Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Маркетинг

Организация розничной торговли овощами и фруктами

Тип: курсовая работа
Категория: Маркетинг
Скачать
Купить
Теоретические основы развития отрасли розничной торговли. Показатели эффективности деятельности предприятий, анализ состояния эффективности их функционирования и состояния отрасли торговли. Особенности организации розничной торговли овощами и фруктами.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Организация розничной торговли овощами и фруктами

Введение

Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Предпринимательство способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный слой общества. Торговля, являясь важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения занимает лидирующие позиции среди других видов предпринимательской деятельности.

Особая роль и социальная значимость торговли выражается в том, что она является главным источником поступления денежных средств и потому оказывает решающее влияние на обеспечение устойчивости поступательного развития экономики, укрепление финансовой стабильности и пополнения бюджета страны.

Актуальность темы исследования определяется тем, что торговля является наиболее привлекательным видом деятельности, при чем в целом по России, предпочтение отдается розничной торговле, в которой задействовано большое количество предпринимательских структур и трудоспособного населения.

Целью написания курсовой работы является изучение особенностей организации розничной торговли овощами и фруктами.

Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи исследования:

­ изучить историю развития отрасли торговли;

­ определить показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий;

­ провести анализ состояния отрасли торговли;

­ осуществить оценку эффективности функционирования торговых предприятий;

­ изучить порядок организации торговли овощами и фруктами.

­ разработать научно обоснованные предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Исследования проводились с помощью традиционных методов экономического анализа: абстрактно-логического, статистического, сравнительного, графического, экономико-математического, монографического, экспертного и др.

1. Теоретические основы развития отрасли розничной торговли

1.1 История развития торговли

Торговля, в своей первоначальной форме, зародилась еще во времена Рюрика, когда господствовало натуральное хозяйство. Прототипом современных предпринимательских функций можно считать торговый обмен. Потребность в нем возникла в связи с необходимостью сбыта излишков продуктов, производимых в данной местности, в обмен на «чужеземные диковинки». Зачинателями предпринимательской деятельности были российские купцы. Основываясь на своей инициативе и интуиции, на свой страх и риск они налаживали торговые отношения с Византией, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой, Ближним Востоком, Африкой, Европой.

В XV в. были сформированы торговые центры и купеческие объединения. Предпринимательство из внешнеэкономической сферы постепенно переносится на российскую почву и начинает внедряться во внутренние хозяйственные отношения, сначала в торговле, а затем в посредничестве и ремесленничестве.

Основным видом торгового предпринимательства была ярмарочная торговля. Первые из русских ярмарок появились в 1347году в Смоленске и в 1366г. близ Нижнего Новгорода. Самой крупной из волжских ярмарок была Казанская. Эта ярмарка проводилась на протяжении нескольких десятилетий в столице суверенного Казанского ханства, то есть вне России, и открывалась ежегодно 14 июня. Казанская ярмарка притягивала к себе тысячи купеческих караванов из Азии, с Востока, из России и многих европейских стран [10]. Этот вид торговли приносил огромные барыши, что и стало предпосылкой создания ярмарок на Руси, так с XIV и до конца XIX века в России действовало 18,5 тыс. ярмарок.

Центром торговли в XVI в. была Москва, где в торговле был занят каждый третий двор. Торговцы скупали изделия ремесленников и продавали в других городах, за счет этого поддерживалась постоянная взаимосвязь между изготовителями и покупателями.

XVIII в. можно назвать веком торговли, так как и в России и в Европе в это время торговля являлась основным видом предпринимательской деятельности. Развитию торговли во многом способствовала реформа Петра I 1719-1724 гг., тогда и был создан центральный орган управления торговлей - Коммерц-коллегия, которая должна была реализовать мероприятия, обеспечивающие введение в России свободы торговли.

В современной российской истории предпринимательство, в том числе и торговое начало существовать в 1985 году, после чего прошло несколько этапов развития.

