Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Маркетинг

Организация сбыта товаров в вертикально интегрированных предпринимательских структурах

Тип: курсовая работа
Категория: Маркетинг
Скачать
Купить
Системы сбыта в условиях действующих организационных структур. Классификация форм вертикальной интеграции по степени концентрации и по уровню. Преимущества вертикально итерированных компаний перед "единичными" структурами. Система сбыта нефтяных компаний.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что интеграционные процессы затрагивают в настоящее время практически все сферы мировой экономики, оказывая значительное влияние на развитие и особенности функционирования как отраслевой структуры мирового хозяйства в целом, так и отдельных отраслей промышленности.

В последние годы в России появились вертикально интегрированные структуры, объединяющие производственные и финансовые ресурсы для осуществления полного воспроизводственного цикла: от производства сырья до выпуска готовых конкурентоспособных изделий, реализуемых как на внутреннем, так и на зарубежных рынках.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - важнейшая составная часть российской экономики. За последние годы удельный вес ТЭК в производстве промышленной продукции, валовом внутреннем продукте, экспорте и платежах в консолидированный бюджет имеет заметную тенденцию к росту. Топливно-энергетические ресурсы, в особенности нефть и природный газ, были и остаются существенным фактором национальной внутренней и внешней политики.

Нефтяная промышленность десятилетия определяла развитие экономики СССР и в настоящее время является главной для экономики России. Достаточно сказать, что государственный бюджет во многом определяется положением на нефтяном рынке и ценами на нефть. В результате реформ в России были созданы вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), одной из них является ОАО «Татнефть». За прошедшие годы ВИНК развивались, конкурируя и адаптируясь к изменениям внешней среды, условиям внутреннего и мирового рынка. В настоящее время деятельность вертикально интегрированных компаний должна характеризоваться стратегическим управлением, направленным не только на увеличение стоимости, но и на создание долговременных конкурентных преимуществ, повышение эффективности производства с учётом условий отраслевого развития, состояния сырьевой базы, трудовых, финансовых и других ресурсов.

Постановочный или концептуальный характер большинства научных работ в сфере организации сбыта при вертикальной интеграции хозяйствующих субъектов, возникновение в практических условиях целого ряда новых задач, касающихся методологического и методического обеспечения конкурентоспособного положения на рынке данных хозяйствующих субъектов предопределили выбор темы, цель, задачи, структуру и основные направления настоящей дипломной работы.

Целью настоящей работы является развитие теоретических и методических положений по организации сбыта товаров в вертикально интегрированных предпринимательских структурах.

Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:

- выбрать из всего многообразия определений сбыта наиболее конструктивное и соответствующее сегодняшним российским реалиям;

- дать описание существующих организационных структур, а также системы принципов планирования сбытовой деятельности;

провести анализ состояния и развития в России вертикально интегрированных нефтяных компании в современных условиях;

исследовать систему сбыта и проблемы её функционирования в российской вертикально интегрированной нефтяной компании - ОАО «Татнефть»;

обосновать преимущества системы сбыта при вертикальной интеграции;

выявить специфику организации сбыта нефтепродуктов вертикально интегрированными структурами;

рассмотреть возможности применения франчайзинга в системе сбыта вертикально интегрированных компаний.

Объектом исследования является система сбыта продукции в российской вертикально интегрированной нефтяной компании ОАО «Татнефть».

В качестве предмета исследования приняты теоретические и методические основы формирования и совершенствования системы сбыта вертикально интегрированными нефтяными компаниями.

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных учёных и практиков, посвященных вопросам совершенствования и организации системы сбыта вертикально интегрированными предпринимательскими структурами.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.

Научная новизна дипломной работы определяется как постановкой самой научной проблемы, так и полученными результатами и состоит в разработке концептуальных и методических положений, способствующих совершенствованию организации сбыта товаров в вертикально интегрированных предпринимательских структурах.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

выявлены проблемы развития и становления вертикально интегрированных компаний в системе российского предпринимательства;

обоснована необходимость применения франчайзинга в системе сбыта нефтепродуктов вертикально интегрированными нефтяными компаниями.

1. Системы сбыта в условиях действующих организационных структур

1.1 Понятие и сущность организации сбыта

Вопросы о роли и месте сбыта в деятельности промышленной фирмы приобрели огромное значение в связи с началом коренных реформ в российской экономике, так как оценка влияния рынка на работу любой производственной фирмы начинается с вопроса о том, какую роль играют продажи её продукции в жизнедеятельности фирмы в целом.

