Исследование потребителей в процессе управления маркетингом
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Содержание
- Введение
- 1. Теоретико-методологические основы исследования потребителей в управлении маркетингом
- 1.1 Потребители как объект маркетинговых исследований
- 1.2 Направления изучения потребителей в процессе управления маркетингом
- 1.3 Методы маркетинговых исследований потребителей
- 2. Исследование лояльности потребителей
- 2.1 Влияние лояльности потребителей на маркетинговую деятельность предприятия
- 2.2 Методы исследования лояльности потребителей
- 2.3 Использование результатов исследования лояльности потребителей в процессе управления маркетингом
- Заключение
- Список использованных источников
- Введение
- Значение исследования потребителей возрастает с ростом здоровой рыночной конкуренции. Кроме услуг и продукции госмонополий и сырьевых компаний, сегодня фактически не осталось рынков, которые можно было бы отнести к рынку производителей, не нуждающихся в учете потребительских предпочтений.
- Влияние мнения потребителей о предлагаемом или проектируемом товаре / услуге на уровень продаж и поступления выручки на коммерческое предприятие, трудно переоценить.
- Ведущие мировые корпорации вынуждены перманентно совершенствовать и изменять свою продукцию на основе самых тщательных исследований потребительских предпочтений, моды, образа жизни, менталитета, финансовых возможностей. Именно эти изменения позволяют им удерживать объемы продаж на планируемом уровне и своевременно вводить новые актуальные товары или услуги.
- К исследованиям потребителей относятся также исследования лояльности клиентов и покупателей к существующему предложению, выявление явного и скрытого негатива к продукции или сервису ее предоставления, для последующей работы по исправлению недостатков и восстановлению "реноме" компании в глазах потребителей.
- В понятие исследования потребителей часто включается изучение каналов рекламного и маркетингового воздействия на покупателей, принимающих решение о приобретении продукции/услуги. Результаты такого исследования становятся основой для формирования эффективной рекламной политики.
- Количественные результаты, полученные в ходе маркетинговых исследований и отражающие рыночные реалии, используются в качестве исходных данных для расчетной части Бизнес-планов и Бизнес-проектов.
- Поэтому актуальность этой работы заключается в том, чтобы отразить зависимость предприятий от их непосредственного потребителя.
- Целью данной работы является изучение особенностей исследования потребителей в процессе управления маркетингом.
- Задачи, необходимые для достижения данной цели:
- - рассмотреть потребителя как объект маркетинговых исследований;
- - раскрыть направления изучения потребителей в процессе управления маркетингом;
- - охарактеризовать методы маркетинговых исследований потребителей;
- - показать влияние лояльности потребителей на деятельность предприятия;
- - представить использование результатов исследования лояльности потребителей в процессе управления маркетингом.
- Объектом курсовой работы является управление маркетингом на предприятии.
- Предмет работы - исследование потребителей в процессе управления маркетингом.
1. Теоретико-методологические основы исследования потребителей в управлении маркетингом
1.1 Потребители как объект маркетинговых исследований
В маркетинге потребителей разделяют на две группы:
- конечные потребители - это покупатели, которые приобретают товары для личного использования;
- предприятия-потребители - это покупатели, которые приобретают товары для применения в дальнейшем производстве, использования в целях организации, и для перепродажи [1, с.23].
Надлежит четко понимать, что поведение этих групп потребителей может сильно различаться, что определено:
- различными целями приобретения товаров;
- периодичностью совершения покупок;
- методами принятия решений о покупке;
- ресурсами информации, которые используются при принятии решений покупателями;
- мотивацией покупок;
- разной степенью знаний о товарах;
- потребности к послепродажному обслуживанию и т.д. [5, с.12].
Далее приведены элементы, формирующие правильное понимание потребителей.
Потребитель независим: его поведение ориентированно на отчетливую цель, товары им отвергаются или принимаются в зависимости от уровня соответствия его нуждам. Предприятия достигают успеха в тех случаях, когда предоставляют потребителю простор для выбора и реальную выгоду. Понимание этого и регулярная адаптация предложения под запросы потребителя дает эффективную практическую реализацию концепции маркетинга.
Изучение поведения потребителей осуществляется с помощью маркетинговых исследований. Оно совершается в виде моделирования покупательского поведения, исследования факторов и мотивов, определяющих потребности людей и способов их удовлетворения.