Во время первого этапа с 1985 по 1987 годы наблюдалось зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Второй этап (1987-1988гг.) характеризовался появлением кооперативов. Количество кооперативов увеличивалось каждый год и достигло 250 тыс. Объем производства, продажи товаров, и оказания услуг постоянно рос и в 1987г. он составил 0,33 млрд. руб., в 1988г. - 6,1 млрд. руб., в 1989г. - 40,3 млрд. руб. Кооперация к концу 1989г. дала около 4% всего внутреннего национального продукта страны [6]. Доходы кооперации оказались в 2-3 раза выше, чем у работников государственных предприятий, что показало, на сколько занижена оплата труда в госсекторе.

Третий этап (1989-1990гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию предпринимательской деятельности.

Четвертый этап (1991-1992гг.) отличался появление среднего и крупного бизнеса. На начало 1991 года в России действовало 134,6 тыс. кооперативов, которыми было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Доля кооперативов в общем объеме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9%, в объеме розничного оборота (включая общественное питание) - с 0,6 до 1,1% в общем объеме реализации бытовых услуг населению - с 4,6 до 18,4% [14].

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. Затем следует сельское хозяйство, материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним примыкает сфера образования (2,8 раза) [9].

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое предпринимательство в тот период активно компенсировало импортом товаров низкого качества (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы которых нередко начинали с «челночной» деятельности.

Пятый этап (1993-1994гг.) представлял собой полосу широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности.

Еще в 1992 году разгосударствлению подверглись более 46 000 предприятий, из них около 23 000 в IV квартале; 82% от общего числа приватизированных предприятий - муниципальные. Из этого числа более 4/5 приходилось на торговлю и бытовое обслуживание [29].

К шестому этапу (1995-1998гг.) оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее предприятий преимущественно торгово-посреднической или научно-консультационной ориентации, либо прекратили свое существование, либо поменяли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского предпринимательства.

Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (39,8% в 1997г., на 12,1% - в 1998г.), операции с недвижимостью (на 19,9% и 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (3,8% и 3,6% соответственно). Напротив, число предприятий в отрасли «наука и научное обслуживание» продолжало сокращаться (на 6,2% и 11,4% соответственно).

Производство картофеля, в основном, сосредоточено в хозяйствах населения (90% в 1995г., 78% в 1992г.), увеличилась доля хозяйств в производстве овощей (с 55 до 73%), молока (с 31 до 42%), мяса (с 35 до 48%). Однако основными производителями зерна, сахарной свеклы, подсолнечника и льна оставались крупные сельскохозяйственные предприятия, а мелкие производили 6, 4, 14, 3% этой продукции соответственно.

Финансовый крах августа 1998 года резко ухудшил фактически все позиции предприятий. Они оказались вынужденными проявлять чудеса выживаемости, а зачастую просто свернуть дело. Одно из направлений посткризисной адаптации бизнеса - диверсификация его деятельности: каждое второе предприятие выживает благодаря тому, что предприниматели с самого начала практиковали не менее двух основных видов деятельности. Максимальные возможности сочетания разных видов предприн...

Другие файлы:

Организация процесса продажи товаров в сфере розничной торговли и ее стимулирование
Понятие розничной торговли. Закупочная деятельность торговых организаций. Основные формы розничной торговли. Структура розничного товарооборота. Комме...

Особенности функционирования розничной торговли
Специфика и формы организации розничной торговли. Формы и виды розничной торговли. Организационные формы управления розничной торговли. Направления эф...

Оборот розничной торговли ООО "Нива-Кооп"
Экономическое содержание оборота розничной торговли. Факторы, формирующие объем и структуру оборота розничной торговли. Взаимосвязь розничной торговли...

Планирование оборота розничной торговли
Теоретические основы экономической характеристики оборота розничной торговли. Показатели оборота розничной торговли, их характеристика и балансовая ув...

Анализ предприятия розничной торговли
Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях. Классификация предприятий розничной торговли. Оценка экономической деятельности предприятия ро...