Как справедливо отмечает Д.И. Баркан [1], формирование триады «сбыт - дистрибьюция - продажи конечному покупателю» позволяет более или менее точно отграничить три ведущих области продаж продукции и доведения её до потребителей, которые достаточно существенно различаются в содержательном и целевом аспектах (сохраняя при этом единую природу продаж и естественную необходимость управления ими). В этом смысле использование термина «сбыт» позволяет чётко отграничить ту сферу, где происходят продажи продукции производственного предприятия.

Прежде всего, необходимо дать некоторое исходное определение сбыта, так как ряд авторов, исследовавших эту тематику [2, 3, 4, 5, 6], как нам представляется, не в полной мере разрешили проблему обоснованного понимания данного предмета именно на категорийном уровне. В этой связи особенно интересно отметить точку зрения современного исследователя Ф. Котлера [5], который вообще не рассматривает сбыт как таковой, в самостоятельном его значении, но даёт его исключительно как некую форму, в рамках которой работают так называемые «торговые агенты». Более того, Ф. Котлер даёт все имеющиеся у него представления о сбыте в рамках одной главы, которая, по существу, посвящена роли личных продаж, и в этом смысле скорее имеет в виду не сбыт как таковой, а деятельность службы сбыта как своего рода системы работы сбытовых агентов.

То же самое относится к известной в России (и неоднократно переиздававшейся) книге Г.Дж. Болта [2]. Точно так же, как и Ф. Котлер, автор вообще не даёт какого-либо определения, хотя и подчёркивает принадлежность сферы сбыта к области коммерции и именует сбытовую службу просто коммерческим аппаратом. Более того, автор замечает, что «... именно коммерческий аппарат... и управляющие по сбыту в конечном итоге обращает общие время, деньги и усилия в заказы для предприятий. И хотя из этого вовсе не вытекает, что сбытовая деятельность является наиболее важной функцией, следует, тем не менее, признать, что её недостаточная эффективность ставит под угрозу существование организации в целом» [2, с.7].

Дж. Ланкастер и Д. Джоббер в работе «Организация сбыта» [7] отмечают, что понятия «торговля», «сбыт» и «продажа» - близки, но не равноценны. Во многом это связано с тем, что русские эквиваленты английских терминов пока ещё не до конца устоялись, и, конечно же, спорной представляется точка зрения относительно знака тождества между сбытом и торговлей. Как бы то ни было, в их книге определения сбыта нет.

В работе Питера Диксона [8] достаточно много внимания уделяется стратегии, организации, структуре и иным аспектам сбытовой деятельности, но в ней точно так же, как и у других западных авторов, нет даже попытки определить характер сбыта. Как и другие западные авторы и, прежде всего, Ф. Котлер, П. Диксон рассматривает сбыт исключительно в контексте личных продаж и эволюции этой сферы. Аналогичную позицию занимают немецкие исследователи [9]. В их работах также нет сколько-нибудь корректного определения сферы сбыта, хотя имеется достаточно подробное рассмотрение «инструментальной стороны дела» (управление, организация, планирование и т.д.).

Отечественные авторы, прежде всего, Д.И. Баркан [1], даёт своё понимание категории и подчёркивает его принципиальный характер: «Сбыт определяется как сфера деятельности предприятия-производителя (либо фирмы, оказывающей услуги), имеющая своей целью реализацию продукции на соответствующих рынках...» [1, С.19]. В рамках этого определения автор выделяет и три основных черты категории:

сбыт суть естественная часть деятельности фирмы-производителя, и в этом смысле термин применим только к сфере, в которой продаёт собственно производитель;

целевая ориентация сбыта - продажа продукции и услуг на соответствующих рынках;

> из самого определения следует возможность продажи данной продукции как промежуточным покупателям, так и конечным (в том числе потребителям).

При внешне совершенно правильном определении, содержащем систему черт, автор не выделяет характерных особенностей категории.

Другие отече...

Другие файлы:

Совершенствование системы стимулирования сбыта сетевых торговых предприятий (на примере книжной сети "Буквоед")
Стимулирование сбыта как элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций. Основные тенденции книжного рынка России. Анализ конкуренции в книжной от...

Организация сбыта и дистрибьюции товаров
Сущность и задачи дистрибуции; ее классификация по длине каналов распределения, взаимодействию с покупателем и географическому признаку. Особенности о...

Изучение объединения предпринимательских организаций
Классификация интегрированных форм организации бизнеса. Определение и выявление основных особенностей организационно-правовых форм функционирования пр...

Продвижение товаров на рынке
Сравнительный анализ методов и способов продвижения товаров и услуг на рынке, его особенности. Организация сбыта продукции ОАО "Вимм-Билль-Данн": созд...

Международная логистика в деятельности интегрированных структур
Основные формы организации интегрированных предпринимательских структур в международной практике. Современные принципы их интеграции на основе инновац...