Маркетинговые подходы к управлению
Краткое сожержание материала:
Размещено на
- Оглавление
- Введение
- 1. Основные аспекты рассмотрения сущности маркетинга
- 1.1 Основные аспекты
- 1.2 Субъекты и объекты маркетинга
- 1.3 Функции и методы маркетинга
- 2. Маркетинговые подходы в менеджменте
- 2.1 Управление маркетингом. Маркетинг. Менеджмент
- 2.2 Стратегический и тактический маркетинг в управлении
- 2.3 Некоммерческий маркетинг
- Заключение
- Список литературы
Введение
Современная Россия переживает этап реформирования под новые социально-экономические рамки организации общества, что проявляется во всех сферах его (общества) жизни.
Основные изменения затронули экономическую модель - ориентация на законы рыночной экономики. Изменения эти повлекли за собой реформирование не только форм собственности, но и затронули управленческие модели организаций.
В данной работе идет речь об определенном подходе к управлению, очень новом для российской экономики, целью которого есть ориентация управленческих моделей организаций на рынок и его законы.
Маркетинговые подходы в управлении значительно расширяют сферу деятельности организаций, заставляя руководство ориентироваться на потребителя и производить продукты, которые бы удовлетворяли его потребности, в отличие от командно-плановой системы, существовавшей в Советском Союзе.
Объектом исследования являются управленческие модели.
Предметом исследования являются маркетинговые подходы к управлению.
Целью этой работы является рассмотрение основных маркетинговых подходов к теории управления.
В задачи работы входит рассмотрение основных аспектов самой сущности маркетинга, ее задач, функций, методов, объектов и субъектов маркетинговой деятельности. Далее нам потребуется более точно рассмотреть маркетинговые подходы, увидеть в каких именно сферах деятельности и, главное, каким образом маркетинговые инструменты используются в управленческих моделях; дать оценку.
Методы исследования: изучение, анализ литературы, процессный подход.
1. Основные аспекты рассмотрения сущности маркетинга
1.1 Основные аспекты
Англоязычный термин Маркетинг появился в США в 1910 году и происходит от словосочетания market getting. Некоторое время, аналогом данного термина в отечественной экономике и управлении было слово «рынковедение». При существовании множества разнообразных определений маркетинга, ни одно в той или и иной мере не раскрывает всего богатства содержания маркетинга; либо сужая сферу, где применяются инструменты маркетинга, или, наоборот, расширяя понятие до неприемлемых для понимания и использования рамок.
Можно выделить следующие основные группы определений, характеризующие маркетинг:
- Отрасль науки, изучающая бизнес;
- Практическая деятельность по продвижению продукции на рынке;
- Философия бизнеса;
- Система управления, вид менеджмента.
Каждый из этих подходов к определению не могут быть приняты для общего определения маркетинга во всех сферах его применения. Они узко специализированы для конкретной области и дополняют друг друга.
К примеру, понимание маркетинга как философии бизнеса ограничивает сферу его действия сугубо коммерческими интересами; плюс ко всему, теряется прикладная, инструментальная и технологическая составляющая маркетинга. Маркетинг как философия бизнеса объясняет и формирует отношения между фирмой, предпринимателем и собой, отношения между другими участниками рыночных отношений на разных уровнях взаимодействия - потребителями и конкурентами. Огромную роль в моделях маркетинга здесь занимают социальные институты, регулирующие рыночные отношения и окружающие рыночную среду. Так же, маркетинг в этом понимании задает тон другим стратегическим и тактическим аспектам практического осуществления маркетинговых моделей.[5]
В той или иной мере созданные модели активно используются на осуществления практической деятельности по производству, продвижению и развитию продукции на рынке. Множество маркетинговых концепций, обнародованных с начала 40-ых годов XX века, описывают различные инструменты по воздействию на рынок, его стимулированию и эффективному использованию.
Широта взглядов и всеобщий охват всех сфера человеческой деятельности придает маркетинговым инструментам и концепциям гибкости, что отражается в использовании в своих рыночных моделях самых разнообразных наук и взглядов, обращаясь как профильным наукам как Математика, Экономика и Психология, так и к узким, иногда даже философским, теориям.
В рамках всесторонних взглядов на маркетинговые инструменты воздействия, можно определить маркетинг как направленную деятельность, акцентированную на разработке, создании и реализации продукции для удовлетворения личных или общественных потребностей.
