Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Международные отношения

Экономическое развитие Иракской республики после свержения режима Саддама Хусейна

Тип: реферат
Категория: Международные отношения
Скачать
Купить
Экономическое развитие Иракской республики после свержения режима Саддама ХусейнаИракская экономика с 80-х годов испытывала на себе значительное влияние различных факторов. На экономическое развитие страны оказали воздействие восьмилетняя ирано-иракская война 1980–1988 гг., иракско-кувейтский кризис 1990–1991 гг., а также последние военные действия американо-британской коалиции. Постоянная милитаризация страны требовала масштабных расходов. К тому же для иракской экономики было характерно чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, а введение экономических санкций ООН привело к экономической и политической изоляции страны. Из-за этого ВВП на душу населения упал с 3600 долл. в начале 80-х годов до 596 долл. в . Только с 2001 по . ВВП Ирака снизился с 19,1 млрд. долл. до 15,2 млрд. Уровень безработицы достиг, по официальным данным, 17,5% (1997), инфляция составила в . 29%. Дефицит государственного бюджета к началу . достиг 8 млрд. долл. или 55% ВВП Ирака. По оценке экспертов ООН и вашингтонского Центра стратегических исследований, внешний долг страны вырос до 127 млрд. долл., что составило почти 900% от его ВВП или 1000% от экспортных доходов, которые значительно снизились после введения экономических санкций ООН. Часть доходов от экспорта присваивалась правящим режимом, который в нарушение международных санкций занимался контрабандой нефти через соседние страны и свои морские порты. По некоторым данным, иракские власти ежегодно получали от этих операций 2–2,5 млрд. долл.Фактическое отсутствие реальной информации о состоянии отраслей экономики Ирака, кроме нефтяной, не позволяет представить полную картину. Из-за вмешательства государства в экономику и малоэффективного управления ее рентабельность и конкурентоспособность были низкими, это усугублялось и уменьшением выделяемых госпредприятиям бюджетных средств. Только за последние пять лет крах потерпели примерно 600 государственных компаний. Частный сектор не играл большой роли и был представлен мелкими фермерскими хозяйствами и семейными торговыми предприятиями. Засуха 1999–2000 гг. еще больше ухудшила положение в сельском хозяйстве, а импорт продовольствия в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» (резолюция СБ ООН № 986) привел к снижению цен на местную сельхозпродукцию и сделал ее производство невыгодным.Основу иракской экономики составляет нефтяная промышленность. Нефть является фактически единственным источником доходов страны. На нее приходилось ѕ ВВП в . По доказанным запасам нефти (примерно 112 млрд. баррелей) Ирак стоит на втором месте в мире после Саудовской Аравии. Кроме того, по некоторым оценкам, в стране имеется еще 220 млрд. баррелей возможных запасов нефти. Иракская нефть, добываемая на доступных для разработки нефтяных полях, характеризуется низкой себестоимостью добычи (от 1 до 1,5 долл. за баррель) и высоким качеством. В . добыча нефти в Ираке снизилась до 2 млн. баррелей в сутки (в . она составляла 2,5 млн.). Ежедневно внутри страны потреблялось около 0,5 млн. баррелей. По оценке Международного энергетического агентства, на Ирак до войны приходилось около 3% мирового нефтяного рынка. Развитие других отраслей экономики находилось под влиянием многих факторов, связанных с международными санкциями, государственным вмешательством и падением инвестиций.По мнению экспертов МВФ, у Ирака до . существовало несколько бюджетов: инвестиционные и текущие расходы, расходы в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие» и отдельный бюджет трех северных провинций. Дефицит официального бюджета Ирака покрывался в основном за счет выпуска казначейских векселей, покупаемых крупными государственными банками. Доходы страны в . (кроме нефтяных) составляли 725 млн. долл., из них 169 млн. приходилось на прибыль госпредприятий, 171 млн. – доходы от услуг, 260 млн. составляли налоговые поступления.Денежно-кредитная политика страны была тесно связана в последние годы с налоговыми интересами. Безналичная система расчетов отличалась неэффективностью и практически отсутствовала, все финансовые сделки осуществлялись в основном наличными. Выпуск местной валюты фактически не контролировался Центральным банком, поэтому отсутствуют данные о количестве денежной массы в обращении в довоенный период. В обращении были два вида банкнот – иракский динар, выпускаемый ЦБ Ирака с ., и «швейцарский динар», выпущенный в 1979–89 гг. и находившийся в обращении в северных курдских провинциях.