Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Маркетинг

Анализ конкурентной среды на товарных рынках на примере рынка овощей

Тип: контрольная работа
Категория: Маркетинг
Скачать
Купить
Определение границ и субъектов товарного рынка. Оценка основных количественных и качественных показателей структуры товарного рынка, анализ уровня концентрации. Итоговая оценка состояния конкурентной среды рынка и рекомендации по его регулированию.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Контрольная работа

Анализ конкурентной среды на товарных рынках на примере рынка овощей

Введение

В условиях современной рыночной экономики при остро сложившейся конкуренции на рынке товаров и услуг предприятиям необходимо проводить анализ конкурентной среды на товарных рынках.

По результатам анализа, проведенного в данной работе на рынке овощной продукции, делаются выводы о развитости или неразвитости конкуренции на товарном рынке, целесообразности и формах воздействия антимонопольных органов на изменение ситуации.

Кроме того, на основе проведенного анализа конкурентоспособности товаров, у предприятия (ООО ПРОСТОР ИНДАСТРИ) и ее конкурентов определяются сильные и слабые стороны, направления, формирования портфеля новшеств и инноваций.

В качестве объекта исследования в контрольной работе будет рассмотрен рынок плодоовощных консервов города Владимира. Рынок плодоовощных консервов представляет собой сложную систему институциональных структур и экономических отношений между хозяйствующими субъектами, которые обеспечивают движение овощных продуктов между его производителями и потребителями. Он включает в себя производственные, торговые, финансовые, транспортные и другие структуры, а также нормативные правовые акты, определяющие правила их взаимодействия и функционирования. В настоящее время плодоовощной бизнес располагает большими возможностями для увеличения количества предприятий, создания развитой конкурентной среды, новых рабочих мест.

Предметом исследования является конкурентная среда на товарном рынке.

Целью работы является анализ конкурентной среды на товарном рынке, результаты которого являются базой для определения направлений государственного регулирования развития конкуренции на исследуемом товарном рынке.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику товарного рынка.

2. Оценить количественные показатели структуры товарного рынка.

3. Оценить качественные показатели структуры товарного рынка.

4. Выполнить оценку уровня концентрации на товарном рынке.

5. Дать итоговую оценку состояния конкурентной среды рынка и рекомендации по его регулированию.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

· Метод, основанный на сведениях, предоставляемых покупателями овощной продукции (при определении географических и продуктовых границ товарного рынка ржаного хлеба;

· Структурный метод (для определения рыночного потенциала предприятия);

· Методика оценки конкуренции на товарных рынках.

1. Характеристика товарного рынка

1.1 Определение границ товарного рынка

История развития плодоовощной продукции

Овощи - один из важнейших и незаменимых продуктов питания. Их называют родником здоровья за высокие пищевые, вкусовые, диетические и лечебные качества. Овощные культуры занимают особое место в продовольственном балансе, обеспечивая организм человека полезными питательными веществами.

История выращивания человеком овощей для своего питания очень древняя и насчитывает тысячелетия.

По историческим данным известно, что лук пришел к нам из Средней Азии. Он пользуется любовью на протяжении веков у многих народов планеты. Он был священным растением у греков. Луком осыпали статуи богов. Древние римляне употребляли лук в пищу каждый день, а воины носили вместо амулета, считалось, что лук придает им силу и храбрость. Лекарством от всех болезней считал его Гиппократ и упоминал об этом в своих трудах. Лук находили в гробницах фараонов Египта. Он был ежедневной пищей простых людей в Португалии, Испании и Франции. Ведь недаром знаком во всем мире французский «луковый суп». Точная дата появления лука на Руси не известна, но славяне издавна возделывали эту культуру и употребляли в пищу, перебивая им запах и вкус диких животных.

Огурцы - это одна из древнейших овощных культур. Огурцы начали выращивать и употреблять в пищу более 6000 лет назад. Родиной этого овоща считается Индия, но он был известен и древним египтянам, а также древним грекам. Долгое время огурцы считались редким деликатесом. В XV веке турецкий султан Мехмед II приказал вскрыть животы нескольким своим придворным, чтобы узнать, кто именно из них съел один из огурцов, присланных ему в подарок. В Россию огурцы попали в ХV веке из Византии и быстро стали одним из самых любимых овощей.

Слово «помидор» происходит от итальянского pomo d`oro, что в переводе значит «золотое яблоко», а второе его название, томат, берет свое начало от слова ацтекского слова «томатль». Родина помидоров - Южная Америка, в Европу они попали лишь в XVI веке. Долгое время плоды этого растения считались несъедобными и даже ядовитыми, а сами томаты разводили как декоративные. Существует даже история о том, как Джорджа Вашингтона пытались отравить, подложив ему блюдо из помидоров. Одной из первых европейских стран, оценивших вкус томатов, стала Россия: уже в XIX веке в нашей стране активно выращивали эту овощную культуру.

