Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Международные отношения

Контрольная деятельность специальных процедур Совета ООН по правам человека в области противодействия торговле людьми

Тип: статья
Категория: Международные отношения
Скачать
Купить
Компетенция и особенности деятельности Специальных докладчиков по вопросам торговли людьми. Перспективы осуществления Советом ООН по правам человека универсального периодического обзора. Усовершенствование методов работы специальных процедур Совета.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Контрольная деятельность специальных процедур Совета ООН по правам человека в области противодействия торговле людьми

Специальные процедуры Совета ООН по правам человека представляют собой тематические мандаты Специальных докладчиков, Специальных представителей Генерального секретаря, направленные на изучение положения в области прав человека во всех частях мира. На них возложена обязанность принимать меры по наблюдению и оперативному реагированию на заявления о нарушениях прав человека отдельных лиц или групп в глобальном масштабе, в конкретной стране или определенной территории и представлять доклады о своей деятельности органам ООН, в частности Совету ООН по правам человека, а также разрабатывать рекомендации правительствам по улучшению ситуации в определенной стране.

Данная статья посвящена изучению работы Специальных докладчиков Совета ООН по правам человека в области противодействия торговле людьми и эффективности предпринимаемых ими действий. В отечественной науке международного публичного права вопросы о деятельности Специального докладчика по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии, Специального докладчика по вопросу о правах мигрантов, Специального докладчика по вопросу о торговле людьми, особенно женщинами и детьми, Специального докладчика по вопросу о современных формах рабства не нашли детального изучения.

Впервые мандат Специального докладчика по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (далее - Специальный докладчик по торговле детьми) был учрежден в 1990 году резолюцией 1990/68 Комиссии ООН по правам человека [1] и непрерывно обновлялся. В марте 2008 года его полномочия были продлены на три года резолюцией 7/13 Совета ООН по правам человека [2].

В компетенцию Специального докладчика по торговле детьми входит широкий круг проблем. Специальный докладчик рассматривает вопросы, относящиеся к торговле детьми, детской проституции и детской порнографии, получает документы и иную информацию от правительств, неправительственных организаций, совершает поездки по странам, формулирует рекомендации по предупреждению и борьбе с обозначенным негативным явлением, работает в тесной координации с другими соответствующими органами и механизмами ООН.

В 1999 году Комиссия ООН по правам человека резолюцией 1999/44 [3] назначила Специального докладчика по вопросу о правах мигрантов, полномочия которого неоднократно продлевались. Специальный докладчик по вопросу о правах мигрантов регулярно рассматривает вопрос о торговле людьми при представлении докладов по вопросам, касающимся трансграничной миграции. Он направляет сообщения правительству часто совместно со Специальным докладчиком по вопросу о насилии в отношении женщин и Специальным докладчиком по вопросу о торговле людьми. Специальный докладчик посвятил торговле людьми раздел годового доклада в феврале 2008 года о криминализации незаконной миграции [4], подчеркивая различие между торговлей людьми и незаконным провозом людей.

Должность Специального докладчика по вопросу о торговле людьми, особенно женщинами и детьми (далее - Специальный докладчик по торговле людьми) была введена в 2004 году решением 2004/110 Комиссии ООН по правам человека [5], в 2008 году мандат был продлен на три года резолюцией 8/12 Совета ООН по правам человека [6]. Согласно мандату Специальный докладчик по торговле людьми освещает все формы и проявления этого преступного деяния, включая торговлю органами и тканями человека, а также торговлю людьми в ритуальных целях, получает информацию от правительств, договорных органов и других агентств, формулирует рекомендации и практические руководства по искоренению проблемы и представляет доклады о своей деятельности, осуществляет рабочие визиты в государства, о чем готовит отчеты.

Если говорить о заслугах, то в своих тематических докладах Специальный докладчик по торговле людьми неоднократно обращал внимание на разработку определения торговли и ее правозащитных последствиях, проводил исследование связи между торговлей людьми и спросом с целью коммерческой и сексуальной эксплуатации, касался вопроса принудительных браков в контексте торговли людьми. В одном из докладов подчеркивалось, что эффективное предупреждение принудительного брака может проводиться путем разработки и проведения государствами кампаний по повышению осведомленности общественности, руководителей общин, преподавателей, медицинского персонала и лиц «группы риска» - уязвимых женщин и девочек в отношении характера и пагубных последствий таких союзов [7, п. 63].

С 18 по 24 мая 2009 г. Специальный докладчик по торговле людьми посетила Республику Беларусь. Высоко оценив действия белорусского государства по борьбе с торговлей людьми, Специальный докладчик по торговле людьми предложила усилить меры по реинтеграции и реабилитации жертв торговли людьми, создать независимую структуру и учредить должность национального спецдокладчика для координации деятельности по борьбе с торговлей людьми, а также специальный фонд для предоставления компенсаций жертвам торговли людьми [8].

