Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Маркетинг

Повышение конкурентоспособности продукции ОАО "Белгородский хладокомбинат"

Тип: курсовая работа
Категория: Маркетинг
Скачать
Купить
Анализ факторов, определяющих конкурентоспособность продукции предприятия. Организационно-экономическая характеристика ОАО "Белгородский хладокомбинат". Характеристика основных направлений повышения конкурентоспособности продукции данного предприятия.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных рыночных условиях каждому предприятию для ведения успешной деятельности необходимо быть конкурентоспособным, выпускать конкурентоспособную продукцию и проводить мероприятия по её повышению.

В настоящее время предприятия все больше ощущают усиление конкурентной борьбы, им чаще приходится задумываться о собственной конкурентной позиции и завоевании безусловных преимуществ на рынке. Экономический успех, а часто и выживание субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он знает законы конкуренции, ее проявления и формы и насколько готов к конкурентной борьбе. Изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества, что является основой управления конкурентоспособностью на предприятии. Оценка ситуации на рынке, анализ влияния сил и факторов среды, определение дальнейшего ее развития важно при разработке стратегии предприятия.

Предметом исследования выступают факторы обеспечения конкурентоспособности продукции ОАО «Белгородский хладокомбинат».

Цель исследования - разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Белгородский хладокомбинат».

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- провести теоретический анализ понятий, методов и критериев оценки конкурентоспособности продукции;

- проанализировать организационно - экономическое состояние ОАО «Белгородский хладокомбинат»;

- провести анализ конкурентной среды и тенденций развития рынка продукции;

- оценить конкурентоспособность продукции предприятия на рынке;

- сформулировать направления и предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Белгородский хладокомбинат».

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Абчук В.А., Азоев Г.Л., Андрианов В.Д., Бекетов Н.В., Вайсман А., Глухов А., Годин А.М., Кара А.Н., Котлер Ф, Портер М.Э., Сафронов Н.А., Фасхиев Х.А., Юданов А.Ю. и др.

Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные документы РФ, данные Правительства Белгородской области, официальные данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), внутренняя управленческая информация.

Методология исследования основана на использовании системного, диалектического и логического анализа. В работе также применялись метод сравнения, анализа документов, анкетирования, прогнозирования и экспертных оценок.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы в ОАО «Белгородский хладокомбинат» для повышения конкурентоспособности продукции и в целом конкурентоспособности предприятия.

Работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы оценки конкурентоспособности продукции предприятия

конкурентоспособность продукция экономический

1.1 Конкурентоспособность как объект управления

Слово «конкуренция» происходит от латинскoгo «concurentia» и oзначaет стoлкнoвение, сoстязaние. В зaкoне Рoссийской Федерации «O кoнкуренции и oгрaничении мoнoпoлистическoй деятельнoсти нa тoвaрных рынках» кoнкуpенция oпpеделяется как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1].

В рамках данного исследования под конкуренцией нами предлагается понимать «процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [42, с. 53].

Конкуренция является сложным понятием и очень важно исследовать ее механизм в условиях российской экономики, поскольку именно конкуренция является рычагом развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения.

Эффективность рыночной экономики зависит от уровня конкуренции и особенностей конкурентной среды. Конкуренция требует оптимального сочетания экономических, технологических и социальных условий.

Конкуренция является сложной экономической категорией, что обуславливает наличие различных трактовок данного понятия. Так, например, конкуренцию можно рассматривать как способ хозяйствования, и форму существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим [14, с. 23]. Конкуренция -- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли [17, с. 18].

Свободная конкуренция ведет к росту особенно эффективно хозяйствующих субъектов при параллельном разрушении тех, кто отстает от условий рынка. На определенном этапе данный процесс обусловливает происхождение монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что она не в состоянии сохранить себя в «чистом» виде и переносит в свою альтернативность -- монополию. Монополия останавливается в конкретных границах под воздействием антимонопольного законодательства. Тем не менее, конкурентные тенденции на развитом рынке значительно устойчивее и крепче, чем монополистические. Опыт функционирования рыночной экономики показывает, что в конкурентной борьбе побеждают то крупные, то мелкие, то сильные, а порой (в виде исключения) даже слабые хозяйствующие субъекты.

Конкуренция представляет собой ведущее звено рыночного хозяйства и главная роль в этих процессах принадлежит разработке и созданию новых конкурентоспособных товаров и услуг. Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что в условиях развития процессов глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план [20, с. 54].

Конкурентоспособность является сложной категорией и может рассматриваться на нескольких уровнях: конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей (предприятий), отраслей и страны. Все эти уровни взаимосвязаны, и оценка их состояния определяется в первую очередь способностью определенных производителей выпускать конкурентоспособные товары. В дальнейшем под влиянием состояния дел на первом уровне складывается конкурентоспособность на всех уровнях: предприятий, отраслей, страны.

Особое значение имеет четкое представление о проблемах обеспечения конкурентоспособности предприятий (организаций). Основная задача в этой сфере - обеспечение ряда преимуществ по сравнению с внутренними и внешними конкурентами [24, с. 28].

К числу основных конкурентных преимуществ относятся рентабельность производства и капитала, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, производительность текущего и тактического планирования и управления предприятием, его способность стремительно реагировать на меняющиеся требования и условия рынка. Чем больше предприятие имеет конкурентных преимуществ, тем больше устойчивые позиции оно может занимать в отдельных сегментах рынка.

Положение предприятия на рынке зависит от ряда факторов результативности ведения бизнеса, которые образуют конкурентные преимущества. В качестве таких конкурентных преимуществ может выступать система продаж (основанная на маркетинговой и сбытовой идеологии), уровень цен на реализуемую продукцию, а так же качество производимой продукции [47, с. 67]. Экономисты и специалисты предприятий должны четко понимать, что за счет своих рыночных преимуществ имеется возможность вытеснить конкурентов на рынке, увеличить собственные объемы продаж, оказывать в определенной степени влияние на среднерыночный уровень цен за счет маневрирования объемами продаж и, в конечном счете, добиваться улучшения своих конечных результатов деятельности [6, с. 9].

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия - изготовителя сопоставляются между собой как часть и целое, потому что конкурентоспособность продукции является конкретным выражением степени реализации потенциала самого предприятия и условий его функционирования. В свою очередь, производство и реализация конкурентоспособных товаров - основная предпосылка конкурентоспособности предприятий. Таким образом, конкурентоспособность товара является наиболее важным фактором коммерческого успеха предприятия на рынке.

Конкурентоспособность товара является многоаспектным понятием, обозначающим соответствие товара условиям рынка, определенным требованиям покупателей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и другим условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама) [22, с. 32]. В целом, конкурентоспособным будет являться тот товар, который на единицу своей стоимости будет удовлетворять спрос лучше, чем другие конкурирующие товары.

Иначе говоря, под конкурентоспособностью по...

Другие файлы:

Основные задачи деятельности ОАО "Белгородский хладокомбинат"
Организационная структура управления предприятия ОАО "Белгородский хладокомбинат". Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности, анализ их...

Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия (на примере РУП "МАЗ")
Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции: понятие, факторы, методы оценки. Анализ конкурентоспособности продукции РУП "МАЗ". Орг...

Пути и методы повышения конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность продукции как экономическая категория. Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции. Основные методы оценки ко...

Анализ конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции
Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия, их преимущества. Понятие конкурентоспособности продукции, показатели ее оценки. Повышение ка...

Определение приоритетных видов продукции промышленного предприятия в условиях рынка
Повышение уровня конкурентоспособности произведенной продукции в условиях рынка. Определение приоритетной продукции и концептуальных направлений повыш...