Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Международные отношения

География внешней торговли продукции станкостроения

Тип: курсовая работа
Категория: Международные отношения
Скачать
Купить
Сущность внешней торговли. Тенденции станкостроения в России в 2009–2011 гг. Анализ экспортности производства продукции станкостроения. Страны, экспортирующие и импортирующие продукцию станкостроения. Влияние внешней торговли на экономический рост.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Одной из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Российской Федерацией, является максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом ликвидации негативных последствий мирового финансового кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику и ее подключения к системе международного Разделения труда. Те же задачи стоят и перед другими странами. На протяжении всей истории России, включая ее советский период, внешняя торговля играла существенную роль в решении задач социально-экономического развития государства. При этом в течение ряда десятилетий внешняя торговля оставалась для экономики бывшего СССР тем «коридором», который связывал «советскую» плановую экономику с рыночным хозяйством зарубежных стран. На начальном этапе экономических реформ в России со сферой внешней торговли связывались задачи по устранению существовавшего в тот период острейшего товарного дефицита, пополнение государственного бюджета отчислениями от доходов внешнеторговой деятельности, по привлечению в российскую экономику конвертируемой валюты.

Внешняя торговля стала инструментом реализации не самой оптимальной модели перехода России к рыночной экономике, одним из каналов «бегства» отечественных капиталов за рубеж. В то же время в рамках реально выбранного курса она объективно явилась одним из основных источников ресурсов для поддержания экономики страны «на плаву» и, кроме того, важнейшим инструментом начала интеграции (пусть несовершенной) большинства ее сегментов в систему рыночных связей. Во многом за счет импорта было обеспечено решение одной из задач начального периода реформ - насыщения потребительского рынка страны.

Все это подтверждает актуальность выбранной мною темы курсовой работы.

Цель работы - определить современное состояние внешней торговли станкостроительной продукции в мире.

Объект исследования - страны, лидеры по экспорту и импорту станкостроительной продукции.

Предмет исследования - экспортно-импортные операции стран - лидеров по экспорту и импорту станкостроительной продукции.

Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

– изучить сущность понятия внешней торговли;

– рассмотреть тенденции станкостроения в России в 2009-2011 гг.,

– провести анализ экспортности производства продукции станкостроения;

– выявить ведущие страны - экспортеры и продукции станкостроения.

1. Теоретические аспекты и основы внешней торговли

1.1 Сущность понятия внешней торговли

Внешняя торговля - форма международных экономических отношений, которая представляет собой совокупность экспортных товаров и услуг, в производстве которых страна обладает преимуществом, и импортных товаров и услуг, в производстве которых страна не обладает преимуществом, регулируется институтами мирового хозяйства и направлена на экономический рост. Первые попытки определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели были сделаны на стадии перехода от феодализма к капитализму (XV-XVIII вв. - в экономическом учении меркантилистов, яркими представителями которого являлись Т. Мен, Ж.Б. Кольбер и Ч. Давенант). Придерживаясь статического взгляда на мир, они исходили из следующего:

– богатство страны ассоциировалось с серебром и золотом, которыми она располагает;

– мир располагал ограниченным количеством богатств;

– богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой.

Практические рекомендации меркантилистов были основаны на том, что для того чтобы укрепить национальные позиции государства необходимо:

– вывозить товара больше, чем ввозить, что позволяет увеличить приток золота, производство и занятость;

– регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта при помощи тарифов, квот и прочих инструментов;

– строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в стране, что позволит аккумулировать золото и держать низкими экспортные цены на готовую продукцию;

– запретить всякую торговлю колоний с другими странами, кроме метрополии, а также производство готовых товаров.

Школа меркантилизма просуществовала более полутора веков и внесла свой вклад в теорию международной торговли - впервые была подчеркнута значимость внешней торговли для экономического роста стран, и был описан платежный баланс. При этом взгляды меркантилизма были ограниченными, и заключались в том, что обогащение одной нации они видели только за счет обнищания другой, а достигали этого с помощью протекционистской политики.

В настоящий период времени формой связи между производителями продукции разных стран выступает их внешнеторговая деятельность. Она предусматривает обмен товарами, услугами и капиталом между различными странами. Таким образом, под внешней торговлей также понимают межрегиональный обмен товарами, услугами и капиталом (получение кредитов).