На поведение потребителей можно воздействовать. Маркетинг может оказывать довольно сильное влияние на мотивацию и поведение потребителей. Это достигается, если предлагаемый товар действительно удовлетворяет потребности покупателя. Однако речь не идет о каком-либо манипулировании потребительским поведением.
Поведение потребителей социально законно: их независимость в условиях рыночной экономики формируется рядом прав. Их соблюдение является центральной задачей как общества в целом, так и отдельных компаний. Социальная законность прав потребителей является гарантией удовлетворения их нужд. Введение в заблуждение, обман, отсутствие реакции на жалобы и претензии, низкий уровень качества товаров, и другие подобные действия являются ничем иным, как пренебрежением законных прав и интересов потребителей.
Методологически исследование потребителей основано на моделировании их поведения, включающего принятие решений, приобретение, потребление и распоряжение товарами и процессы предшествующие этим действиям и следующими за ними. [8, с.9].
Моделирование поведения потребителей имеет двойную цель: во-первых - понять и предсказать поведение потребителей; во-вторых - выявить факторы, его определяющие.
Функция маркетинга сводится к изучению стимулирующих факторов и мотивов, определяющих принятие потребителями решений относительно покупки товаров.
В процессе управления маркетингом, важнейшей задачей маркетингового исследования является исследование потребителей путем анализа характера покупок, обусловленного их личностными, культурными, социальными и психологическими факторами.
Личностные факторы - это возраст, стадия жизненного цикла, семья, род занятий, экономическое положение, стиль жизни, тип личности и самоопределение.
Культурные факторы - это состав культура, субкультура и принадлежность к общественному классу.
Культура - основные ценности, понятия, желания и стили поведения, принятые членом общества от семьи и других общественных составляющих.
Субкультура - группа людей с общей системой ценностей, основанной на общем жизненном опыте и ситуациях.
Социальные факторы - это малые группы, семья, статус и социальные роли.
Психологические факторы состоят из мотивации, восприятия, усвоения, убеждения и отношения к товару или компании. Эти факторы оказывают сильное влияние на поведение потребителя.
Из вышеизложенного следует, что в процессе управления маркетингом занимает немаловажную роль изучение потребителей, так как в конечном счете деятельность предприятия направлена на удовлетворения потребностей потребителя. Изучение потребителей помогает определиться с направлением организации деятельности фирмы и дальнейшей разработкой стратегического плана.
1.2 Направления изучения потребителей в процессе управления маркетингом
Цель проведения маркетингового исследования потребителей в процессе управления маркетингом - определить такие важные направления, как: отношение к товару или услуге, к самой компании; отношение к различным составляющим деятельности компании в относительно элементов комплекса маркетинга (выпускаемая и новая продукция и услуги компании, характеристики продуктов или услуг, ценовая политика, эффективность сбытовой сети и деятельности по продвижению продуктов и услуг); уровень удовлетворенности потребностей; намерения покупателей; принятие решения о покупке; поведение покупателя в процессе совершения покупки и после; мотивы потребительского поведения. [7, с.5]
Оценки потребителей основаны на эмоциональных составляющих восприятия и их знаниях.
Приведенные выше направления изучения потребителей не имеют изолированного характера, довольно часто в анкетах содержатся вопросы, одновременно направленные на изучение мнения потребителей по разным направлениям. Изучение отношения к товарам часто осуществляется одновременно с изучением отношения к компании, с изучением эффективности мотивационной политики. Тем не менее рассмотрим каждый из них по отдельности.
Отношение - это центральные понятие в социальной психологии, где разработаны методы и теории измерения и объяснения отношений различного типа. Считается, что отношение состоит из трех ко...
Управление маркетингом
Задача учебника - обобщение и анализ накопленного практического и теоретического опыта маркетинговой управленческой деятельности в контексте развития...
Совершенствование системы управления маркетингом
Теоретические и практические аспекты управления маркетингом ООО "Эрфолг". Методики оценки качества систем управления маркетингом на предприятии. Анали...
Управление маркетингом на предприятии
Управленческая деятельность, нацеленная на выявление запросов потребителей и их удовлетворение. Сущность, значение и этапы процесса управления маркети...
Планирование в системе управления маркетингом
Понятие, функции, концепции управления маркетингом. Основные принципы общего планирования в данной системе. Метод парных сравнений как инструмент обра...
Управление маркетингом в компании ООО "Северные Ветры"
Методологические подходы к организации и управлению маркетинговой деятельностью на предприятии. Концепции управления маркетингом. Стратегическое плани...