Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Международные отношения

Международная конкуренция и ее формы. Детерминанты конкурентного преимущества стран

Тип: курсовая работа
Категория: Международные отношения
Скачать
Купить
Роль и значение коренного повышения конкурентоспособности национальной экономики для Беларуси на современном этапе. Сущность, виды и особенности международной конкуренции, характеристика теории конкурентных преимуществ, основные ее детерминанты.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования Республики Беларусь

Институт парламентаризма и предпринимательства

Кафедра экономики и управления

Курсовая работа

По учебной дисциплине "Международная экономика"

на тему "Международная конкуренция и ее формы. Детерминанты конкурентного преимущества стран"

Выполнила:

факультет заочного обучения

студентка 3 курса, группы 22020,

номер зачетной книжки- 22020/13

Горбунович Дарья Петровна

Минск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • 1. Теоретические основы международной конкуренции
  • 2. Понятие конкурентоспособности государства, детерминанты конкурентоспособности
  • Заключение
  • Список литературы
  • ВВЕДЕНИЕ
  • конкурентоспособность международная национальная экономика
  • Роль и значение коренного повышения конкурентоспособности национальной экономики для Беларуси на современном этапе социального и экономического преобразования всей жизни населения является актуальной задачей.
  • В любой стране высокая конкурентоспособность повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы, расширяет ее экспорт, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.

Необходимо отметить, что созданный у нас в стране механизм государственного воздействия на конкурентоспособность продукции, построенный, главным образом, на административных методах и позволяющий в определенной мере планировать, организовывать, контролировать и стимулировать рост конкурентоспособности продукции, требует коренной перестройки и обновления.

Целью данной курсовой работы является изучение развития теории международной конкуренции и конкурентных преимуществ страны на современном этапе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- осветить сущность и виды конкуренции, особенности международной конкуренции;

- охарактеризовать понятие конкурентоспособности страны и теорию конкурентных преимуществ;

- проанализировать проблемы повышения конкурентоспособности экономики Беларуси в современных условиях.

Предмет курсовой работы - проблема повышения конкурентоспособности национальной экономики в современных условиях. Объект курсовой работы - международная конкуренция как тенденция развития мировой экономики.

Методы написания данной курсовой работы: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, сравнительный, табличный.

Источниками написания курсовой работы являются учебные пособия, монографии, статьи периодических изданий, материалы Интернет.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Конкуренция (от лат. "конкурро" -- сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

- наличие множества равноправных рыночных субъектов;

- полная экономическая обособленность каждого из них;

- зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

- противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и вживание -- экономический закон рыночного хозяйства. Эта борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг -- продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупатели побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

Конкуренция -- двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Ф. фон Хайеку утверждать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом выражается несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители -- счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:

- обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

- стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей;

- дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);

- давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

- ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

- стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

Различают конкуренцию:

1) функциональную (конкуренция определенного товара);

2) видовую (по цене и качеству);

3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

4) внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К.Марксом в III томе "Капитала";

5) совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка.

Совершенная конкуренция -- абстракция, в постоянной жизни имеют место элементы "несовершенства" конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А.Маршалл, Л.Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение. Дискуссия о ценообразовании, развернувшаяся еще в 20-х годах XX в. (под влиянием работ П.Сраффы, в которых он доказывал, что крупные фирмы постоянно нарушают механизм свободной конкуренции и ценообразования), позволила по-иному взглянуть на конкуренцию.

Выход в свет работ "Теория монополистической конкуренции" (Э.Чемберлин, 1933) и "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (Дж. Робинсон, 1933), где были исследованы новые условия рынка, позволили говорить о несовершенной конкуренции. Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка. Существуют три модели несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, дифференциация продуктов.

Развитие конкурентных отношений в странах с переходной экономикой в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конку...

Другие файлы:

Конкурентоспособность банка и его конкурентные преимущества
Понятие и формы банковской конкуренции, ее сфера и характеристика уровней. Конкурентная стратегия банка как инструмент конкурентного преимущества. Осо...

Международная торговля
Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Преимущества участия в...

Конкуренция за будущее, как новая парадигма стратегии развития
О новой парадигме стратегии по Г. Хамелу и К. Прахаладу. Стратегические факторы конкурентного преимущества. Восемь шагов реализации потенциала корневы...

Повышение конкурентоспособности предприятия
Конкуренция как фактор экономического роста. Основы теории конкурентного преимущества. Изучение конкурентоспособности, анализ финансового состояния, к...

Международная конкуренция металлургической отрасли
Значение концепции конкурентоспособности в условиях глобализации экономических отношений и открытости развитых экономик. Понятие и основные виды конку...