Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Международные отношения

Анализ опыта реализации концессионных проектов за границей

Тип: реферат
Категория: Международные отношения
Скачать
Купить
Характеристика концессии как формы привлечения инвестиций частного сектора. Рассмотрение крупнейшего инфраструктурного проекта строительства и эксплуатации тоннеля под Ла-Маншем. Анализ факторов, препятствующих успешной реализации концессионных проектов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Индивидуальное задание на тему:

"Анализ опыта реализации концессионных проектов за границей"

Донецк, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика концессионных проектов

2. Реализация концессионных проектов в мире

3. Проблемы и перспективы реализации концессионных проектов

Список использованных источников

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Сегодня сектор экономической инфраструктуры даже в промышленно развитых странах (не говоря о тех, которые развиваются) переживает серьезный кризис, что является отражением кризисных процессов в системе государственных финансов, а также достаточно низкой эффективностью функционирования государственных и полугосударственных предприятий данного сектора.

В 80-90-е годы ХХ века большое распространение во всем мире и особенно в развивающихся странах, получили различные варианты так называемых концессионных контрактов, один из их разновидностей - контракты ВОТ (Build, Operate, Transfer).

Согласно этим контрактам, подрядчик строит объект (Build) обеспечивает в течение определенного периода (срока концессии) эксплуатацию этого объекта (Орегаtе) и затем передает его государственному заказчику (Тгаnsfer) [7, c. 89].

Хотя формально организатором торгов является проектная компания, в создаваемых тендерных комитетах нередко присутствуют представители кредиторов. Чаще всего в схемах ПФ предусматриваются варианты централизованных закупок (например, один контракт на условиях "объект под ключ"), при которых легче осуществлять эффективный контроль за всем комплексом работ и мероприятий в рамках проекта. Если в рамках ПФ реализуется проект, принадлежащий к сектору экономической инфраструктуры (электроэнергетика, платные дороги, мосты, аэропорты, водоснабжение и т.п.), то речь может идти о конкурсе на присуждение концессии, организуется уполномоченной на то государственной структурой. С победителем конкурса подписывается концессионный контракт [7, c. 96-97].

Срок контракта (срок концессии) определяется таким образом, чтобы подрядчик (он же концессионер) смог возместить свои затраты на строительство объекта и получить запланированную прибыль.

Согласно Закону Украины "О концессиях" концессия - предоставление в целях удовлетворения общественных потребностей уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу права на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии (срочное платное владения), при условии взятия субъектом предпринимательской деятельности (концессионером) на себя обязательств по созданию (строительству) и (или) управлению (эксплуатации) объектом концессии, имущественной ответственности и возможного предпринимательского риска [1, ст. 1]. концессионный проект инфраструктурный инвестиция

Мировая практика реализации инвестиционных проектов на концессионной основе свидетельствует, что концессия - это форма привлечения инвестиций частного сектора, которому государство предает права владения и пользования инфраструктурными объектами на период строительства и эксплуатации. В рамках концессионной деятельности осуществляется объединение интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности с целью обеспечения социально-экономического роста Украины и развитие реального сектора экономики на основании привлечения инвестиций в производственную инфраструктуру страны, региона, города.

Особенностями концессионной деятельности являются: концессия используется по поводу объектов государственной и коммунальной собственности; государство в лице разных органов власти является одним из субъектов концессионных отношений; целью концессии является удовлетворение социальных потребностей; концессионная деятельность осуществляется на основе концессионного договора; срок действия концессии составляет 10 - 50 лет; статус концессионера - отечественные и иностранные инвесторы; процедура привлечения концессионера - концессионный конкурс; оплата концессионных платежей; концессионер самостоятельно принимает управленческие решения и ведет текущую производственную, финансовую, инвестиционную, административно-хозяйственную деятельность без вмешательства государственных органов власти согласно условиям концессионного договора; объекты концессии остаются в государственной собственности и т.д. [4, с. 154].

Мониторинг концессионной деятельности должен бать направлен на обеспечение соблюдения сторонами концессионного договора всех его положений [3].

Несмотря на принятый в 1999 г. Закон Украины "О концессии", сегодня в стране существует ряд проблем и факторов, которые препятствуют успешной реализации концессионных проектов [8, c. 483].

Концессионные сделки не должны восприниматься как инструмент привлечения только иностранного капитала. Прежде всего, они должны быть сориентированы на отечественные промышленные предприятия, строительные компании, коммерческие банки и другие частные финансово-кредитные учреждения [8, c. 484].

2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ В МИРЕ

Для осуществления инвестиционных проектов любого типа, в том числе концессионного, является необходимым вложение капиталов определенной формы и определенного размера - инвестиционных ресурсов[2].

