа лиц, принимающих решения. Однако рост числа таких лиц имеет предел, когда система управления достигает «критической точки» и дальнейшее увеличение числа ее работников не перестает решать задачи управляемости объектов. Решением данной проблемы можно считать делегирование прав принятия и реализации решений на нижние уровни с целью повышения экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования, что неразрывно связано с изменением отношений собственности [8; с. 6].
Сегодня в Республике Беларусь внедряется модель малой открытой социально-ориентированной экономики, ведущая роль в которой отведена государственному сектору, что обусловлено зависимостью государства от импорта энергоносителей, отсутствием другого стратегического сырья, а также необходимостью преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Характерной чертой экономической политики Беларуси в середине 1990-х гг. было сочетание жесткого стабилизационного курса в денежно-кредитной сфере с медленными темпами рыночных преобразований в других областях. При этом задача создания широкого слоя собственников в Республике Беларусь не ставилась, а в промышленности предполагалось провести эволюционную структурную перестройку.
Специфика экономики Республики Беларусь, традиции развития научно-технического комплекса, высокие затраты на социальные расходы, менталитет населения требуют иного подхода к выбору методов реформирования собственности, чем в других странах с развивающейся экономикой. Для Беларуси не приемлемы методы «шоковой» приватизации, так как, во-первых, количество предприятий, находящихся в государственной собственности, позволяет осуществлять тщательный выбор методов и способов реформирования того или иного предприятия, а во-вторых, Беларусь не располагает большим количеством однородных социально значимых производств, которые можно было бы безболезненно отдавать в частные руки в условиях отсутствия сформировавшихся институтов рыночной экономики.
Процесс реформ, включающих формирование предпринимательства, приватизацию и акционирование в Республике Беларусь начался, однако, существует множество нерешенных задач, среди которых недостаточная личная материальная заинтересованность руководителей предприятий в развитии акционирования и трудового коллектива в приватизации, несовершенство нормативной базы использования корпоративных облигаций и др.
В то же время, уже приватизированные предприятия - акционерные общества, в Беларуси при адапционном развитии сталкиваются с множеством проблем, среди которых можно выделить следующие: отсутствие достаточных собственных инвестиций и сложность привлечения иностранного инвестиционного капитала; сохранение определенного неравенства условий хозяйствования акционерных обществ по сравнению с государственными предприятиями; несоответствие организационных структур образовавшихся акционерных обществ новым целям и задачам; формальное отношение к функционированию маркетинговых и брендинговых служб, созданных в некоторых таких обществах.
Важнейшими составляющими белорусской модели развития на современном этапе являются следующие:
- обеспечение сильной и эффективной государственной власти, способной обеспечить политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
- равенство различных форм собственности, в основе которого лежит эффективность ведения хозяйства;
- построение многовекторной внешнеэкономической политики как важнейший фактор стремительного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;
- активизация интеграционных экономических процессов со странами Евросоюза, СНГ и, прежде всего, с Россией;
- проведение эффективной социальной политики государства, инвестирование в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также оказание адресной социальной помощи;
- построение социально ориентированной рыночной экономики, что требует пересмотра, как теоретических концепций, так и практических подходов к организации управления предприятием.
Учитывая выше сказанное, можно сказать, Республика Беларусь официально провозгласила курс на построение такой экономической системы, которая бы сочетала бы в себе преимущества высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты населения [3; с. 66].
Механизм обеспечения социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе основан на Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития.
Разработка Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР- 97) было начала правительством в 1997 г. и была основана на идеях, принципах и методологических подходах Повестки дня на XXI век, определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). НСУР- 2020 учитывает изменения, произош...
Доходы бюджета Республики Беларусь
Общая характеристика доходной части бюджета Республики Беларусь. Анализ платежей предприятий в бюджет, их место и роль в пополнении доходов государств...
Система военной безопасности Республики Беларусь: методолого-правовые аспекты
Методологические подходы исследования системы военной безопасности Республики Беларусь. Организационно-правовой механизм обеспечения военной безопасно...
Роль и место России в мировом экономическом сообществе
Конституционный строй Республики Беларусь
Понятие конституционного строя, административно-территориальное устройство Республики Беларусь. Политические партии, общественные объединения и религи...
Развитие внешне-экономических связей Республики Беларусь со странами СНГ и дальнего зарубежья в условиях глобализации мировой экономики
Особенности экономического развития республики Беларусь. Экономические связи республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе. Беларусь как ча...