Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Маркетинг

Социально-экономическая структура рынка на примере рынка крепкого алкоголя в России

Тип: дипломная работа
Категория: Маркетинг
Скачать
Купить
Особенности современного российского рынка крепкого алкоголя. Государственное регулирование и неформальный сектор рынка крепкого алкоголя. Культура и традиции потребления крепкого алкоголя в России. Отношение к крепкому алкоголю и предпочтения населения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Социально-экономическая структура рынка на примере рынка крепкого алкоголя в России

Выпускная квалификационная работа по направлению 040200 - «Социология»

по уровню обучения бакалавриат

Выполнила студентка 4 курса

очной формы обучения

Лещенко Ульяна Сергеевна

Научный руководитель:

асс. Таранова О.А.

Санкт-Петербург

2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению рынка крепкого алкоголя

1.1 Структурный подход

1.2 Политико-экономический подход

1.3 Социокультурный подход

Глава 2. Анализ социально-экономической структуры рынка крепкого алкоголя в России

2.1 Особенности современного российского рынка крепкого алкоголя

2.2 Государственное регулирование и неформальный сектор рынка крепкого алкоголя в России

2.3 Культура и традиции потребления крепкого алкоголя в России

Глава 3. Анализ результатов социологического исследования

3.1 Анкетный опрос: отношение к крепкому алкоголю и предпочтения населения

3.2 Экспертное интервью: социально-экономические особенности рынка крепкого алкоголя в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

История производства и потребления алкогольной продукции, которая охватывает достаточно большой промежуток времени: от дореволюционной России до настоящего времени, свидетельствует о том, что потребление алкогольной продукции увеличивалось, а также изменилась сама структура алкогольного рынка. По мнению многих экспертов, это произошло из-за особенностей государственного управления нашей страной - смещение приоритетов в сферу экономических интересов в ущерб охране здоровья населения.

В структуре потребления алкогольной продукции около 50% приходится на водку и ликероводочные изделияКонцепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, с.2 (Приложение 1). Кроме того, также, по оценкам экспертов данной отрасли, до 50% водки производится в тени, поэтому они называли этот рынок нелегальным, теневым, контрафактным.

Проблема контрафактной и некачественной алкогольной продукции одна из важнейших в России. Последствия присутствия «паленой водки» и других алкогольных напитков на прилавках магазинов носят не только экономический, но и социальный характер.

Экономико-социологический подход является наиболее подходящим в изучении данной темы, поскольку позволяет проверить некоторые теоретические источники, соотнося их со статистическими данными о денежных объемах, процентах потребления в условиях непрерывно изменяющейся социальной динамики. Данный подход позволяет рассуждать о том, что рыночными силами движет не только спрос и предложение, а также различные социально-культурные механизмы, поддерживающие стабильность на исследуемом рынке.

По этим причинам я считаю изучение социально-экономической структуры рынка крепкого алкоголя в России довольно актуальной темой.

В рамках данного исследования я полагаюсь на несколько теоретико-методологических подходов к изучению рынка. Структурный подход, сформированный на основе трудов Пьера Бурдье о социальном пространстве. Политико-экономический подход, который образовался благодаря идеям Нила Флигстина о влиянии политических процессов на рынок. А также социокультурный подход М. Аболафия, П. ДиМаджио и В. Зелизер, которые дали развитие идеям П. Бурдье о культурном капитале, рассматривая рыночные механизмы в социальном и культурном контексте.

Для обоснования некоторых особенностей структуры рынка крепкого алкоголя я также прибегаю к трудам других исследователей. Формирование значительной доли теневой экономики на рынке крепкого алкоголя в России тесно связано с государственным регулированием. Таким образом, три парадокса неформальной экономики в трудах Алехандро Портеса позволяют понять, как формируется теневой сектор.

Немалое количество аналитических статей посвящено культуре потребления крепкого алкоголя в России, некоторые из них приходят к заключению о том, что наша страна относится к «северному типу» потребления алкогольных напитков, который предполагает низкую и неумеренную культуру питья, особенно крепких спиртных напитков. Также Вильям Похлебкин, автор известной книги «История водки», помогает понять идеологию российского человека в отношении потребления алкоголя.

Теория «праздного класса» Торстейна Веблена обосновывает другую сторону потребления крепких алкогольных напитков. Демонстративное потребление стимулирует спрос на товары, которые в данном обществе считаются престижными. Данный тезис, позволяет применять теорию Т. Веблена и в контексте российского рынка крепких алкогольных напитков.