Обуславливая широту взглядов и множество целей, которые может охватывать маркетинг, выделяются так же инструменты маркетинга, которые можно применять в менеджменте для управления организационными структурами для повышения эффективности рабочего процесса в целом; с целью увеличения продаж продуктов и услуг, как в коммерческом, так и в некоммерческом маркетинге.
Понимание маркетинга как системы управления акцентирует внимание на маркетинговом подходе в современном менеджменте. Декларирует, прежде всего, рыночно-ориентированную систему управления. Во многом, маркетингоориентированная компания является наиболее гибкой в условиях рыночных отношений относительно других систем управления, что позволяет ей лучше приспосабливаться к реалиям рынка, быстрее принимать решения и перестраивать рабочий процесс для достижения необходимых стратегических целей.
Это не управление производством, финансами или персоналом, это вообще не система внутрифирменного управления, что, безусловно, присутствует в такой организации. Это управление организацией с ориентацией на запросы рынка и воздействия на окружающую среду и ее элементы, без чего невозможен рыночный успех.
Широта взглядов, множество концепций в маркетинге и открытость рыночных отношений (в идеале) побуждает организации, как в коммерческой, так и в муниципальной сфере использовать те или иные инструменты маркетинговых управленческих моделей для продвижения и увеличения продаж товаров и услуг, увеличения влияния на целевую аудиторию для социальных организаций, решения коммуникационных и прочих задач на разных уровнях даже в государственном управлении.
Такие реформы не обошли стороной и Россию, которая в последние 20 лет проводит серьезную реформацию экономической, общественной и политической сфер жизни общества. Эту эволюцию оказались вынуждены проходить практически все наши предприятия.
Как уже говорилось ранее, со временем менеджмент и маркетинг становятся неразделимы. Осмысление данного положения вещей постепенно приходит и в нашей стране, однако, пока только в основном на уровне малого и среднего предпринимательства. Проблема заключается в том, что пока менеджмент отделен от маркетинга, последний как голова без рук: нет никаких гарантий, что данные исследований и стратегические цели, основанные на аналитике рынка, будут выполнены, станут реальностью. С другой стороны, эффективный менеджмент в динамично развивающейся рыночной среде просто немыслим без маркетинга: даже в менеджменте персонала активно реализуется потенциал маркетинга, развивается маркетинг рабочих мест, персонала, карьеры.
1.2 Субъекты и объекты маркетинга
Основные субъекты маркетинга это, прежде всего, производители, потребители разнообразных продуктов и услуг, а так же их посредники. Производителей и посредников можно считать наиболее активными и профессиональными субъектами в силу:
- Заинтересованности в достижении максимально выгодных результатов на рынке;
- Необходимости применения инструментов маркетинга для достижения стратегических целей;
- Наличия регулятивных методов влияния на рыночную ситуацию, в разной мере имеющуюся у организаций.
Некоторые авторы [1] для обозначение объекта управления в маркетинге используют понятие маркетинговый процесс, что по сути является обобщением перечисленных выше понятий.
Участниками маркетинговых отношений и действий во всем мире с рыночными или частично рыночными отношениями выступают целые сферы экономики: торговля, средства массовой информации, образование и наука. Однако спецификой России является роль органов власти, как еще одного участника маркетинговых отношений. В условиях неразвитого рынка, органы власти в Российской Федерации не просто формируют общие черты рыночных отношений, но и непосредственно в них участвуют, имея ощутимый вес, что ставит в затруднительное положение многих даже очень крупных производителей. Однако, даже с учетом того, что доля влияния государства на экономику и социум непосредственно влияет на развитие маркетинговых отношений, сами государственные корпорации и государственные структуры использую маркетинговые инструменты для продвижения и воздействия.
Объекты маркетинга - материальные товары и услуги, идеи, стратегии, организации, террито...
Подходы к управлению персоналом
Экономический, органический и гуманистический подходы к управлению персоналом: концепция использования трудовых ресурсов. Эффективное применение челов...
Функциональный и процессный подходы к управлению
Сравнительная характеристика и отличительные особенности функционального и процессного подхода к управлению современным предприятием, определение преи...
Управление персоналом в страховой компании
Стратегическое управление персоналом в страховой компании. Организационная структура службы управления персоналом ООО "Росгосстрах", ее задачи и функц...
Различные подходы к управлению персоналом ФГУП "Комбинат Электрохимприбор"
Основные подходы к управлению персоналом. Характерные особенности управления предприятием ФГУП "Комбинат Электрохимприбор". Организационная структура...
Маркетинговые инструменты в области сбыта
Подходы к определению каналов распределения и их основные характеристики. Маркетинговые инструменты в области сбытовой политики. Оценка эффективности...