Внутренний маркетинг как инструмент эффективного функционирования организаций сервиса
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ1. Маркетинг как концепция управления сферой услуг в рыночной экономике1.1 Роль маркетинга в развитии сферы услуг1.2 Тенденции развития рынка услуг2. Внутренний маркетинг как внутрифирменная философия рыночной ориентации предприятий сферы услуг2.1 Внутренний маркетинг как система взаимоотношений организации с персоналом2.2 Внутренний маркетинг как философия рыночной ориентации фирмы2.3 Внутренний маркетинг как способ реализации стратегии и формирования единых ценностей организации2.4 Концептуальные основы внутреннего маркетинга предприятий сферы услуг3. Мотивационные основы и технологии оценки внутреннего маркетинга3.1 Мотивация как необходимый элемент внутреннего маркетинга3.2 Технологии оценки внутреннего маркетинга4. Исследование внутреннего маркетинга в сфере услуг4.1 Общая характеристика ЗАО «Прогресс»4.2 Аудит внутреннего маркетинга методом анализа «важность – исполнение»4.3 Изучение внутреннего маркетинга методом MCA4.4 Исследование лояльности персонала по методике OCQ4.5 Исследование внутреннего маркетинга на предприятиях-конкурентах5. Механизм повышения эффективности внутреннего маркетинга5.1 Общие подходы к повышению эффективности внутреннего маркетинга5.2 Коучинг как эффективный метод повышения мотивации кадров 5.3 Управление персоналом сферы услуг на принципах внутреннего маркетингаВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКПРИЛОЖЕНИЯВВЕДЕНИЕС каждым годом сфера услуг становится все более значимой в экономике России, а жесткость конкуренции заставляет организации использовать маркетинг как средство достижения превосходства. Вместе с тем, некоторые особенности услуг, такие как неосязаемость, неспособность к хранению, неразрывность производства и потребления, изменчивость, требуют применения особых маркетинговых инструментов управления, не свойственных промышленному производству. Как показал опыт экономических реформ, сложное финансовое положение многих российских предприятий в значительной мере обусловлено неэффективным менеджментом. Рыночная трансформация экономики качественно преобразует системы управления организациями различных сфер и отраслей в соответствии с изменениями условий их жизнедеятельности, требующих быстрой реакции на нестабильные ситуации, гибкой адаптации к новым требованиям внешней среды. Так как индустрия услуг является высококонтактной сферой, качество предоставляемых услуг в большей степени зависит от персонала организации. Внутренний маркетинг не только один из ключевых элементов философии любого бизнеса. Это непрерывно осуществляемая целенаправленная последовательность управленческих действий, в том числе по развитию клиентоориентированности компании, повышению лояльности работников к компании, по организации сотрудничества всех ее подразделений в достижении поставленных целей. Чтобы эффективно удовлетворять потребности внешних клиентов, быть конкурентоспособной на рынке, организация, прежде всего, должна эффективно удовлетворять потребности своих внутренних клиентов – персонала. Это достигается с помощью формирования и развития в организации системы внутреннего маркетинга. Для служащих составляющие маркетинга – это сама работа, оплата труда, выгоды, хорошее местоположение, транспорт, автостоянка, рабочие часы, престижность работы и перспективы продвижения. Как покупатель исследует товар, который хочет купить, так и служащие ищут различные выгоды, нанимаясь на работу. Целью внутреннего маркетинга является создание настоящей команды, т.е. людей, чье пристрастие к своему делу превосходит рамки должностных обязанностей. Такие люди уже не воспринимают свою работу как набор конкретных заданий, которые они должны выполнять. Вместо этого их понимание работы включает все, что они способны сделать на благо своей компании.Несмотря на то что за рубежом внутреннему маркетингу давно уделяется должное внимание, для России это все еще новое понятие. В российской сфере услуг преобладают устаревшие методы управления, не отвечающие требованиям настоящего времени. В работе предпринята попытка систематизации сведений о внутреннем маркетинге и методов его исследования. В качестве практического примера проведено исследование на предприятиях, оказывающих бытовые услуги населению.1. МАРКЕТИНГ КАК КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ УСЛУГ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ1.1 Роль маркетинга в развитии сферы услугМаркетинг услуг – это те действия, благодаря которым услуги фирм доходят до клиентов. С точки зрения практических действий фирмы маркетинг услуг – это процесс, призванный помочь другим оценить ваши услуги, то, что вы для них делаете, и то, как вы это делаете.Главная цель и назначение маркетинга услуг – помочь клиенту по достоинству оценить организацию и ее услуги.Специфика маркетинга услуг связана:с изучением поведения клиентов, их пожеланий, запросов;разработкой специфических приемов для достижения сбалансированности спроса и предложения;изучением методов воздействия на клиентов.Маркетинг услуг специфичен настолько, насколько услуги отличаются от материально-вещественных продуктов, а рынок товаров – от рынка услуг. Характерными признаками маркетинга услуг являются:многие виды услуг неотделимы от того, кто их предоставляет. Поэтому контакт с потребителями часто рассматривается как неотъемлемая часть предоставления услуги;в маркетинге услуг в предложении превалируют услуги, а товары дополняют его;одинаковые базовые услуги могут предлагаться различным рыночным сегментам, что затрудняет процесс выбора сегмента рынка фирмы;чем менее осязаемы услуги, тем менее маркетинг услуг напоминает маркетинг товаров;маркетинг услуг может ориентироваться, а может и не ориентироваться на прибыль. К примеру, маркетинг некоммерческих услуг может осуществляться как государственными органами, так и частными фирмами;маркетинг услуг варьируется по степени регулирования. Наиболее упорядочены некоммерческие услуги и услуги естественных монополий;нередко трудоемкость услуг становится важнейшим фактором при выборе форм обслуживания. Как правило, чем выше трудоемкость услуг, тем больше склонность потребителей к самообслуживанию;чем теснее контакты с потребителями услуг, тем выше значение социальной компоненты маркетинга услуг.Поэтому среди пяти основных концепций маркетинга (производственной, товар...