Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Маркетинг

Маркетинг территорий: аспекты реализации

Тип: магистерская работа
Категория: Маркетинг
Скачать
Купить
Сущность экономического роста территорий, переход территории к устойчивому развитию: современный город. Анализ исследований в региональном маркетинге. Понятие устойчивого развития территории города и альтернативы развития бизнеса в сельских регионах.
Краткое сожержание материала:

48

149

1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность экономического роста территорий

2. Основы перехода территории к устойчивому развитию: современный город

3. Направления исследований в региональном маркетинге

4. Понятие устойчивого развития территории города и научно-теоретические основы исследования

5. Понятие и определение индикаторов устойчивого территориального развития

6. Тенденции развития внутреннего туризма России: пути развития территории

7. Стратегические альтернативы развития бизнеса в сельских территориях

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время экономический рост территорий является ключевой проблемой макроэкономической политики всех государств. Развитые страны, обеспечив себе высокий уровень доходов, стабильные темпы прироста ВВП, озабочены качественными изменениями экономического роста. Экономический рост территорий должен служить фундаментом повышения уровня и качества жизни граждан, создания материальной базы для устойчивого развития общества, а также гарантией равноправного участия этих стран в мирохозяйственных процессах наряду с развитыми странами.

В условиях все более изменчивой внешней среды роль маркетинга в стратегическом планировании резко возросла, а следовательно, разработка любой стратегии поведения в экономической среде должна учитывать данный факт. К сожалению, исходя из анализа основных проблем, возникающих при разработке стратегий экономического развития отдельных регионов России, можно сделать вывод, что значимая роль маркетинга не вполне осознается. Традиционный же подход к стратегическому планированию не позволяет реализовать в полной мере цели, заложенные в основе той или иной стратегии регионального развития.

Маркетинговые стратегии должны являться связующим звеном между целями, стоящими перед регионом, и существующими на определенный момент времени проблемами. Маркетинговая стратегия позволяет сформировать уникальные свойства региона, приобретающие стоимость и полезность, и обеспечить социально-экономическое развитие региона в соответствии с приоритетами его развития. Кроме того, она дает возможность максимально эффективно включить население в развитие производства, управления.

1. СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ТЕРРИТОРИЙ

Происходящий в течение последних лет экономический рост в стране носит нестабильный характер и опирается в основном на конъюнктуру мировых сырьевых рынков. В условиях глобализации для России необходим не просто экономический рост в его количественном выражении, а изменение его качества, проявляющееся в инновационном характере развития, способном обеспечить конкурентоспособность российских производителей как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Устойчивые темпы экономического роста в России должны быть связаны, в первую очередь, не с эксплуатацией природных ресурсов, а с концентрацией интеллектуального капитала. С точки зрения экономической безопасности новое качество экономического роста (НКЭР), основанное на инновационном типе воспроизводства может способствовать развитию «прорывных» (наукоемких) отраслей, помогающих вывести экономику на новый уровень производительных сил, осуществить научно-техническую революцию и повысить уровень жизни населения.

Для эффективного управления экономической системой необходимо определить элементы (факторы производства, права собственности, интересы, потребности), наиболее тесно связанные с процессами экономического роста. Анализ движущих сил, причин и процессов, определяющих содержание экономического роста, позволяет смоделировать поведение экономической системы при изменении отдельных количественных и качественных составляющих. Выделение качественных параметров экономического роста и определение характера их влияния на конечные результаты функционирования российской модели экономического развития (уровень и качество жизни населения, уровень развития производительных сил) позволяет определить сущность происходящих изменений в НКЭР, его содержание, структуру, формы проявления, стратегические направления его достижения и, наконец, разработать концепцию НКЭР национальной экономики в условиях глобализации.

Экономический рост представляет собой изменение (количественное движение) экономических сущностей, имеющих общее основание, и при этом такие сущности меняют свои качественные характеристики и свойства. Экономический рост - особый тип движения. Движение в данном случае заключается не только в изменении сущностных характеристик (уровне, темпе), но и в сопутствующих явлениях (изменение в системе факторов производства, в системе мотивации). Экономический рост в своем изменении способствует установлению строгих закономерностей, способных оставаться неизменными в течение долгого времени. Относительность экономического роста проявляется в его зависимости от других объектов.