Судя по разным оценкам и статистическим данным, основная часть инвестиционных проектов концессионного типа (концессионных проектов) реализуется в транспортном секторе. По данным Мирового банка, в период 1984 г. по сентябрь 1995 г. в мире было реализовано или находилось на разных стадиях реализации 230 инвестиционных концессионных проектов в разных секторах инфраструктуры. Из них 140 проектов, то есть почти 2/3, - в сфере транспорта. В этом списке можно найти концессионный проект строительства и эксплуатации тоннеля под Ла-Маншем с общим объемом инвестиций 60 млрд. фр. франков. Это не только крупнейший инфраструктурный проект, но вообще крупнейший проект в истории проектного финансирования.

Основная часть проектов из этого списка - строительство и эксплуатация платных автодорог, мостов, тоннелей. 50 проектов - платные автомобильные дороги в Мексике, которая, по сути, стала полигоном для отработки схем финансирования и реализации концессионных проектов в транспортном секторе развивающихся и среднеразвитых государств.

Из европейских стран наибольшие масштабы применения концессионной схемы реализации инвестиционных транспортных проектов, пожалуй, наблюдаются в Великобритании. В этой стране существует достаточно детальное законодательство, регулирующее вопросы концессионной деятельности вообще и в транспортном секторе в частности. Так, в начале 90-х годов был принят ряд законов, легализующих строительство платных объектов строительства транспортной инфраструктуры (New Roads and Street Works Act, 1991; Transport and Works Act, 1992). Достаточно подробно регламентируются вопросы подготовки и проведения тендеров по концессиям для того, чтобы пересечь возможные злоупотребления, обеспечить конкуренцию и высокую эффективность проектов. По наиболее крупным и стратегически и социально значимым концессионным проектам необходимо специальное решение парламента, дающее разрешение на реализацию проекта, оговаривающее вопросы землеотводов, взимания платы за пользование объектом и т.д. В качестве принципалов по концессионным договорам и соглашениям в Великобритании выступают Министерство транспорта, Министерство охраны окружающей среды, государственная компания "British Rail" и т.д.[6, с. 73].

Классическим примером концессионного транспортного проекта стал реализованный в Великобритании проект пересечения через реку Темзу в районе Дартфорда (Dartford River Crossing).

В 1986 году правительство Великобритании объявило о проведении через Темзу в районе Дартфорда на условиях DBOFT (design-build-operate-finance-transfer) (проектирование - строительство - управление - финансирование - передача). Британская компания в области подрядных работ "Trafalgar House" (TH) решила принять участие в тендере. Для подготовки предложений компания ТН сформировала консорциум под названием "Dartford RiverCrossing Ltd." (DRC), в который, в частности, вошел известный в области проектного финансирования банк "Bank of America". Следует отметить, что на тот момент данный проект был крупнейшим среди когда-либо обсуждавшихся концессионных проектов в Великобритании, что заставило и правительство, и консорциум решать впервые многие проблемы концессионных соглашений. Одни из наиболее неопределенных параметров - объем транспортных потоков через будущий мост, особенно ввиду того, что правительство планировало строительство, еще ряда пересечений - мостов и тоннелей. На этапе предварительных переговоров было решено, что уже существующие два пересечения реки в районе Дартфорда (тоннели) будут включены в концессионный проект. Это даст концессионеру дополнительные доходы и позволит ему полностью управлять всеми транспортными потоками в районе Дартфорда, снизив до минимума риски недополучения выручки от объекта. Правительство, в свою очередь, отстаивая интересы общества, добилось установления лимитов повышения цен на пользование всеми тремя пересечениями. Значительное время было затрачено на ра...

Другие файлы:

Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре. Критерии оценки концессионных конкурсов
В монографии исследуется существующий механизм государственно-частного партнерства при реализации проектов транспортной инфраструктуры и рассматривают...

Роль финансов в реализации национальных проектов
Формирование финансовых ресурсов в целях реализации социальной и экономической функции при осуществлении национальных проектов. Анализ национальных пр...

Анализ инновационных нанотехнологических проектов развитых стран с целью применения опыта их реализации в России
Общий анализ текущего состояния дел ЕС в нанотехнологической отрасли. Проекты и инновационная политика стран Евросоюза. Сравнительный анализ инновацио...

Социологический подход к реализации национальных проектов
Анализ проблем реализации национальных проектов. Решение проблем снижения рождаемости, ухудшения здоровья населения, высокой смертности. Проект "Разви...

Фасилитация экспертных групп при реализации социально-экономических проектов
Выявление сущности фасилитации как эффективной технологии по решению проблем групповой работы. Анализ фасилитационных технологий при реализации социал...