Методы оценки конкурентоспособности 2
Методы оценки конкурентоспособностиМетод сравнительной рейтинговой оценкиВ процедуре реализации методики сравнительной рейтинговой оценки выделяются этапы:сбор и аналитическая оценка исходной информации за оцениваемый период времени;обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки и их классификация;расчет итоговых показателей рейтинговой оценки;ранжирование предприятий по рейтингу.Итоговая рейтинговая оценка должна учитывать все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия. При ее построении используются данные о рыночном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования ресурсов и другие показатели.Система исходных показателей для рейтинговой оценки по данным публичной отчетности включает группы показателей оценки: ликвидности; финансовой устойчивости; деловой активности, рентабельности.В основе итогового показателя рейтинговой оценки - сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым предприятиям. Таким образом, базой отсчета для получения рейтинговой оценки состояния дел предприятия являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения выступает как бы самый удачливый конкурент, у которого все показатели принимают оптимальные значения. Такой подход соответствует практике рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный товаропроизводитель стремится к тому, чтобы по всем показателям деятельности выглядеть лучше своего конкурента.В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия может быть представлен в виде последовательности определенных действий.Исходные данные представляются в виде матрицы (,), где - номер показателя, а - номер предприятия.По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия ().Исходные данные предприятия стандартизируются в отношении соответствующего эталонного показателя по формуле (1), если -ый показатель максимизируется и по формуле (2), если - минимизируется:где - стандартизированные показатели состояния -ого предприятия.Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле (3):где - рейтинговая оценка -го предприятия.Для наглядности представления данных целесообразно проранжировать (как-то не по-русски) предприятия в порядке убывания их рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальными значениями сравнительной оценки. Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений на количество сравниваемых показателей и предприятий не накладывается. Алгоритм получения рейтинговой оценки финансового состояния может применяться для сравнения предприятий на дату составления баланса или в динамике [5].Алгоритм получения рейтинговой оценки может быть модифицирован. Вместо формулы (3) можно использовать формулу (4):Выше представленная формула (4) позволяет избавиться от необходимости расчета эталонных значений, но накладывается дополнительное условие: показатели должны иметь одинаковую направленность. В зависимости от направленности показателей наивысшим рейтингом будет обладать предприятие:рейтинг, которого максимально удалено от начала координат, при показателях стремящихся к максимуму;рейтинг, которого наиболее близок к нулю, при показателях стремящихся к минимуму.Рейтинговые оценки, полученные по формулам (3) и (4) не учитывают в себе степени влияния исходных показателей. Согласно этим способам расчета все исходные показатели одинаково влияют на результат, что естественно не соответствует действительности. Для преодоления этого недостатка и приближения расчета к действительности, можно дополнительно ввести в формулы коэффициенты влияния () показателей на результат расчета. После модификации формулы (3) и (4) будут выглядеть:где коэффициент влияния -го показателя [8].Отметим достоинства рассмотренного метода комплексной оценки:является сравнительной, а значит, учитывает реальные достижения всех конкурентов;доступность исходной информации;используется гибкий математический алгоритм;варьирующийся (гибкий) набор исходных показателей.При всех достоинствах данный метод обладает явным недостатком:большой субъективизм при выборе исходных данных и при оценке их степеней значимости;