Объект исследования - социально-экономическая структура рынка крепкого алкоголя в России.

Предмет исследования - соотношение структурных элементов рынка крепкого алкоголя в России.

Цель исследования - рассмотреть социально-экономическую структуру рынка на примере рынка крепкого алкоголя в России, социально-экономическое взаимодействие его компонентов.

Задачи:

1. Рассмотреть современные социологическиетеоретико-методологические подходы к изучению структуры рынка.

2. Оценить состояние рынка крепкого алкоголя в России на сегодняшний день.

3. Проанализировать роль государства в регулировании рынка крепкого алкоголя в России.

4. Оценить долю неформального сектора на рынке и провести параллели с современными теориями неформальной экономики.

Гипотеза

Структура рынка крепкого алкоголя в России определяется не столько экономическими, но в большей степени социальными, культурными и политическими факторами, а спрос на данном рынке не эластичен по цене. Кроме того, активное государственное регулирование рынка крепкого алкоголя способствует развитию теневого сектора.

Методы исследования

Для анализа социально-экономической структуры рынка я прибегаю к использованию метода анкетного опроса, который поможет выяснить не только предпочтения российского потребителя, но и сформировать общее отношение к употреблению крепкого алкоголя в нашей стране. Кроме того, интервью с экспертами данной отрасли поможет в оценке состояния российского рынка крепкого алкоголя, определении основных тенденций на сегодняшний день, а также в прогнозировании развития рынка в ближайшем будущем.

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению рынка крепкого алкоголя

Существует множество подходов к изучению рынков, некоторые из них противоречат другим,а некоторые, наоборот, дополняют. Среди них можно выделить:

· Экологический подход, в рамках которого рынок рассматривается как некая совокупность ниш, занимаемых различными предприятиями.

· Структурный подход, который предполагает анализ рынка с точки зрения наличия сетевых связей между его агентами.

· Неоинституциональный подход, который основное внимание уделяет правилам, благодаря которым функционирует рынок.

· Политико-экономический подход, нацеленный на анализ политических процессов, лежащих в основерыночного взаимодействия

· Социокультурный подход, отдающий важную роль культурным аспектам, конструирующим рынок.

· Феноменологический подход, который определяет рынок с точки зрения совокупности значений, выработанных его участниками

· Политико-культурный подход, который основан на определении рынка как организационного поля.

Соотнося данные подходы с организацией рынка крепкого алкоголя в России, можно сделать вывод, что ее наиболее благополучно рассматривать в рамках структурного подхода к анализу организационного поля П. Бурдье. Н. Флигстин развивает его мысли в контексте политико-экономического подхода, рассуждая о роли государства на рынке. А также социокультурный подход, разработанный на основе теоретических мыслей М. Аболафия, П. ДиМаджио и В. Зелизер, позволит оценить влияние культурного феномена на рыночные силы.

1.1 Структурный подход

Многие из перечисленных подходов основываются на понятии организационного поля, поэтому целесообразно пояснить, что оно означает: «Поля - это институционализированные арены взаимодействия, на которых акторы с различными организационными возможностями выстраивают своё поведение по отношению друг к другу»Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений. //В сб.: Радаев В. В. Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу. - М.: РОССПЭН, 2002. - с. 140. Но сама структурная концепция поля была раскрыта в трудах известного французского социолога и философа Пьер...

Другие файлы:

Социально-экономическая структура рынка крепкого алкоголя в России
Современные социологические теоретико-методологические подходы к изучению структуры современного рынка. Анализ состояния рынка крепкого алкоголя в Рос...

Анализ формирования и дальнейшее совершенствование рынка страховых услуг на примере Нижегородской области
Функции и содержание страхования. Рынок страховых услуг и его структура. Анализ рынка страховых услуг на железнодорожном транспорте. Основные направле...

Фондовый рынок России
Понятие, причины возникновения и структура фондового рынка. Роль фондового рынка в фазах процесса общественного воспроизводства. Этапы становления, те...

Структура и функции рынка ценных бумаг
Функции и структура рынка ценных бумаг. Формирование фондового рынка в России, его характеристика и ключевые проблемы дальнейшего развития. Анализ сов...

Современные тенденции развития мирового рынка золота
Золото как экономическая категория, его место и функции в мировой валютной системе. Структура, типы, операции мирового рынка золота. Мировые производи...