Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Международные отношения

Конкурентные стратегии на мировых рынках

Тип: курсовая работа
Категория: Международные отношения
Скачать
Купить
Понятия, факторы и индикаторы конкуренции и международной конкурентоспособности. Теория международной конкуренции Портера. Понятие, формы и типы международных конкурентных стратегий. Особенности проявления международной конкуренции в современных условиях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Мировая экономика»

Конкурентные стратегии на мировых рынках

Научный руководитель: кандидат экон. наук,

доцент кафедры экономической теории

и регионального развития Валиулин В.Г.

Курсовую работу выполнил:

студент группы ЭЭБ-202 Петрова А.С.

Челябинск

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке

1.1 Конкуренция и конкурентоспособность

1.2 Теория международной конкуренции Портера

1.3 Факторы и индикаторы международной конкурентоспособности

Глава 2. Анализ международных конкурентных стратегий

2.1 Международные конкурентные стратегии: понятие, формы международной конкуренции

2.2 Типы международных стратегий

2.3 Классификация стратегических подходов для международных компаний

Глава 3. Проблемы и перспективы развития конкурентоспособности российской экономики

3.1 Особенности проявления международной конкуренции в современных условиях

3.2 Причины сдерживания конкурентных преимуществ России

3.3 Пути повышения конкурентоспособности России

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсового исследования состоит в том, что одной из наиболее мощных сил, оказывающих влияние на компании в современных условиях развития мировой экономики, является глобализация конкуренции.

Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.

Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, а особый динамизм конкуренции придает НТР.

В результате ее действия произошло падение стоимости транспорта и связи, нарастание информационных и технологических потоков через границы государств, дальнейшая унификация национальных инфраструктур, снижение торговых и инвестиционных барьеров. Следствием этих изменений стал заметный рост международной торговли и инвестиций.

Неудивительно, что по мере дальнейшей глобализации конкуренции исследования и корпоративная практика в области международной стратегии приобретают для многих компаний все большее значение. Основное внимание специалистов по выработке международной стратегии привлекает способность многонациональной компании создавать конкурентные преимущества за счет своей активности на мировом рынке.

Компании стремятся распространить свою деятельность на международные рынки по любой из трех основных причин: для завоевания новых рынков, из-за конкурентной потребности снизить затраты или из-за желания получить доступ к природным ресурсам других стран. Независимо от того, какая причина движет компанией, международная стратегия должна соответствовать ситуации. Особое внимание должно быть уделено различиям в потребностях покупателей и их традициях на национальных рынках, каналам распределения, долгосрочному потенциалу, движущим силам и конкурентному давлению.

Целью данной курсовой работы является раскрытие темы «Конкурентные стратегии на мировых рынках» - выяснить и проанализировать международные конкурентные стратегии, их типы и формы проявления, конкурентоспособность России в современном мире.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

- изучены научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке;

- проведен анализ международных конкурентных стратегий;

- выявлены проблемы и перспективы развития конкурентоспособности российской экономики.

Объектом курсового исследования являются особенности проявления международной конкуренции в современных условиях.

Предметом курсового исследования выступают международные конкурентные стратегии как средство эффективности конкурентной борьбы.

Теоретической основой курсового исследования являются разработки ведущих ученых в области международных экономических отношений, экономистов-теоретиков.

Методологическую основу составляет диалектический метод познания, предопределяющий изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. В работе использованы общенаучные методы сравнительного анализа, а также методы индукции и дедукции.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования для дальнейшего исследования проблемы разработки международных конкурентных стратегий на мировых рынках в современных условиях.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке

1.1 Конкуренция и конкурентоспособность

С началом процесса либерализации внешнеэкономических связей и перехода к рыночной системе хозяйствования в России возник мощный интерес к тому, что охватывают понятия конкуренция и конкурентоспособность.

Конкуренция (от лат. concurrere «сталкиваться», «соперничать») -- борьба, соперничество в какой-либо области с получением какой-либо выгоды [12, с.72].

