Маркетинг как управленческая концепция
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ
«Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Маркетинг»
Выполнила: студентка 1”а” группы
4 курса экономического факультета
Специальность 060800
Шифр 09004
Астафьева Марина Николаевна
Работу проверил: доцент Росланова М.Г.
Н. НОВГОРОД 2013г.
Содержание
1. Маркетинг как управленческая концепция
2. Функции рекламы
Практическое задание
Список литературы
1. Маркетинг как управленческая концепция
Термин «маркетинг» появился в США в самом начале XX века как ответ па обострение конкурентной борьбы в условиях быстрого роста концентрации и укрупнения производства.
Термин «маркетинг» образован от английского слова «market» - рынок и подразумевает деятельность фирмы в условиях рынка.
Маркетинг - явление разноплановое, комплексное, включающее систему взглядов, координацию различных направлений деятельности фирмы с целью увязки её производственных возможностей и потребности рынка в соответствующей продукции.
Среди специалистов нет единого общепринятого определения маркетинга. Однако все существующие определения (а их около 20001) отражают ориентацию на работу в сфере обращения продукции, выделяя при этом либо отдельные функции и направления маркетинговой деятельности, либо его комплексный характер. Целесообразно использовать определение, предложенное профессором Ф. Котлером в его книге «Основы маркетинга».
«Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». Ф. Котлер. Основы маркетинга - М.: Прогресс, 1992 - с. 47.
Для пояснения приведенного определения рассмотрим следующие понятия:
Нужды людей исходят из природы человека. Нужды весьма разнообразны, они включают физиологические потребности в еде, одежде, жилье и безопасности, духовные нужды в знаниях, образовании и самовыражении, социальные нужды в общении, влиянии, привязанности, близости. Если нужда в чём-либо не удовлетворена, человек чувствует себя несчастным и обездоленным. У такого человека есть два варианта поведения; заняться поисками способа удовлетворить нужду или попытаться подавить её. Нужды не создаются рекламными агентствами, они присуши самой природе человека.
Потребности - это нужды, принявшие специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека. Потребности выражаются и объектах, удовлетворяющих ту или иную нужду, присушим культурному укладу данного общества способом. Потребности растут по мере развития общества. Люди сталкиваются с всё большим числом предметов, вызывающих любопытство, интерес и желание обладать. Изготовители и продавцы товаров предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами, формируя связь между своими продуктами и нуждами потребителей.
Запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Потребности людей практически безграничны, а возможности их удовлетворения ограничиваются имеющимися ресурсами. В такой ситуации человек, как правило, стремится получить те товары, которые дают ему максимальное удовлетворение при имеющихся финансовых возможностях.
Товар - это совокупность предлагаемых на рынке объектов, способных удовлетворять нужды и потребности. Понятие «товар» не ограничивается материальными объектами. Оно может включать услуги, организации, личности, места, информацию, идеи, т.е. всё то, что способно удовлетворять физиологические, духовные и социальные потребности.
Обмен - это акт получения желаемого объекта путем предложения чего-либо взамен. Обмен является одним из основных понятий маркетинга как научной дисциплины.
Маркетинг имеет место только в том случае, когда потребность удовлетворяется посредством обмена (существуют и другие способы получения необходимых благ: изготовление собственными силами, грабеж, попрошайничество).
Сделка является основой практической маркетинговой деятельности. Сделка представляет собой коммерческий обмен между сторонами. Сделка предполагает выполнение следующих условий: наличие как минимум двух ценностно-значимых объектов, согласование условий её осуществления, согласование места и времени проведения.
Для маркетинга характерен двуединый, комплексный подход к проблемам постановки и достижения целой предприятия. С одной стороны это тщательное изучение рынка, вкусов и запросов его участников, выявление специфических особенностей отдельных групп потребителей и ориентация на них производственной деятельности. С другой - активное воздействие на рынок, формирование спроса на товары и услуги, запросы и предпочтения потребителей.
