Использование зарубежного опыта в дистрибьюторской деятельности
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Использование зарубежного опыта в дистрибьюторской деятельности
1. Понятие об иностранной дистрибьюторской деятельности и ее особенности
Многие иностранные компании, заинтересованные в эффективном расширении сети сбыта производимой продукции и проникновении товара на новые внутренние рынки, могут использовать такой современный механизм продвижения товара, как дистрибьюторство. Эта форма предпринимательства обоснованно получила широкое распространение в мировой практике.
Дистрибьютор (англ. distributor - распространитель) - фирма, осуществляющая оптовую закупку, или индивидуальный предприниматель, осуществляющий мелкооптовую или крупнооптовую закупку определённых товаров у крупных промышленных фирм-производителей с целью последующего сбыта этих товаров дилерам на региональных рынках. Может осуществлять свою деятельность как от своего, так и не от своего имени, но за свой счет.
Помимо выполнения функции торгового посредника, дистрибьютор может также оказывать маркетинговые услуги, услуги по монтажу и наладке оборудования, а также проводить обучение по эксплуатации последнего. Дистрибьютор получает исключительное право на покупку, хранение, продажу, определение перечня товаров, услуг на конкретном рынке.
Дистрибьюторские фирмы - это независимые относительно крупные коммерческо-посреднические организации, располагающие своими или арендуемыми складами, осуществляющие сбыт товаров на основе закупок за свой счёт товарной продукции непосредственно у изготовителей, завоза её на склад, организации хранения и отгрузки покупателю. Дистрибьюторские фирмы проводят свою работу на основе долговременных соглашений с предприятиями производителями.
В настоящее время невозможно представить себе крупную компанию без дистрибьютерской сети. Производственные компании очень серьезное внимание уделяют наличию в их активе отлаженной регулярной системы поставок, иначе их товар не попадет в розничные точки.
Особенности иностранной дистрибьюторской деятельности.
Для построения эффективной дистрибьютерской сети на территории иностранного государства крайне важно знать не только само понимание системы ее построения, но и сложившиеся традиции и культуру потребления, законодательство, административные препоны, понимание с кем стоит работать, а с кем нет, оценивая все возможные риски. Только понимание общей ситуации, с выработкой правильных управленческих решений позволит быть успешным и иметь прибыльные каналы сбыта.
2. Развитие дистрибьюторской деятельности за рубежом
В развитых странах сбыт значительной массы товарной продукции производится через оптово-посреднические структуры, поскольку производителям товаров, особенно мелким и средним, часто выгоднее пользоваться их услугами, чем вкладывать средства в создание собственных сбытовых каналов. За последние 20 лет доля оптово - посреднических звеньев в реализации товаров в западных странах увеличилась с 25 до 40-45% При этом если в Англии через оптово-посреднические звенья проходит около 25% розничного товарооборота, то в США - 50%.
Специалисты отмечают высокий уровень и тенденцию к дальнейшей специализации оптово-посреднических предприятий, которая происходит по следующим основным направлениям:
1) по функциональным направлениям деятельности (самостоятельный опт, производственный сбыт, оптово-закупочные организации розничной торговли и т.д.);
2) в зависимости от приобретения права собственности на товар;
3) по набору выполняемых оптовых услуг;
4) по товарной специализации (широтой ассортимента реализуемых товаров).
3. Американский опыт дистрибьюторской деятельности
Наибольшим разнообразием отличается организационная структура дистрибьюторской деятельности в США, где насчитывается до 20 видов различного рода посреднических структур: 300 тыс. оптовых фирм и около 70 тыс. оптовых посредников.
Среди различных видов оптово-посреднических предприятий можно выделить следующие:
1. Самостоятельные оптовые фирмы;
2. Посреднические фирмы;
3. Оптовые отделения промышленных компаний;
4. Закупочные организации и оптовые склады розничных фирм;
5. Оптовые заготовители сельскохозяйственной продукции;
6. Оптовые фирмы по торговле нефтепродуктами.
1. Самостоятельные оптовые фирмы, приобретают право собственности на товар, и являются доминирующими Они сосредоточили у себя более 80% складских площадей, почти 80% численности работников, около 50% объема продаж. Число таких предприятий составляет около 70% от общего числа оптовых предприятий.
2. Посреднические фирмы, не приобретают права собственности на товар, составляют около 10% численности оптово-посреднических предприятий и около 10% объема продаж.