Родина перца - Мексика и Гватемала. Его появление в Европе связывают с именем небезызвестного Христофора Колумба. Сначала он использовался только как пряность, затем были выведены сладкие сорта перца, пригодные в пищу. А в России его стали выращивать с 17 века.

Нельзя не вспомнить и про редис, о котором упоминал Геродот. Он сообщал, что строителей пирамиды Хеопса кормили редисом, луком и чесноком. В культуру он был введён не менее 5 тысяч лет назад. В Китае редис выращивали более 3 тыс. лет назад. В Европу он попал в XVI веке, в Россию его завез Петр I из Нидерландов. Как пищевой продукт начали употреблять в конце XVII века. Сорта европейского редиса распространены повсеместно.

Родина баклажана - Восточная Индия, откуда арабами через Афганистан и Иран он был завезен в Южную Европу, а затем персидскими торговцами в Африку. Европейцам поначалу вкус баклажана не понравился, да и что может понравиться в безвкусной горьковатой мякоти дикого баклажана. Древние греки и римляне прозвали баклажаны «яблоками бешенства» и полагали, что систематическое употребление их в пищу приводит к сумасшествию. Долгое время баклажаны разводили и использовали исключительно как лекарственное сырье. Считалось, что сваренный в масле баклажан избавляет от зубной боли, а порошком из сухих листьев или соком плодов лечили людей, больных подагрой. И только в средние века баклажаны стали выращивать в южной Европе для приготовления пищи. В Россию баклажан попал лишь в 17-18 в.в. Не сразу, постепенно, а точнее несколько столетия спустя, «демьянки», «пакистаны», «бадаржаны», «баглажаны», «подлижаны» и, наконец, «синеньки», как называли в России баклажаны, стали достаточно распространенным овощем, особенно в южнорусских губерниях.

Исторические свидетельства показывают, что среди славянских племен культура овощей развивалась медленно и начала особенно интенсивно распространяться с принятием христианства (988 г.). Изначально проводниками и популяризаторами идеи овощеводства стали греческие проповедники, присланные из Византии с целью обращения славянских племен в веру. Позже, по мере принятия народами христианства с его обязательными длительными постами, исключавшими употребление продуктов животного происхождения, выращивание овощей стало необходимым средством снабжения продовольствием. Церкви и монастыри, получая земельные участки, отгораживали часть надела и использовали ее под выращивание овощей. Вероятно, отсюда произошло слово «огород», буквально означающее «огороженная территория». На огородах трудились монахи, выращенный урожай собирали, закладывали на зиму и употребляли в голодное зимнее время года. Монахи были также первыми создателями особых агротехнических приемов выращивания различных культур, первыми

селекционерами и популяризаторами овощеводства.

По мере развития государства развивалось и овощеводство, удельные князья последовали примеру монастырей и в своих владениях начали засевать овощными культурами наделы земли.

Значительное развитие овощеводство в России приобрело с ростом городов, ставших основным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в деревне. Различные области и даже отдельные села нередко специализировались на какой-либо определенной овощной культуре, развивали ее и выводили новые сорта, получавшие свои названия по имени местности, в которой их выращивали, и ставшие шедеврами национальной селекции. До сих пор непревзойденными остались Вязниковские. Муромские, Нежинские, Боровские, Клинские огурцы, Ростовский, Стригуновский и Бессоновский репчатый лук, Петровская репа и Красносельская брюква, капуста Капорка. Москву снабжали огородники Московской, Тверской, Смоленской, Калужской и Владимирской губерний, где выращивались все овощные культуры открытого грунта. Под Петербургом широкое распространение получило овощеводство закрытого грунта, парниковые хозяйства располагались также на Выборгской стороне и по Нарвскому трату, в парниках выращивали редис, салат, укроп, зеленый лук, шпинат, горох, цветную капусту, огурцы. Развивалось и овощеводство открытого грунта, хотя каждый клочок земли пр...

Другие файлы:

Методика изучения рынка и оценки состояния конкурентной среды на нем
В настоящее время одной из ключевых задач развития экономики России, антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов становится де...

Конкурентность российских товарных рынков
В настоящее время одной из ключевых задач развития экономики России, антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов становится де...

Параметры оценки конкурентной среды отрасли
На современном этапе одной из ключевых задач развития экономики России, антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов становится...

Анализ рыночной и конкурентной среды ОАО "Новоросцемент"
Анализ и прогноз состояния мирового и российского рынков цемента. Выделение основных участников рынка цемента Российской Федерации. Анализ рыночной и...

Маркетинговые исследования конкурентной среды организации
Понятие конкуренции и конкурентной среды. Направления деятельности предприятия на примере ОАО "Первая Образцовая типография" филиал "Дом печати - ВЯТК...