Конкуренция есть органически присущее свойство любого экономического субъекта, который хозяйствует в условиях рыночной или смешанной экономики (т.е. в условиях экономических систем фактически всех стран мира).

Конкуренция как экономическое понятие -- это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности [5, с.104].

Понятие «конкуренцию» неразрывно связано с понятием «борьба». Такая борьба происходит между любыми экономическими субъектами: борьба между производителями за потребителей, борьба между государствами за максимизацию выгод от внешней торговли. В рыночных условиях выигрыш в подобной борьбе, безусловно, является целью любого хозяйствующего субъекта (фирмы, отрасли, наконец, страны).

Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса.

Безусловно, сущность, формы, мeтоды конкуренции в процессе развития экономики претерпевают изменения. Так, на отдельных исторических отрезках времени приватизировала свободная конкуренция, затем «весы» склонились в плоскость монополистической конкуренции. Ценовая конкуренция постепенно стала вытесняться неценовой конкуренцией, т.е. большее значение стали играть качество, уровень предоставляемых услуг и т.д. Мощнейшим фактором стали новации, НИОКР и т.п.

Конкуренция является необходимым, важнейшим и органичным элементом рыночного механизма, хотя на различных рынках и в различных рыночных ситуациях проявление данного феномена будет различаться скорее по форме, нежели по содержанию.

Что же касается самого понятия конкуренция, то его можно определить как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости и борьбы между выступающими на рынке его субъектами в целях обеспечения наилучших возможностей для сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения возможно большей прибыли.

Под продукцией зачастую понимаются товары, нечто материальное осязаемое. Однако необходимо иметь в виду, что в данном контексте следует понимать и услуги, на рынке которых именно в последние годы резко обострилась конкурентная борьба. В мире насчитываются тысячи компаний, поставляющих услуги в той или иной области деятельности. Любой грузоотправитель и международный экспедитор моментально назовут десяток компаний, которые остро конкурируют за клиента на мировом транспортном рынке.

А как сюда не отнести прямые и портфельные инвестиции, на рынке которых тоже царит своя конкуренция, своя борьба за клиента. Понятно, что в одни страны инвестиции идут в виде мощнейшего потока, а в другие тоненьким ручейком. Острая конкуренция существует и в области продвижения научных исследований и идей, интеллектуальной собственности. Данный аспект не вызывает сомнений в тех странах, где существует объемный рынок научных идей.

Понятие «конкуренция» тесно связано с понятием «конкурентоспособность». Как и в любом противоборстве, в процессе конкуренции на любом уровне обнаруживаются и свои лидеры и свои аутсайдеры. В этом смысле понятие «конкурентоспособность» говорит о потенциале экономического субъекта, создающем предпосылки для выигрыша в этой конкурентной борьбе.

Если говорить применительно к предприятию, то его конкурентоспособность определяется его возможностью безубыточно реализовать свой товар на рынке, получать на нем существенную долю прибыли,...

Другие файлы:

Ценовая политика в международном бизнесе, виды цен на рынке международных транспортных перевозок
Факторы и специфика ценообразования на мировом рынке. Роль государства в формировании цен на мировых рынках. Ценовые стратегии на мировых рынках. Осно...

Формирование долгосрочных конкурентных стратегий белорусских экспортёров на зарубежных рынках
Базовые конкурентные стратегии предприятий-экспортеров Майкла Портера, Мишеля Трейси, Фреда Вирсема. Роль компании на зарубежном рынке. Стратегии комп...

Роль конкуренции в процессе управления
Конкурентные преимущества в стратегии компании. Стратегические факторы успеха на рынках потребительских товаров. Исследование непосредственного влияни...

Маркетинговая стратегия ОАО "Белшина" на внешних рынках
Сущность, виды и цели маркетинговой стратегии белорусских предприятий на внешних рынках. Характеристика и анализ маркетинговой стратегии ОАО "Белшина"...

Совершенствование стратегии развития организации
Основные понятия и элементы стратегии менеджмента. Методы анализа рынков. Конкурентные стратегии в стратегическом менеджменте. Отраслевой и конкурентн...