Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Международные отношения

Анализ внешнеэкономических связей России с государствами СНГ

Тип: контрольная работа
Категория: Международные отношения
Скачать
Купить
Внешнеэкономические отношения Российской Федерации со странами СНГ. Основные направления и особенности экономического взаимодействия. Взаимная торговля товарами и услугами. Главные конкуренты России в СНГ. Формирование общего экономического пространства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Анализ внешнеэкономических связей России с государствами СНГ

Введение

Пространство СНГ - один из крупнейших и перспективных мировых рынков, где проживает более 270 млн. человек и производится около 5% глобального ВВП. По хозяйственной значимости оно является третьим после Евросоюза и НАФТА региональное объединение в мире. Геоэкономическая роль СНГ сопоставима с ЕС и НАФТА. На страны Содружества приходится: мировой суши - почти 17%, всех лесонасаждений - 21%, запасов пресной воды - 11%, природного газа и угля - по 30%, нефти -10%, урана - 36%, золота, цинка и свинца - по 20%, никеля, меди, молибдена - по 10-12%. Данная концентрация природных ресурсов обеспечивает колоссальные возможности для будущего развития, и нам необходимо научиться совместно использовать их наиболее рациональным образом.

Особое внимание в общественном мнении уделяется странам постсоветского пространства - прежде всего, в силу исторических и психологических причин. Гражданам РФ с их сохраняющимися имперскими амбициями сложно смириться с тем, что бывшие советские республики уже не хотят строить свои отношения с Россией, как со «старшим братом». Многие из них довольно часто проводят политику, идущую вразрез с ее интересами.

Большинство россиян полагают, что их страна должна добиваться укрепления своего влияния в странах постсоветского пространства. Имперское прошлое сказывается и в том, что до сих пор в России ностальгия по Советскому Союзу сильнее, чем, например, в Белоруссии и Украине.

До сих пор страны СНГ справлялись с этой задачей явно неудовлетворительно. Несмотря на регулярные заявления о тесной дружбе, наблюдались длительные периоды охлаждения отношений и значительного дистанцирования друг от друга, в том числе, политического. Экономическая целостность постсоветского пространства последние годы подвергалась серьезным испытаниям, его раздирали многочисленные торговые, энергетические, транзитные и иные войны.

На фоне мирового финансового кризиса, значительно ухудшившего условия развития постсоветских государств, перед ними с новой силой встал вызов выстраивания системы стратегического взаимодействия, основанного на цивилизованном прагматизме. На решение этой крупномасштабной задачи благотворно влияет вступление трех стран - России, Белоруссии и Казахстана - в Таможенный союз и единое экономическое пространство (ЕЭП), а также позитивные политические изменения на Украине. Решающая роль в перезагрузке интеграционных процессов в СНГ должна принадлежать Российской Федерации.

Рассмотрим внешнеэкономическое взаимодействие России со странами СНГ более подробно.

1. Внешнеэкономические отношения Российской Федерации со странами СНГ

Россия плодотворно сотрудничает со многими странами мира, и, прежде всего со своими ближайшими соседями - странами СНГ, с которыми она тесно связана благодаря историческим, культурным, научным, экономическим и транспортным связям. Разрыв связей между странами, составлявшими некогда одну страну - СССР, крайне негативно сказался на экономике этих государств и серьезно усугубил структурный кризис. По самым скромным оценкам, в России этот фактор повлиял на спад не менее 1/3 производства. Еще больший ущерб был нанесен нашим партнерам по СНГ, экономика которых, по сравнению с Россией, менее самодостаточна. Поэтому задача существования нового интеграционного механизма имеет большое значение.

Серьезным стимулом для стран СНГ к интеграции является потребность сохранить свой рынок. Анализ структуры взаимного товарообмена дает веские основания для вывода о том, что отказ от подавляющей части его позиций, с учетом реальных возможностей переориентации на рынки «третьих» стран и импортозамещения неосуществим в ближайшей перспективе или экономически нецелесообразен. Значительный потенциал интеграции предопределен мощной и комплексной сырьевой базой, включая все виды стратегического сырья, географическая близость и наличие мощной инфраструктуры - прежде всего транспорта и связи. Начавшиеся интеграционные процессы основаны на развитом научно-техническом потенциале государств СНГ. Благодаря конструктивному взаимодействию партнеров по СНГ удалось заложить систему организации сотрудничества, приспособленную к обслуживанию их экономических отношений на рыночных принципах. Обязательным условием сотрудничества должно быть не нанесение ущерба интересам других стран СНГ.

