Содержание торгово-технологического процесса в магазине
Краткое сожержание материала:
Размещено на
1. Особенности и характеристика операций торгово-технологического процесса на предприятии розничной торговли
1.1 Организация и технология операций технологического процесса
Оперативные (торгово-технологические) процессы в магазине - это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени. [15]
Технологический процесс - это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого результата. [14]
Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей. [15]
1.1.1 Организационные процессы приемки товаров
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен иной порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться. [6, с 318-319]
Подготовительные организационные мероприятия для проведения операций приёмки товаров:
- подготовка требуемого оборудования и инвентаря;
- подготовка соответствующих помещений (зон): освобождение зоны приёмки, подготовка мест в кладовых для размещения на хранение принятых товаров, подготовка мест в торговом зале;
- обеспечение достаточности грузчиков для маневренной разгрузки транспорта;
- обеспечить отсутствие посторонних лиц в зоне приемки, где могут находиться только водители и экспедиторы машин, разгрузка которых началась;
- подготовка печати (штампа) для документального оформления приёмки.
Приемка товаров по количеству.
Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Если товары поступили в магазин без сопроводительных
документов, то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают на ответственное хранение.
Приемка продукции производится в следующие сроки:
- продукции, поступившей без тары, в открытой таре и в поврежденной
таре - в момент получения ее от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их;
- продукции, поступившей в исправной таре: по весу брутто и количеству мест - в сроки, указанные в подп. «а» настоящего пункта;
По весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции не позднее 24 час. С момента получения продукции - при доставке продукции поставщиком или при вывозке ее получателем со склада поставщика и с момента выдачи груза органом транспорта - во всех остальных случаях. [1]
Результаты проверки оформляют актами. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о массе тары из под влажных товаров - немедленно после ее освобождения, если иные
сроки не определены в договоре. В акте о результатах проверки массы тары указывают также массу нетто товаров.
Выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или иными обязательными правилами и договорами. Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то
приемку товаров следует приостановить. Необходимо обеспечить сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар.
В случае несоответствия массы брутто отдельных мест
массе, указанной в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, магазин не должен вскрывать тару и упаковку.
Для участия в окончательной приемке товаров и составления двустороннего акта следует пригласить представителя одногороднего отправителя. Если товары получены в оригинальной упаковке или в нарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, вызывают представителя одногороднего изготовителя. Представитель иногороднего изготовителя вызывается в тех случаях, когда это предусмотрено договором. Представитель одногороднего отправителя(изготовителя) должен прибыть не позднее
чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящимся то-варам- в течение 4 ч после получения вызова.
Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен договором. Вызов представителя отправителя (изготовителя) направляется по телеграфу или телефону не позднее 24 ч, а по скоропортящимся товарам - немедленно после обнаружения недостачи. В уведомлении о вызове указывают наименование продукции, дату и номер сопроводительного документа, а также количество недостающей продукции.
При неявке представителя поставщика в установленные сроки, а также в случаях, когда его вызов не обязателен, дальнейшую приемку проводят с участием представителя общественности организации, в ведении которой находится магазин. Представитель общественности выделяется решением профсоюзного комитета. Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, не могут быть представителями общественности, выделяемыми для участия в приемке товаров в магазине. Нельзя выделять в качестве представителя общественности предприятия-получателя: руководителей магазинов или их заместителей, даже если они не являются материально ответственными лицами; бухгалтеров, товароведов, работа которых связана с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей; работников юридической службы.
По результатам окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение количества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке, и другие сведения. Оформляют акт в соответствии с установленной формой. К нему прилагают копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделенного для участия в приемке товаров представителя, и другие материалы, предусмотренные правилами приемки товаров.
Если при приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт.
Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в течение месяца после составления акта, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в течение двух месяцев.
Если товары поступили в таре-оборудовании с исправными пломбами, то получатель обязан при их приемке от органов транспорта проверить соответствие количества единиц тары-оборудования данным, указанным в сопроводительных документах, а также исправность тары-оборудования и чехлов и соответствие оттисков на пломбах контрольным оттискам. Удостоверившись в исправности тары-оборудования и чехлов, работник магазина, принимающий товары, делает отметку в сопроводительных документах о том, что товары приняты за исправной пломбой. Окончательная приемка товаров осуществляется без участия лица, доставившего товар. При нарушении целостности пломбы или неисправности тары-оборудования составляют акт, в котором указывают расхождения по всей поступившей партии товаров с сопроводительными документами. Акт составляют по установленной форме в четырех экземплярах. [8, c. 320 - 323]
Приемка товаров по качеству.
Приемка продукции по качеству и комплектности производится на складе получателя в следующие сроки:
- при иногородней поставке - не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 час. после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее н...
Анализ торгово-технологического процесса в магазине "Форт-Нокс"
Торгово-технологический процесс в магазине как завершающая стадия всего торгово-технологического процесса товародвижения. Организационная структура пр...
Организации торгово-технологического процесса в магазине
Изучение специфики и направлений достижения рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Организация и технология приемки то...
Организация торгово-технологического процесса на примере РУПП "Витязь"
Характеристика торгово-финансовой деятельности ТД "Витязь". Анализ организации торгово-технологического процесса: доставки и приемки товаров, хранения...
Технология хранения и подготовки товаров к продаже в магазине
Характеристика супермаркета "СемьЯ". Хранение товаров на складах. Анализ управления организацией хранения и подготовки товаров к продаже. Методы штабе...
Анализ деятельности "Универсама Первомайский"
Общая характеристика деятельности "Универсама Первомайский". Специализация предприятия, организация торгово-хозяйственной деятельности. Анализ торгово...