Антикризисный бюджетный менеджмент в Европейском Союзе
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
- Введение
- 1. Антикризисный бюджетный менеджмент в ЕС. Предпосылки кризиса
- 2. Антикризисные меры ЕС
- 3. Уроки для Украины
- Вывод
- Список использованных источников
Введение
Тема контрольной работы "Антикризисный бюджетный менеджмент в ЕС" по дисциплине "Экономика зарубежных стран".
Роль и значение бюджетного менеджмента во время возникновения и развития финансового кризиса трудно переоценить. Если раньше "стандартный набор" макроэкономических мер со стороны правительств сводился к необходимости применения ряда неолиберальных или неокейнсианских инструментов, то современные подходы к достижению стабильности, скорее всего, напоминают действие континентальной пожарной команды, ведь ситуация на финансовых рынках ЕС постоянно меняется и достигнутые накануне лидерами стран договоренности теряют смысл уже на следующий день. Ввиду этого требуют переоценки концептуальных начал бюджетной политики всей интеграционной группировки, которая в свое время была глубоко обоснована в трудах Д. Дайнена, В. и Г. Волесов, Т. Бале, Б. Арди и Али Эль-Аграа, однако не всегда эффективно срабатывает сегодня.
Цель работы - выявить особенности и сущность антикризисного бюджетного менеджмента в ЕС и оценить возможности применения системы стабилизационных финансовых мер, которые были апробированы в ряде стран Центральной и Восточной Европы, а также в Украине.
1. Антикризисный бюджетный менеджмент в ЕС. Предпосылки кризиса
Нынешний финансово-экономический кризис начался в 2007 г. с проблем на рынке недвижимости США и постепенно перекинулся на операторов финансового сектора стран Западной Европы. Ситуация приняла критический размах в сентябре - октябре 2008 г., что потребовало принятия адекватных мер на уровне не только США и ЕС, но и всего мирового сообщества.
В ЕС в первую очередь пострадали страны, на рынках недвижимости которых произошел спад (Великобритания, Ирландия, Испания). Обострению кризиса способствовала значительная доля проблемных секторов (финансового и отдельных отраслей промышленности) в структуре ВВП крупнейших стран - членов ЕС (в начале кризиса она составляла от 1/5 в Испании до 1/3 во Франции и Великобритании); доля занятых в этих секторах в среднем равнялась 12,8%. Усилила масштабность кризисных явлений в ЕС тесная взаимозависимость экономических систем стран-членов (большие объемы торговли и инвестиций, а также единый рынок, что еще пять лет назад считалось преимуществом).
Сегодня большое беспокойство вызывает ситуация в сфере государственных финансов стран - членов ЕС. Так, в конце 2009 г. они все без исключения имели дефицит государственного бюджета и увеличили свои долговые обязательства. Их совокупный долг измеряется двузначными процентными показателями, кроме Эстонии, у которой долговые обязательства самые низкие в ЕС (7,2% ВВП), а также Греции и Италии, где эти показатели трехзначные (соответственно, 127 и 116% ВВП). Относительно стабильной ситуация в сфере государственных финансов остается в Швеции, Финляндии, Люксембурге, Болгарии, Дании, Чехии, Словении. Самые худшие показатели демонстрируют Греция, Ирландия, Испания, Португалия, Великобритания, Бельгия и Италия. Средние значения бюджетного дефицита по ЕС составляют 6,8% ВВП. В еврозоне они немного ниже, однако более чем в 2 раза превышают максимально допустимый маастрихтский норматив (3%). Средняя по ЕС задолженность составляет 74% ВВП, а в еврозоне она превышает 79% (табл.1).
Таблица 1
Показатели дефицита государственного бюджета и совокупного государственного долга стран - членов ЕС в 2004-2009 гг. (% ВВП)
Страна |
Дефицит государственного бюджета |
Совокупный государственный долг |
|||||||||||
2004 г |
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
2004 г |
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
||
Бельгия.... |
-0,3 |
-2,8 |
0,2 |
-0,3 |
-1,3 |
-6,0 |
94,2 |
92,1 |
88,1 |
84,2 |
89,6 |
96,2 |
|
Болгария.... |
1,8 |
1,0 |
1,9 |
1,1 |
1,7 |
-4,1 |
37,0 |
27,5 |
21,6 |
17,2 |
13,7 |
14,7 |
|
Чехия..... |
-3,0 |
-3,6 |
-2,6 |
-0,7 |
-2,7 |
-5,8 |
30,1 |
29,7 |
29,4 |
29,0 |
30,0 |
35,3 |
|
Дания..... |
2,1 |
5,2 |
5,2 |
4,8 |
3,4 |
-2,7 |
45,1 |
37,8 |
32,1 |
27,4 |
34,2 |
41,4 |
|
Германия... |
-3,8 |
-3,3 |
-1,6 |
0,3 |
0,1 |
-3,0 |
65,8 |
68,0 |
67,6 |
64,9 |
66,3 |
73,4 |
|
Эстония.... |
1,6 |
1,6 |
2,4 |
2,5 |
-2,8 |
-1,7 |
5,0 |
4,6 |
4,4 |
3,7 |
4,6 |
7,2 |
|
Ирландия... |
1,4 |
1,6 |
2,9 |
0,0 |
-7,3 |
-14, |
29,7 |
27,4 |
24,8 |
25,0 |
44,3 |
65,5 |
|
Греция.... |
-7,5 |
-5,2 |
-5,7 |
-6,4 |
-9,4 |
-15, |
98,6 |
100, |
106,1 |
105,0 |
110,3 |
126,8 |
|
Испания.... |
-0,3 |
1,0 |
2,0 |
1,9 |
-4,2 |
-11,1 |
46,2 |
43,0 |
39,6 |
36,1 |
39,8 |
53,2 |
|
Франция.... |
-3,6 |
-2,9 |
-2,3 |
-2,7 |
-3,3 |
-7,5 |
64,9 |
66,4 |
63,7 |
63,8 |
67,5 |
78,1 |
|
Италия.... |
-3,5 |
-4,3 |
-3,...
Другие файлы:
Правовое обеспечение защиты права на безопасность личных данных в Европейском Союзе Антикризисный менеджмент и профилактика банкротства на предприятии в современных условиях рыночной экономики на примере НГДУ "Елховнефть" Антикризисное управление. |