Ориентация на потребителя, составляющая суть маркетингового подхода к деятельности фирмы, означает, что в первую очередь рассматриваются не производственные возможности, а потребности рынка и способы их удовлетворения. Товары и услуги в таком случае служат средством для достижения цели. Затем фирма разрабатывает план работы по всем направлениям, включая финансы, производство, НИОКР, сбыт, маркетинг. В ходе разработки плана осуществляется увязка поставленных целей и финансовых и технологических возможностей фирмы.
Современная концепция маркетинга подчеркивает его системный, целевой характер. Вся маркетинговая деятельность организуется и осуществляется, подчиняясь поставленной фирмой цели. Цели хозяйственной деятельности в условиях рынка, как правило, формулируется в терминах роста прибыли, увеличения сбыта, расширения рыночной доли. Задача маркетинга состоит в том, чтобы содействовать достижению поставленных целей, опираясь на существующие потребности общества и отдельных его членов.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать основные принципы маркетинга: целевая ориентация и комплексность.
Задачи, решаемые в ходе маркетинговой деятельности, весьма разнообразны и включают следующие направления:
* тщательное и всестороннее изучение рынков, потребителей, их желаний и запросов;
* приспособление производства к требованиям рынка, разработка и выпуск товаров, отвечающих этим требованиям;
* формирование спроса и воздействие на рынок в интересах фирмы.
Решение перечисленных задач требует комплексного системного подхода к организации маркетинга. Такая система обеспечивает наиболее полное и эффективное выполнение функции маркетинга в фирме.
Параллельно становлению маркетинга шло совершенство концепций его управления. Но прежде чем перейти к рассмотрению их эволюций дадим определение управления маркетингом, сформулированное Ф.Котлером:
''Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.» Ф. Котлер. Основы маркетинга - М.: Прогресс, 1991. - с. 46
На сегодняшний день существует пять подходов (концепций), на основе которых организации ведут свою маркетинговую деятельность. Эти концепции олицетворяют собой различные периоды в истории рыночной экономики и основные социальные, экономические и политические перемены за последние 50 с лишним лет. Рассмотрим их.
Й. Концепция совершенствования производства (превалировала до 30-х годов нашего века).
Характерна тем, что производитель беспокоился главным образом о расширении производства и пытался любым способом продать потребителю свой товар. Применение данной концепции возможно в двух случаях: когда спрос на товар превышает предложение и когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.
ЙЙ. Концепция совершенствования товара (примерно тот же временной интервал).
Характерна тем, что производитель стремится к приданию своему товару лучших эксплуатационных свойств и характеристик, достижению наивысшего качества, т.е. всю свою энергию тратит на постоянное совершенствование товара. Подобная концепция приводит к ''маркетинговой близорукости'', поскольку продавец так влюбляется в свой товар, что упускает из виду нужды клиентов.
ЙЙЙ. Концепция интенсификации коммерческих усилий (превалировала до первой половины 50-х годов).
Характерна тем, что стали широко использоваться разнообразные методы воздействия на покупателей с целью заставить их совершить покупку. Наиболее применима к товарам пассивного спроса и сфере коммерческой деятельности. Предполагает широкое использование рекламы, стимулирование продаж и т.п.
ЙV. Концепция маркетинга (превалировала до начала 80- годов).
Ориентирована на нужды и потребности клиентов, подкреплена комплексными усилиями маркетинга, нацелена на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации. В основе концепции лежит лозунг ''Производить то, что можно продать, вместо того чтобы пытаться продать то, что можно произвести''.
Маркетинговое управление как самостоятельная управленческая концепция
Анализ рыночной деятельности организации. Оценка эффективности маркетингового управления организацией. Стратегическое управление и маркетинг коммерчес...
Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура. (РУП "Завод полупроводниковых приборов" НПО "Интеграл")
Организационно-управленческая структура предприятия: четкое разделение труда по функциональным областям (маркетинг, экономика и финансы, производство)...
Маркетинг
Рассматриваются современная концепция маркетинга, маркетинговые возможности, поведение покупателей и потребителей, распределение товаров, управление...
Современная концепция маркетинга (опыт западных фирм)
Московский государственный институт электроники и математики(Технический университет)Кафедра"Менеджмента и Маркетинга"Р Е Ф Е Р А Тпо курсу "Маркетинг...