После окончания военной операции временные коалиционные власти и новая гражданская администрация Ирака сконцентрировали свои усилия на восстановлении экономики страны. Из-за военных действий добыча нефти сократилась на 40%, производство электроэнергии – на 30%, более 50% госпредприятий было закрыто, часть из них разрушена. По мнению некоторых экспертов, восстановительный период продлится, как минимум, пять лет. Переориентацию командно-административной экономики Ирака на рыночную будет трудно осуществить, если не удастся обеспечить эффективность ее управления и достичь политической стабильности внутри страны.Основные усилия по восстановлению и развитию экономики страны в . были направлены на возобновление хозяйственной деятельности, либерализацию цен, укрепление денежного обращения и ликвидности, восстановление добычи и экспорта нефти, а также деятельности ЦБ и финансовой системы, исполнения бюджета и пр. Примерно 1/3 госпредприятий снова стала функционировать и получать небольшие дотации из бюджета. Но основная часть средств на эти цели должна поступить с иракских счетов, ранее «замороженных» в США и других странах (они составляют примерно 1,7 млрд. долл.). В конце августа . США разработали программу «Iraqi jump-start program», в которой предусмотрено восстановление нефтедобычи, распределение ключевых контрактов в телекоммуникационной сфере и предоставление займов мелкому бизнесу для укрепления роли частного сектора. В октябре . был принят закон, разрешающий 100%-ное иностранное участие в иракских предприятиях во всех отраслях, кроме нефтяной. В нем предусмотрено, что иракцы должны составлять не менее 80% от числа работающих на этих предприятиях.После окончания военных действий основная часть госслужащих приступила к работе, была также осуществлена реорганизация основных министерств. Чиновники и сотрудники силовых ведомств второго и более низких уровней были востребованы новой властью благодаря их знаниям и опыту. Временная администрация Ирака рассчитывает с их помощью создать эффективную систему управления страной. С мая . начались регулярные выплаты заработной платы в министерствах и ведомствах и на государственных предприятиях. По имеющимся официальным данным, в Ираке насчитывается 1 млн. госслужащих, 496 тыс. работников госпредприятий и 996 тыс. пенсионеров. Расходы на первоначальные разовые выплаты составили примерно 40 млн. долл.С июня . Центральный банк приступил к выпуску новых банкнот достоинством в 250 динар, а с июля этого же года было разрешено обменивать населению старые банкноты на доллары США, но не более чем по 2 тыс. долл. на человека. Программа по выпуску новой иракской валюты фактически завершилась в январе . Планируется также пустить в свободное обращение в Ираке доллары США, евро, сирийские фунты и кувейтские динары. В октябре . обменный курс иракского динара составил примерно 2100 за 1 долл. США. Международные валютные резервы ЦБ Ирака в июле . составляли около 500 млн. долл. В настоящее время готовится новый закон, регулирующий деятельность ЦБ. Однако восстановление денежно-кредитной системы и обменного курса сдерживается отсутствием соответствующих финансовых инструментов, нормальной банковской инфраструктуры, частично разрушенной во время военной операции, незначительными размерами международных валютных резервов Ирака.Ранее около 90% всех банковских активов страны было сосредоточено в двух крупных государственных банках – «Рафидейн» и «Аль-Рашид». В основном они были размещены в казначейские векселя или кредиты, выданные госпредприятиям. В настоящее время эксперты МВФ оценивают общие активы банковской системы Ирака в 2 млрд. долл. Ряд иностранных банков предложил свое участие в реструктуризации банковской системы страны. Предполагается в ближайшем будущем разрешить иностранным банкам инвестировать средства в иракскую экономику и участвовать в банковском капитале. Эксперты МВФ предложили шести иностранным банкам в течение ближайших пяти лет участвовать в капитале иракских банков, включая «Рафидейн» и «Аль-Раши...
Другие файлы:

Так говорил Саддам
Описание:Книга посвящена жизни и деятельности Саддама Хусейна, бывшего президента Ирака, и представляет собой сборник, в который вошли статьи российск...

Социально-экономическое и политическое развитие Ирака во время правления Саддама Хусейна
Исторически состояние экономики Ирака последних десятилетий условно можно разделить на три основных периода – до ирано-иракской войны, после ее начала...

Иракский кризис и реакция на него мировой общественности
Актуальность работы. На наших глазах стремительно меняется карта мира, перестраиваются векторы геополитических влияний, а на мировой шахматной доске о...

Сборник книг Джона Апдейка
..."КРОЛИК, БЕГИ"... В книге рассматривается история бурной политической карьеры диктатора Ирака, вступившего в конфронтацию со всем миром. Саддам Хус...

Политическая обстановка на Ближнем Востоке после свержения режима С. Хусейна в Ираке
Новая политическая обстановка, сложившаяся после свержения режима С. Хусейна в Ираке, привела к изменению баланса сил в регионе Ближнего Востока и пов...