Вопрос ликвидации рабства был постоянно в центре внимания Комиссии ООН по правам человека, затем - Совета ООН по правам человека, чем объясняется учреждение в 2007 году резолюцией 6/14 Совета ООН по правам человека [9] должности Специального докладчика по вопросу о современных формах рабства, включая его причины и последствия, заменившего Рабочую группу по современным формам рабства. Нынешний Специальный докладчик в своей работе затрагивает причины и последствия принудительного труда и вопрос о том, какое воздействие он оказывает на мужчин, женщин и детей. Предметом особого изучения работы является принудительный труд и проблемы детского труда, поскольку она связана с экономической эксплуатацией детей.

Нужно отметить, что все Специальные докладчики сотрудничают друг с другом и вспомогательными органами Совета ООН по правам человека, соответствующими органами и механизмами ООН, включая межучрежденческую группу по борьбе с торговлей людьми. В этом плане важным организационным моментом является ежегодное проведение встреч обладателей мандатов специальных процедур Совета ООН по правам человека.

Так, в докладе Верховного Комиссара ООН по правам человека, представленном на десятой встрече представителей специальных процедур Комиссии ООН по правам человека (2003 год), указываются достижения работы специальных докладчиков, которые заключаются в их тесном взаимодействии со средствами массовой информации путем проведения многочисленных пресс-конференций, подготовки пресс-релизов, что позволяет делать их работу и рекомендации прозрачными и общедоступными [10, п. 21], сотрудничество с неправительственными организациями в рамках соответствующих мандатов [10, п. 35], доступность информации, а именно докладов [10, п. 38].

В докладе, озвученном на одиннадцатой встрече представителей специальных процедур Комиссии ООН по правам человека (2004 год), Верховный Комиссар ООН по правам человека выделил ряд проблем, связанных с работой докладчиков: дублирование деятельности [11, п. 25], трудности в области сотрудничества с агентствами ООН на местах в странах посещения [11, п. 28], создание государствами искусственных правовых барьеров для ограничения применения прав человека в конфликтных ситуациях [11, п. 38].

Важным является вопрос дублирования. Бытует мнение, что благодаря различию структур договорных органов и специальных процедур дублирование предпринимаемых действий вовсе отсутствует [12, п. 47]. На наш взгляд, проблема дублирования между договорными органами и специальными процедурами все же имеет место.

С другой стороны, сложно избежать дублирования деятельности среди Специальных докладчиков. Думается, для устранения дублирования в обеих ситуациях недостаточно ежегодного проведения общего собрания всех представителей специальных процедур, поэтому необходимо обеспечить систематическое и постоянное управление и обмен информацией между специальными процедурами Совета ООН по правам человека и основными и договорными органами системы ООН.

Американский исследователь Стефани Фэрирор обоснованно отмечает недостаточность финансирования, ограничивающую потенциальную эффективность работы докладчиков [13, с. 247].

По нашему мнению, стоит выделить затруднения, заключающиеся в том, что государства, пользуясь своим суверенитетом, отказывают или не отвечают на запросы Специальных докладчиков о посещении.

Серьезным недостатком деятельности Специальных докладчиков также является отсутствие последующих действий и информации о ходе реализации государствами-адресатами выводов и рекомендаций сотрудников системы специальных процедур. Широко распространено мнение о том, что система специальных процедур нуждается в улучшении обеспечения большей согласованности и последовательности методов работы [14, п. 61].

Крайне спорными нам представляются названные в пособии для специальных процедур Совета ООН по правам человека пути по повышению действенности визитов стран: 1) формулирование рекомендаций в манере, способствующей их имплементации и последующему мониторингу; 2) проведение переговоров и повторных визитов; 3) сотрудничество с соответствующими партнерами [15, п. 97], в том числе мандатарии могут запрашивать информацию у правительств и других соответствующих источников для оценки уровня исполнения рекомендаций [15, п. 100].

Ключевым моментом в данной ситуации выступает продолжение конструктивного диалога и эффективное сотрудничество с государствами на всех уровнях, а также проведение систематического мониторинга выполнения государствами рекоменда...

Другие файлы:

Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека в России и в Европейском Суде по правам человека
Развитие концепции прав человека в России. Анализ действующего законодательства РФ в данной области. Общая характеристика, состав и порядок деятельнос...

Порядок рассмотрения жалоб Европейского суда по правам человека
Европейский суд по правам человека как международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы. Знак...

Европейский суд по правам человека
Правовые и организационные аспекты деятельности европейского суда по правам человека. Состав суда: 44 судьи, которых избирает Парламентская Ассамблея...

Юрисдикция и механизм функционирования Европейского суда по правам человека
Понятие, состав и процедура формирования Европейского Суда по правам человека. Правовая характеристика документов, регламентирующих деятельность Европ...

Уполномоченный по правам человека в РФ и его место в системе средств правовой защиты
Институт Уполномоченного по правам человека: история становления и зарубежный опыт. Изучение порядка назначения Уполномоченного по правам человека в Р...