Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Церковь, ее роль в политической жизни общества

Тип: контрольная работа
Категория: Политология
Скачать
Купить
Роль религии в политической истории разных народов, в жизни общества. Виды взаимодействия государства и церкви. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о том, почему Церковь никогда не включается в политический процесс, и не борется за политическую власть.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

2

Размещено на

Контрольная работа

На тему

Церковь, ее роль в политической жизни общества

Выполнил ст. гр. 43-71

Харисова А.Р.

Введение

политический церковь общество

Взаимоотношения государства и религии требуют в каждый исторический период конкретного рассмотрения, призванного раскрыть специфику участия различных звеньев религиозных организаций любой конфессии в государственной политике и особенности использования религии политическими деятелями. Историзм в подходе к вопросу воздействия религии на государство тем более необходим, что это приводило и к созидательным, и к разрушительным последствиям.

Ввиду довольно позднего отделения политической сферы жизнедеятельности человека от сфер экономической, социальной и, в том числе, духовной Религия сыграла немалую роль в жизни государства. Религия, как и государственность, является социальным явлением и, при оценке влияние религии на политику, нельзя не учитывать, что вплоть до восемнадцатого века все знания о социальных явлениях являлись единой целостной системой и не отделялись друг от друга.

Широкая роль политики в религии также обусловлена тем, что две важнейшие функции, присущие политике - регулятивная и интегративная - присущи также и религии. Политика призвана обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок, регулировать отношения между людьми и общественными группами, сглаживать возникающие противоречия. Подобные функции выполняет и религия. Политика реализует названные функции нередко в интересах определенных слоев населения или всего общества в целом. То же самое делает религия.

Отмечая большую роль религии в политической истории различных народов и в социально-политической жизни современного общества, некоторые ученые среди ее важных функций выделяют и политическую функцию.

История государственности, отделенной от церкви относительно небольшая и, в зависимости от государства насчитывает сто, а то и меньше лет. Даже в наши дни единственное европейское государство, провозгласившее светский характер своей конституции это Франция, в то время как Основной закон Германии обращен к Богу, а Ирландская Конституция - к Святой Троице. Отношения между церковью и государством в Европе чрезвычайно разнообразны. Некоторые страны имеют государственную церковь (Великобритания, Дания, Финляндия, Греция), такие как Франция - провозглашают атеизм, некоторые - отделяют церковь от государства, при этом, практикуя особое отношение к некоторым вероисповеданиям (Испания, Италия, Ирландия, Швеция, Португалия), а некоторые иным образом выражают свое признание роли религии в обществе (Германия, Бельгия, Австрия, Люксембург). Говоря о роли церкви в политической жизни западных стран, нельзя не упомянуть и о христианско-демократических общественно-политических движениях и партиях. Большого подъема эти движения добились после окончания Второй мировой войны.

В настоящее время в мире функционирует более 50 христианско-демократических партий. Особенно влиятельны они в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах. Наряду с региональными объединениями христианских демократов (Европейский союз христианских демократов, христианско-демократическая организация Америки), создан и общепланетарный координационный центр - Всемирный союз христианских демократов. Ряд христианско-демократических партий в течение длительного времени стояли у власти, например в Германии. Их представители во многих странах широко представлены в парламентах.

1. Церковь в политической жизни общества

Воздействие церкви на общество напрямую влияет на политику, так как индивид принимает какое либо решение, в том числе политическое, руководствуясь своими соображениями и идеалами. В случае, когда человек относит себя к религиозной конфессии, позиция церкви влияет на решение человека. Порицанием или одобрением действий государства, религия формирует общественное мнение и влияет на законодательную власть.

Также церковь объединяет социальные интересы. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями. У верующих людей есть характерная черта в отношении любого государства. Они во многом недолюбливают государство, поскольку ни одно государство не соответствует идеалу политического и социального устройства, представленному в основополагающих книгах или проповедях любой конфессии. Верующие постоянно тяготеют к созданию параллельного социума, в котором, порой в сектантской атмосфере, они могут попытаться реализовать все свои утопические социально-политические мечты. Вместе с тем возможны религиозно-государственные мифы, которые верующими будут поддерживаться или просто вызывать одобрение в их среде. Характерным примером является распространенный в православной среде миф о прекрасной православной Византии - идеальном государстве, в котором существовала полная симфония отношений между государством и Церковью. Мифом, относящимся к западным государствам являются мифы, распространенные в протестантской среде, в большей степени ориентированы на ценности демократического общества и на развитие человеческой индивидуальности.

Говоря о роли церкви в политической жизни общества, следует выделить два основных процесса. Первый, это сакрализация, процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. В каждом обществе, в каждой культуре процесс сакрализации имел свои особенности. Сакрализация личной и общественной жизни на основе христианства в Западной Европе достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека. Каждый человеческий поступок, всякое социальное явление ставилось на «сакральную платформу» или непосредственно подчинялось сакральной сфере

Второй, обратный первому, это секуляризация, процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций. Последнее можно оценить как социальную эволюцию и видоизменение функций религии в ходе социальных перемен. Данный процесс вовсе не означает, что религия потеряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает меньше прямого влияния на политическую жизнь государства, экономику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой. По мнению Ива Алмана, доктора политических наук в обстоятельствах современного мира именно секулярное государство создает предпосылки для разграничения сферы духовной от политической, избавляет церковь от соблазна прибегать в делах веры к принудительным средствам и гарантирует религиозный плюрализм. В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. При этом церковь не теряет своей роли в обществе, как и не теряются взаимоотношения между государством и церковью. Скорее это можно охарактеризовать как отношения особого рода, при которых государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Во многих случаях государство и церковь выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В конституции 1949 года за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателем из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и т.д.

Конституция 1949 года предусматривает возможность обращения церкви в суд, когда спорные вопросы между ней и государственными структурами не могут быть решены другим путем.

2. Основные виды взаимодействия государства и церкви

История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

Выдающийся русский философ И.А. Ильин (1883-1954) определил соотношение государства и церкви таким образом, что по его словам Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по сп...

Другие файлы:

Роль политической системы в развитии общества
Политическая система, ее содержание, структура, функции в жизни общества, влияние социума на ее конструирование. Социальные институты политической соц...

Роль и место государства в политической системе общества
Понятие политической системы общества, ее структура и функции. Взаимодействие государства с политическими партиями, общественными объединениями и друг...

Характеристика места и роли государства в политической системе общества
Государство и его роль в жизни современного общества. Понятие, структура, функции и классификация политической системы общества. Задачи на пути станов...

Место и роль политических партий в политической системе Республики Казахстан
Понятие и структура политической системы общества, её субъекты и функции. Характеристика политических партий Республики Казахстан, их место и роль в п...

Современное государство и церковь
Церковь как общественная организация, объединяющая людей, придерживающихся определенной религиозной веры или конфессии. Роль церкви в политической сис...