Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Криминология

Становление и современное состояние криминологии. Основные этапы ее развития

Тип: реферат
Категория: Криминология
Скачать
Купить
Л Е К Ц И Я Тема № 2. СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРИМИНОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ. Учебные и воспитательные цели:1. Дать курсантам общее представление о криминологических шко- лах и кратко остановиться на развитии криминологической мысли в России.2. Воспитывать у курсантов желания к познанию истины и выбора своей собственной точки зрения на изучаемые криминологией вопросы и разрабатываемые проблемы. Время: 2 часа. Учебные вопросы :1. Зарождение и развитие криминологической мысли...........стр.2. Марксистсткая теория и развитие криминологии в России.........................................................стр. Заключение (3 минуты ).................................................стр.Л И Т Е Р А Т У Р А :Криминология М., Изд.Московского университета, 1984, с.с.19-39;Криминология М., Юридическая литература, 1988, с.с.47-62;Аванесов Г.А. Криминология М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.55-93, 119;Карпец И.И. Социалистическая криминология. Состояние. Задачи. Сб.статей "Вопросы борьбы с преступностью", № 47, М., 1988, с.с.3-17;Стручков Н.А. Проблема причин преступности в аспекте теории ее предупреждения в криминологии европейских государств социалистического содружества. Там же , с.с.91-93. Учебно-материальное обеспечение:- трибуна лектора;- фондовая лекция;- схемы.В в е д е н и еЗначение достигнутого всегда лучше осознается, когда увидишь, с чего все начиналось. Это касается социального опыта вообще, истории вообще научного знания. Относится это и к криминологии, которая исходя из своего предмета, исследует становление, движение, развитие криминологической мысли. Данную науку интересует далеко не описание накапливаемых сведений, без которых, разумеется, она невозможна, но опыт криминологического знания, обобщение пути, пройденного ею. Не может быть квалифицированного знатока криминологии без добротного знания ее истории - знание не просто различных точек зрения, концепций, теорий, не просто критического усвоения их для страховки себя от односторонности или от повторения уже совершенных ошибок, но которое является целостным, помогающим движению вперед, к новым высотам. Познание истории криминологии способствует осмыслению не только происшедшего, но и происходящего, творческому развитию теории. При этом обязательно должна быть выдержана связь с практикой. Поэтому квалифицированный знаток криминологии должен быть образован, как говориться, и исторически, знать историю криминологии. Это дает ему право именоваться поистине юристом - исследователем, хорошо знающим историю, современное состояние и перспективы развития изучаемой нами криминологии.Современная криминология далеко ушла от своего первоначального образа. Когда мы думаем о том большом пути, который она прошла, о трудностях, которые пришлось преодолеть всем, кто создавал эту науку, особенно первопроходцам, то перед нашим мысленным взором встают факты, события, люди, личности огромной духовной силы. Вспоминая об этом, можно назвать много ярких талантов, проявивших себя в различных сферах общественно-политической и научной мысли. Ясно ведь, что современная криминология возникла не на пустом месте, что она в известной мере, не может быть ориентирована на предшествующую научную мысль и традицию. Обращаясь к богатому социально-историческому опыту прошлого мы получаем дополнительную возможность для адекватного понимания современной криминологии и проблем, решаемых данной отраслью знания. 1.Зарождение и развитие криминологической мысли.В примитивном обществе наказание человека служило цели умиротворения богов, смягчения их гнева в тех случаях, когда нарушалось какое-то табу. Вопросы о причинах нарушения табу не ставились. В древности о преступлении и наказании можно было лишь философствовать. Никаких естественно- и общественно-научных методов исследования в то время еще не было и нельзя было на основе единичного преступления выявить причины преступности как массового явления. Тем не менее греческие философы высказывали мысли о причинах преступности, и Платон, например, считал одной из существенных причин преступности недостаточное воспитание (Drapkin 1983). В эпоху христианского Средневековья господствовало такое представление о преступлении и наказании (его в наиболее точной форме выразил юрист Бенедикт Карпцов (1595-1666)), что преступление - это не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и неизменно грех перед Богом, совращение души дьяволом. Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет Бог. За такое понимание смысла наказания выступал и Фома Аквинский (1225-1274), и Мартин Лютер (1483-1546). Это был важнейший принцип христианского миропонимания в эпоху Средневековья. Считалось, что наказание отводит гнев Божий от страны и она тем самым получает "прощение" за случившееся в ней греховное событие. Для достижения преступником вечного блаженства решающим моментом было то, что его страдания при наказании примиряют его с Богом.Разумеется, пока правонарушение рассматривалось как прегрешение перед Богом и как одержимость дьяволом, ни о какой криминологии, серьезно размышляющей о возникновении и предотвращении преступности, не могло быть и речи. Правда, Томас Мор (1478-1535), заметивший, что , несмотря на жестокую практику наказаний, в его время преступность не снижалась, а росла, выдвинул в своей книге "Утопия" (1516) мнение, что причины преступности заложены в самом обществе. Но эта точка зрения оставалась, пожалуй, единственной, так как представление о наказании в эпоху Средневековья основывалось на внеземном объяснении сущности самого преступления, не связывалось с обстоятельствами места и времени и считалось не зависящим от человеческого рассудка. Только в ХУ111 веке с развитием рационализма перед людьми открылись духовные и социальные просторы, необходимые для того, чтобы подойти реально и критически к таким явлениям, как конформизм, отклоняющееся поведение и преступность.Историю криминологии можно разбить на три эпохи: - классическая школа ХУ111 века;- позитивистская школа Х1Х века и- криминология новейшего времени (с середины ХХ века).Согласно канонам классической школы, интеллект и рассудок являются основополагающими признаками человека; это фундамент, на котором строится любое...
Другие файлы:

История и современное состояние электронных денег
Глубокие изменения в структуре экономики развитых стран в конце ХХ века. Основные подходы к интерпретации сущности электронных денег. Схема осуществле...

Становление предпринимательской деятельности в России
Понятие и разновидности предпринимательской деятельности. Классификация ее основных форм, анализ определяющих характеристик. Истоки отечественного пре...

История развития и современное состояние адаптивного спорта
Исторические этапы развития различных видов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Возникновение Паралимпийских Игр. Приобщение инвали...

Становление и современное состояние отечественной психологии
История становления отечественной психологии, анализ факторов, определивших динамику ее развития: русская ментальность, стиль мышления, язык, духовная...

Формирование, современное состояние и перспективы развития финансового рынка в РФ
Механизм функционирования финансового рынка, его сущность, становление и современное состояние в РФ: анализ и оценка валютного, денежного рынка, внутр...