Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Маркетинг

Исследование конъюнктуры рынка

Тип: курсовая работа
Категория: Маркетинг
Скачать
Купить
Понятие и сущность конъюнктуры рынка. Соотношение спроса и предложения на товар. Факторы нециклического характера, определяющие специфику производства. Три уровня исследования конъюнктуры. Выбор метода прогнозирования. Анализ рынка шоколада в России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ)

Факультет Коммерции и маркетинга

Кафедра Маркетинга и рекламы

Курсовая работа

дисциплина: Маркетинговые исследования

тема: Исследование конъюнктуры рынка

Москва, 2012

Введение

Данная тема актуальна, так как практически каждая компания на определённом этапе своего развития сталкивается с необходимостью сбора информации о состоянии и перспективах рынка, на котором она работает. Для лучшей ориентации на рынке и для победы в конкурентной борьбе необходимы знания конъюнктуры рынка. Конъюнктурой рынка является совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен. Специалисты выделяют три основные черты конъюнктуры рынка - динамичность, цикличность и вариабельность, что связано с факторами, которые влияют на развитие рынка. Очевидно, что спрос на многие виды продукции существенно зависит от сезона, а динамичность развития рыночных отношений в стране - как от предпринимательской активности, так и от деятельности законодательных органов.

Исследования конъюнктуры рынка значительно уменьшают неопределённость при принятии важных решений, что позволяет эффективно распределять экономический потенциал для достижения новых высот в бизнесе.

Исследования конъюнктуры рынка позволяет:

· Выявить основных конкурентов, их ассортимент и цены

· Определить преимущества и недостатки товара (услуги) по сравнению с товарами конкурентов

· Провести ценовой анализ рынка

· Изучить реальных и потенциальных покупателей

· Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

На российском рынке очень перспективен рынок шоколада. Не смотря на то что финансовый кризис затронул все сегменты рынка, отдельные категории шоколадных изделий все равно показывают некоторый рост. В России потребление шоколада на душу населения составляет только 50% от объемов потребления западноевропейского рынка. Россияне потребляют в среднем 4-5 кг шоколадных изделий в год на душу населения, а граждане, например, Ирландии или Швейцарии - более 10 кг, в Германии - 8,4 кг. В соответствии с этим можно прогнозировать дальнейший рост рынка.

Целью данной работы явилось изучение конъюнктуры рынка.

При достижении данной цели были поставлены следующие задачи: 

1) Определение сущности конъюнктуры рынка и её видов

2) Изучение основных объектов конъюнктурных исследований

3)Выявление задач и методов изучения конъюнктуры рынка

4)Определение факторов влияющих на конъюнктуру рынка шоколада

5)Анализирование и прогнозирование конъюнктуры рынка шоколада.

1. Понятие и сущность конъюнктуры рынка

Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Слово конъюнктура произошло от латинского «conjungi», означающего соединение, совокупность условий, ситуацию. Это слово вошло во многие языки, в их экономическую и коммерческую лексику. Употребляется оно в таких сочетаниях, как общехозяйственная конъюнктура, конъюнктура рынка. Исследование конъюнктуры строится на систематизации, обработке и анализе экономических показателей и иной информации, характеризующей состояние экономики. Состав показателей и иной информации определяется целями конкретного исследования, будь то анализ длительных тенденций развития отрасли, изменения ее технико-экономических характеристик или анализ ситуации на рынке за относительно короткий отрезок времени или на определенный момент. Маркетинговые исследования. Ванчикова Е.Н. 2008 г. с. 131

Процесс накопления данных о конъюнктуре является не разовым, а длительным систематическим мероприятием. Только в этом случае можно надеяться, что для проведения анализа исследователь будет располагать достаточным объемом исходных материалов. Детальный анализ конъюнктуры предопределяет не только изучение уже сложившихся в течение длительного периода тенденций. Как обязательный элемент исследования, он должен включать глубокое рассмотрение новых явлений и процессов на рынке с целью должного их учета при проведении конкретного анализа и при построении прогноза развития конъюнктуры. Особую сложность при этом представляет определение значимости, силы воздействия отдельных факторов на развитие экономических показателей и конъюнктуры в целом, выявление ведущих факторов, оказывающих решающее влияние на происходящие на рынке изменения. Основы маркетинга. Ф. Котлер. “Вильямс”. 2007г. с. 203.

Изучение конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:

- постоянные

- временные;

- циклические;

- нециклические.

К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики. Маркетинговые исследования. Н.Г. Каменева, В.А. Поляков 2010г. с.98

Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

Основные объекты конъюнктурных исследований.

Задача конъюнктурных исследований состоит в определении степени воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе. Основы маркетинга. Голубков Е.П. 2-е издание.2009г. с. 309.

Выделяются три уровня исследования конъюнктуры :

- Общехозяйственный ( показывает состояние мирового хозяйства или

хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, включает следующие аспекты :экономический потенциал хозяйства и его элементы ( природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы., научно-образовательный и инфраструктурный потенциал; институциональная структура хозяйства). Включает фирменную структуру, масштабы концентрации , специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров, факторы влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров).

- Отраслевой (показывает положение в отрасли национального или мирового хозяйства) конъюнктура рынок шоколад спрос

- Отдельного товара ( показывает положение отдельного товара в масштабе мирового, национального или регионального рынка ). Маркетинг А.Н. Романов, С.А. Красильников под ред. А.Н. Романова. 2008г. с.105.

Одним из главных понятий исследования конъюнктуры является изучение изменений в динамике и соотношении...

Другие файлы:

Комплексное исследование рынка ноутбука ROVERBOOK
Исследование товара и определение емкости рынка. Выбор целевых сегментов рынка и стратегии ценообразования. Исследование конъюнктуры рынка и разработк...

Основные направления рыночных исследований
Исследование рыночной конъюнктуры. Особенности современных экономических циклов. Исследование конкретного товарного рынка и карта рынка. Основные пока...

Комплексное исследование рынка электрочайника PHILIPS
Назначение, область применения товара и его характеристики. Определение емкости и сегментации рынка. Разработка маркетинговой стратегии. Исследование...

Комплексное исследование рынка мобильного телефона SIEMENS SXG 75
Назначение, область применения товара и его характеристики. Определение емкости и сегментации рынка. Разработка маркетинговой стратегии. Исследование...

Анализ конъюнктуры рынка сумок и использование его результатов в коммерческой деятельности СООО "Маттиоли"
Понятие конъюнктуры рынка. Цели, виды, методы ее исследования. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сумок. Основная характеристика деятельности предприят...