Экономический рост и есть движение, при котором сначала накапливаются количественные изменения, а позже, вследствие этого, качественные преобразования. Следовательно, приобретение экономическим ростом нового качественного состояния - объективный, необратимый, закономерный процесс, основанный на достижении достаточного уровня (базы) экономического роста, эндогенно готового к качественному скачку.

Любое движение как изменение состояния должно сопровождаться сохранением основы данного изменения, позволяющей зафиксировать наличие данного изменения. Но при этом фиксирование отрицает изменчивость. Диалектика характеризуется тем, что любому явлению сопутствует и сохранение состояния, и его изменение.

Важная диалектическая закономерность: переход от низшего к высшему возможен в том случае, если основа развивающейся системы сохраняется. Здесь возникает закономерный вопрос: является ли качественное изменение сущности экономического роста восхождением от низшего к высшему? И что мы можем назвать низшим и высшим?

Если высшее означает более полное, насыщенное свойствами явление и становится таковым посредством некого приобретения чего-то нового, то приобретение может аннулироваться через потери. И тогда, на первый взгляд, складывается впечатление о переходе в состояние инерции. Но приобретение некоторой субстанции или свойства не может закончиться полной потерей его при данных обстоятельствах, поскольку эта потеря уже будет происходить в отличных пространственно-временных координатах. Следовательно, движение - это всегда преобразование, и дело лишь в идентификации и придании смысловой нагрузки понятиям «высшее» и «низшее». Новое качество - это более высокое состояние объекта, явления, сущности, имеющее не только дополнительные свойств, но и другие пространственно-временные характеристики (рис. 1).

48

149

1

Принцип единства устойчивости и изменчивости. Важнейшими характеристиками экономического роста как движения являются устойчивость и изменчивость. Для того чтобы определить степень устойчивости или изменчивости экономического роста, необходимо наличие внешнего воздействия, при котором каждый объект меняет свое состояние. Если по прекращении воздействия темп и уровень экономического роста возвращаются в исходное состояние, то следует говорить, что такой рост устойчив, если этого не происходит, то он называется изменчивым.

При этом между устойчивостью и изменчивостью существует сложная противоречивая взаимосвязь. Если нет изменения, то устойчивости тоже нет, поскольку сущность заключается в таких изменениях, которые позволяют погасить вновь возникшие, новые, непривычные колебания. Следует четко разделить понятия «изменения» и «колебания»: изменение несет в себе переход в новое количественное или качественное состояние объекта или явления; колебания возникают в рамках старого состояния, но при наличии сильных колебаний возможны определенные изменения.

Экономический рост является единством изменчивости и устойчивости. Он не может быть абсолютно устойчивым (как и экономическая система в целом), являясь системой элементов изменчивости. Экономический рост - это конечная иерархия взаимопереходов устойчивости в изменчивость, и наоборот. Экономический рост пронизан внутренней пульсацией, переходящей во внешнее состояние и проявляющейся в изменении уровня и темпа. Все доселе известные классификации экономического роста (интенсивный и экстенсивный, сбалансированный и несбалансированный, потенциальный и реальный и т.д.) можно дополнить разделением экономического роста по формам движения: экономический рост на микро-, мезо-, макро-, мегауровнях.

Принцип единства возможности и действительности. Важнейшими характеристиками экономического роста как движения являются его возможность и действительность. Аристотель отмечал, что есть два вида существования: «сущее в возможности и сущее в действительности» [11].

Экономический рост как движение сначала выступает как возможность. Но по мере принятия ею определенной формы, она становится действительной. Возможность - это в большей степени абстракция, идеал, идея, а действительность - это материальное выражение, представление, бытие.

Действительный (реальный) экономический рост - это конкретный процесс, имеющий свои действительные параметры и историческую обусловленность. Возможный (потенциальный)...

Другие файлы:

Маркетинг территорий аспекты реализации

Методология маркетинга территорий
Принципы маркетинга территорий, их сущность и краткое содержание. Понятие бенчмаркинга в бизнесе. Согласование реализации уникальной характеристики те...

Маркетинг
Данное издание системно раскрывает базовые понятия проблем и инструментов маркетингового подхода к управлению, построения маркетинговых стратегий фирм...

Маркетинг.
3-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. — 656 с. Данное издание системно раскрывает базовые понятия, проблемы и инструменты маркетингового подхода к уп...

Выявление факторов, сдерживающих инвестиционный процесс в Рязанской области
Теоретические аспекты формирования и функционирования механизмов активизации инвестиционной деятельности. Тенденции развития инвестиций в регионе и ан...