3. Оптовые отделения промышленных компаний составляют около 10% оптовых предприятий и около 35% объема оптовых продаж товаров.
4. Закупочные организации и оптовые склады розничных фирм находятся в совместном владении нескольких розничных фирм и предназначены для обеспечения товароснабжения их магазинов.
5. Оптовой заготовители сельскохозяйственной продукции покупают товары у мелких сельскохозяйственных производителей для дальнейшей поставки их на рынок.
6. Оптовые фирмы по торговле нефтепродуктами - это специализированные оптовые предприятия, работающие в тесном контакте с нефтеперерабатывающими компаниями, обеспечивая их складскими помещениями и торговыми по услугами.
Анализ товарной структуры оптовых продаж в США показывает, что более 60% предприятий оптовой торговли занято сбытом товаров длительного пользования. На них занято 59% общего количества работников и осуществляется 50% всего объема оптовых продаж. Наиболее заметными по объему продаж являются такие товарные группы, как машины, оборудование, запасные части, бакалейные товары, нефть и нефтепродукты.
В США посредничество очень развито также в торговле продовольственными (особенно консервированной продукцией) и текстильными товарами. В целом, по данным исследований, отдельные источники товаров обеспечения розничной торговой сети делятся таким образом:
* закупка товаров непосредственно у производителей - 44%;
* оптовые звенья промышленности - 22%;
* оптовые фирмы - 34%.
4. Европейский опыт дистрибьюторской деятельности
В европейских странах посредническая деятельность регламентируется как нормами национального права, так и унифицированными нормами международного права. Так, Советом Европейских Сообществ 18 декабря 1986 г. была принята Директива ЛВ 86/655 о координации законодательств государств-членов о независимых торговых агентах, где подробно регламентируются их деятельность, а также порядок заключения агентских соглашений.
Германия.
В Германии посредническая деятельность, осуществляемая соответствующими фирмами на основе договорных отношений с обслуживаемыми заказчиками, получила свое широкое развитие в последние 20-25 лет. Они оказались особенно эффективными при внедрении на промышленных фирмах новейших систем управления потоками материалов и недостатка в них складских площадей.
Функциональной основой во взаимоотношениях промышленных фирм и посреднических предприятий является комплекс услуг, предоставляемых ими Они размещают заказы на производство, активно участвуют в рекламировании производимой продукции, привлекают к работе отделы маркетинга и планирования производства промышленных компаний.
В последние годы в Германии наметился рост количества промышленных предприятий, создающих собственную сбытовую сеть (торговые представительства и филиалы). Этому есть следующие причины:
1) более экономичный сбыт через соответствующие отделения;
2) недостаточная профессиональная подготовка в торговле;
3) обеспечение собственными отделениями сбыта более рациональных и быстрых сервисных услуг для клиентов;
4) целесообразность для крупных предприятий прямых контактов с клиентами;
5) обеспечение и сохранение качества товаров;
6) уникальность товаров;
7) гибкие условия при переговорах о ценах;
8) регионально ограничена сфера сбыта.
5. Российский опыт и опыт других стран
дистрибьюторский оптовый брокер комиссионер
Россия.
В России первые дистрибьюторы появились в начале 1990-х годов. В 1992 году, двое предприимчивых выпускников МХТИ им. Менделеева организовали небольшую собственную фирму. Молодые бизнесмены решили начать исследование мирового рынка производителей с Африки, и не прогадали. Так в России появился растворимы напиток в порошке под названием «Инвайт».
В настоящее время в России наиболее распространенными видами посредников являются коми...
Совершенствование дистрибьюторской деятельности в системе маркетинга (на примере ООО "Эльдорадо")
Понятие дистрибьютора, его сущность и особенности функционирования. Программы повышения лояльности клиентов. Специфика функционирования и направления...
Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности на примере субъекта федерации
Необходимость, цели и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Проблемы, сдерживающие развитие государственного регулир...
Управление затратами на предприятиях шинной промышленности (на примере ОАО "Нефтекамскшина")
Сущность управления затратами, их учет и классификация. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Нефтекамскшина". Анализ динамик...
Методы управления финансами на предприятии АО "Рахат"
Сущность финансового планирования и прогнозирования в организации, методы управления. Отчетность фирмы АО "Рахат". Особенности зарубежного опыта оценк...
Совершенствование дистрибьюторской деятельности в системе маркетинга на примере ООО Эльдорадо