Развитие внешней торговли обусловлено тем, что она позволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран. Ее роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества постоянно возрастает. С одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой - произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.

Под экспортом понимается вид предпринимательской внешнеторговой деятельности, связанной с получением предприятием (резидентом) валютной выручки в результате реализации и вывоза своей конкурентной продукции иностранному партнеру (нерезиденту) за пределы страны.

Экспорт приводит к стимулированию совокупного спроса и предложения. Стимулирование совокупного спроса реализуется как непосредственно через чистый экспорт, так и опосредованно через рост зарплат работников, прибылью фирм, действующих в экспортоориентированных отраслях; налоговых и таможенных платежей - это приводит к росту потребительских расходов, инвестиций фирм и государственных расходов соответственно. Стимулирование совокупного предложения осуществляется непосредственно через увеличение объемов производства в экспортоориентированных отраслях.

Схема экспортной операции включает:

– подписание контракта на поставку товара;

– поставку товаров.

Различают следующие виды экспорта:

Прямой экспорт осуществляется через экспортный отдел предприятия, находящийся в собственной стране, через сбытовое отделение (филиал) за рубежом, коммивояжеров по экспортным операциям, также через зарубежных дистрибьюторов или агентов.

Косвенный экспорт осуществляется путем привлечения независимых посредников-экспортеров, агентов, различных организаций. Косвенный экспорт наиболее распространен за рубежом. Этому способствуют два фактора:

– предприятие производит все товары в собственной стране, следовательно, требуется меньше капиталовложений на расширение производства и создание собственного торгового аппарата за рубежом;

– меньше степень риска.

Под импортом понимается вид предпринимательской деятельности российских резидентов, связанный с закупкой у нерезидентов и ввозом в страну резидента товаров, услуг и технологий для последующей реализации на внутреннем рынке.

Механизм воздействия импорта на экономический рост неоднозначен: с одной стороны - рост импорта снижает совокупный спрос на национальные товары и услуги и снижает совокупное предложение; а с другой - импорт увеличивает количество технологических товаров, стимулирует экономический рост национальной экономики через интенсивные факторы экономического роста.

Различают импортные операции следующих видов:

– прямые;

– косвенные.

При прямом импорте российские резиденты покупают товары непосредственно у зарубежного изготовителя (нерезидента) или у посредника по экспорту за границей. Импортная сделка осуществляется между резидентом (отечественным получателем) и нерезидентом (поставщиком) за границей.

При косвенном импорте российские предприятия (резиденты) покупают товар у отечественного коммерсанта (отдельной фирмы), специализирующегося на импортных сделках, который в свою очередь получает товар от зарубежного производителя (нерезидента) или экспортера (им также может быть другой резидент). Импортная сделка осуществляется между отечественным коммерсантом, специализирующимся на импорте определенных товаров, и поставщиком за границей.

Импортный режим также бывает двух видов:

– нелицензируемый импорт;

– лицензируемый импорт.

Нелицензируемый импорт осуществляется в том случае, когда заключение импортных контрактов не имеет ограничений, т.е. импортер (нерезидент) может без специального разрешения регулирующих органов заключить договор купли-продажи (контракт) с зарубежным поставщиком (другим нерезидентом), ввезти товар на территорию России и произвести оплату.

Лицензируемый импорт осуществляется в том случае, когда для ввоза товаров из-за границы требуется специальное разрешение регулирующи...

Другие файлы:

Экономическая и социальная география как подсистема географических наук
Процесс формирования экономической и социальной географии. Социально-экономическая география, представляющая общественное направление, как подсистема...

Товарная структура и направление торговли России на мировом рынке товаров
Основные показатели внешней торговли. Динамика внешней торговли. Развитие импорта и экспорта. Товарная и географическая структура внешней торговли. Пр...

Перспективы развития внешней торговли России
Структура внешней торговли как формы международных экономических отношений. Основные показатели и место внешней торговли России в мировой экономике. А...

Инструменты государственного регулирования внешней торговли
Направления внешней торговли. Торговые барьеры для Российской Федерации на мировом рынке. Анализ торговых отношений и процессов регулирования внешней...

Итоги внешней торговли Томской области за январь – сентябрь 2010 г
Индексный и балансовый методы, основные приемы анализа статистических показателей внешней торговли субъектов РФ. Экспорт и импорт внешней торговли Том...