Россия всегда стремилась к сохранению взаимовыгодных экономических отношений с республиками бывшего СССР. Это сотрудничество позволяет решать многие проблемы на взаимовыгодной основе. Одним из постоянных партнеров нашей страны является Республика Беларусь, плодотворное сотрудничество с которой идет в самых различных сферах. Это Единая энергетическая система России и Белоруссии, строительство белорусского участка газопровода Ямал - Западная Европа, совместная российско-белорусская программа развития автомобильной промышленности «Развитие дизельного автомобилестроения». Торговый оборот между нашими странами постоянно растет. Россия и Казахстан подписали соглашение о создании АО «УралТЭК» на базе российских энергетических предприятий Урала и Экибастузской ГРЭС-2 (Казахстан). Увеличена пропускная способность нефтепровода Атырау-Самара и повышена экспортная квота Казахстана на прокачку нефти по территории России с 6 до 9 млн. т в год.

Через территорию Белоруссии проходят важнейшие магистрали, соединяющие Россию со странами Европы, на Украине (в Севастополе) расположена база Черноморского военно-морского флота России, со многими странами продолжают развиваться экономические, культурные и научные связи. Во многом это возможно благодаря сохранению добрососедских отношений с бывшими союзными республиками и русскому языку - языку межнационального общения. При этом доля внешнеторгового оборота России со странами СНГ значительно уступает странам дальнего зарубежья, и, прежде всего странам Европы. Довольно тесные контакты между регионами стран можно рассматривать в качестве одного из инструментов долгосрочной политики России на этом пространстве. В этой связи следует непросто расширять границы доступа на рынки товаров, услуг и капиталов, но и, с учетом курса на инновационное развитие, способствовать созданию новых ниш для взаимодействия с другими государствами. И, прежде всего это касается совместного освоения природных богатств и общей инфраструктуры стран СНГ. В связи с тем, что кризис привел к сокращению импорта из стран дальнего зарубежья, то сейчас имеют место отличные возможности для экономического развития стран. Одним из ярких примеров экономической интеграции является Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии.

Несмотря на все это, существуют и определенные трудности во взаимоотношениях России со странами СНГ. Главным образом, это наличие непогашенных долговых обязательств за поставляемые Россией энергоносители. Так, например, в 1999 г. была прекращена подача электроэнергии в Грузию. Отсоединение Грузии от ЕЭС России лишает нашу страну возможности экспорта российской электроэнергии в Турцию.

Несмотря на определенные трудности экономического и политического характера, деятельность России в рамках СНГ показала нецелесообразность разрушения старых экономических связей. Страны СНГ обладали единой энергосистемой, системой транспорта и телекоммуникаций и производственных связей, сохранившихся со времен СССР. Таким образом, необходимо было искать новые формы развития. До настоящего времени деятельность СНГ являлась недостаточно эффективной, и поэтому не приносила желаемых результатов. Это связано, прежде всего, с тем, что страны СНГ до сих пор не выработали единой экономической стратегии - каждой из них приходится самостоятельно решать проблемы выхода на мировой рынок и выбора партнеров в мировом сообществе.

Помимо торговли, развиваются производственные связи, например, совместное строительство различных объектов. Россия и Туркменистан участвуют в строительстве новых автомобильных и железных дорог на восточном берегу Каспия, в создании новой паромной переправы и прокладке трубопроводов. Россия участвует в поиске, разведке и подготовке к эксплуатации газовых месторождений Туркмении.

2. Основные направления и особенности экономического взаимодействия

2.1 Взаимная торговля товарами

Внешнеторговый оборот России в январе-мае 2011 года составил $316,3 млрд. (с учетом данных о торговле с Белоруссией и Казахстаном) и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 35,1%.

Сохраняется и даже растет взаимная значимость стран СНГ как рынков сбыта обработанных изделий, машинотехнической продукции. Так, доля СНГ в экспорте продукции российской обрабатывающей промышленности выросла с 30% в 2000 году до 55% в настоящее время, в том числе, в СНГ сегодня направляется 75-85% всего российского экспорта наземных транспортных средств, продукции химической и пищевой промышленности, фармацевтики. Благодаря высокой доле продукции обрабатывающей промышленности в поставках отечественных товаров в СНГ, уровень диверсификации российского экспорта в государства Содружества значительно превосходит аналогичный показатель для стран дальнего зарубежья.

Жизнедеятельность и выживание большого числа отраслей и подотраслей обрабатывающей промышленности стран СНГ также в значительной степени зависят от возможностей сбыта продукции на российском рынке. В Россию направляется около половины всех экспортируемых из СНГ обработанных изделий, в том числе 60-65% машин, оборудования и транспортных средств, что больше, чем десять...

Другие файлы:

Развитие внешнеэкономических связей Африки с ведущими государствами мира
Общие положения о социально-экономическом развитии наименее развитых стран. Внешнеэкономическая политика Африки: развитие торговли, привлечение иностр...

Государственное регулирование в области внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией
Понятие государственного регулирования в области внешнеэкономических связей, нормативно-правовое обеспечение, история и современное состояние. Проблем...

Анализ внешнеэкономических связей России с развитыми странами

Анализ современного состояния и развития внешнеэкономических связей России

Государственное регулирование в области внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга с Францией
История экономических отношений. Характеристика деятельности Комитета по внешним связям. Анализ товарной структуры экспорта и импорта. Проблемы и перс...