Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

У истоков элитаризма

Тип: реферат
Категория: Политология
Скачать
Купить
Определение элиты как общественной доминанты, осуществляющей функции управления социокультурным развитием. Элитаризм и эгалитаризм как основные направления решения проблемы социального неравенства. Теории олигархии Роберта Михельса, Парето и Моски.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Истоки элитаризма

2. Теория элиты Вильфредо Парето

3. Теория элит Гаэтано Моски

4. Теория олигархии и понимание элиты Роберта Михельса

Заключение

Список литературы

Введение

В различные эпохи роль элиты в обществе была либо определяющей, либо ее влияние на общественные процессы существенно возрастала. Происходящие в последнее время общественные преобразования, значительно актуализируют проблему изучения элиты. Мировое развитие показывает возрастание роли элиты в жизни общества, потому что они могут служить как аспектом порядка и стабильности, так и хаоса и неустойчивости.

Элитные группы российского общества стали в последнее десятилетие предметом пристального внимания отечественных ученых; различные аспекты процессов ротации элит заняли устойчивое положение среди приоритетных тем российской науки.

Теории элит -- это социально-философские концепции, доказывающие, что элита - ведущая составная часть общества (социальная доминанта), осуществляющая функции управления социокультурным развитием, Социолого-философские источники констатируют, что научный анализ элиты был запретной темой для отечественной науки советского периода. В отличие от нее западная наука активно исследовала элиту как феномен социального развития.

Теория элиты в различных формах разрабатывалась практически на всем протяжении истории социальной науки: Платон, Аристотель ("Политика"), Шарль Луи Монтескье ("О духе законов"), Жан Жак Руссо ("Общественный договор"), Алексис де Токвиль ("Демократия в Америке") и.д. В своем современном виде элитарные теории сформировались на рубеже 19 - 20 вв. и сегодня представлены рядом классических, главным образом социополитических школ: Вебер, В.Парето, Г. Моска, Р. Михельс, К. Манхейм и др. В данной работе мы рассмотрим основные положения элитарных теорий.

1. Истоки элитаризма

элита социальный олигархия эгалитаризм

В истории развития социально-философского знания по проблеме социального неравенства сложились две основные точки зрения, которые затем оформились в два противоположных по содержанию направления - элитаризм и эгалитаризм.

Элитаризм представляет собой совокупность социально-философских концепций, признающих, что в любом обществе существует естественное неравенство между людьми, которое обусловливает наличие двух необходимых частей социальной структуры - элиты (активного меньшинства) и массы (менее активного большинства).

Эгалитаризм как противостоящее элитаризму идейное течение отстаивает идеи уравнительности как основы справедливой организации социальной жизни, включая имущественное равенство, и расценивает существование элиты в обществе как вызов фундаментальной социальной ценности-равенству.

С позиций элитаризма выделение элиты и массы является нормативом социальной жизни и в некоторых случаях рассматривается даже как атрибут цивилизации: отсутствие же такого разделения говорит о неразвитости общества.

Элитаризм может рассматриваться в нескольких ипостасях: как способ анализа социальной неоднородности; как методология научного познания; как социально-философская концепция; как идеология элиты, выражающая мировоззрения представителей этой страты.

Элитаризм прошел в своем развитии ряд этапов, расширяясь при этом содержательно. Изначально элитаризм формировался в рамках социально-философского знания в форме аристократического элитаризма (Платон, Аристотель. Августин Блаженный, Аквинский, Ницше, Ортега-и-Гассет, Бердяев и др.); с середины XIX в. возникает так называемый классический элитаризм, создателями которого являются Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс, в своих трудах акцентирующие внимание на политической сфере общества; с конца XIX - начала XX вв. формируются современные концепции элитаризма, в которых отражается современная социальная дифференциация, обладающая достаточно сложным со структурной точки зрения характером.

Несмотря на множество различий общими для элитаризма являются следующие положения:

1. В любом обществе существует естественное неравенство людей, предопределяющее извечное деление общества на активное меньшинство (элиту) и пассивное большинство (массу), неизбежное господство одних и подчинение других. Как отмечает Л. Саниетебан, "разделение на элиту и массы является общим для всех систем, и в нем: коренится одна из важнейших причин их внутренних конфликтов. Дуализм элиты и масс является фактом, не содержащим в себе какой-либо оценки".

2. В силу того обстоятельства, что все общество чисто физически и в силу отсутствия специальных знаний, способностей не может участвовать в принятии социально-значимых решений, и далеко не всегда граждане стремятся участвовать в управлении обществом, эту функцию неизбежно принимает на себя ограниченный крут лиц - элита. Элитаристы ставят под сомнение способность "человека с улицы" четко формулировать свои интересы, особенно в тех специфических сферах, которые отдалены от его каждодневных жизненных проблем.

3. Дихотомия "элита - масса" является ведущим методологическим принципом элитаризма. Элита и массы образуют парные категории, теряющие свой смысл вне сопоставления. "Лучшую часть" людей можно выделить только из их общей массы (если бы не было этой массу, то не с кем было бы сравнивать), поэтому противопоставление элиты массам является основным методологическим принципом всех элитаристских теорий.

4. Элита рассматривается в качестве основной силы социодикамики: масса же объявляется пассивной и аморфной, не только не оказывающей никакого позитивного влияния на исторический процесс, но и содержащей в себе потенциал разрушительной силы, способной обратиться против достижений цивилизации.

5. Между элитами и массой существует определенная "психологическая дистанция", что обусловлено спецификой элитарного сознания, которое качественно отлично от сознания массового.

Важной задачей исследования элитарных слоев является определение элиты, т. е. обнаружение того, что же является таковой для данного общества. Еще Сенека в своем знаменитом трактате "О счастливой жизни" утверждал, что "предметом нашего исследования должен быть вопрос о том, какой образ действий наиболее достоин человека, а не о том, какой чаше всего встречается: о том, что делает нас способными к обладанию вечным счастьем, а не о том, что одобряется чернью, этой наихудшей истолковательницей истины. Одобрение толпы - доказательство полной несостоятельности. К черни же я отношу не только простонародье, но и венценосцев. Я не смотрю на цвет одежд, в которые облекаются люди. При оценке человека я не верю глазам: у меня есть лучшее, более верное мерило для того, чтобы отличить истину ото лжи. О духовном достоинстве должен судить дух".

Термин "элита" многозначен, что говорит о многомерности изучаемого явления. Если суммировать основные значения, в которых этот термин употребляется, то получится весьма пестрая картина. Идентификация элиты как социальной общности основывается на системе социальных, культурологических и социально-психологических критериев. Перечислим наиболее распространенные определения "элиты", указывающие на необходимые ее представителям качества. Итак, в обществознании к "элите" относят:

- людей с исключительными интеллектуальными способностями и наивысшим чувством ответственности (X. Ортега-и-Гассет);

- чиновников высшего звена, обладающих формальной властью в организациях и институтах, определяющих жизнь в обществе (Р. Дай);

- харизматических личностей (М. Вебер);

- творческое меньшинство общества, противоположное нетворческому большинству (А. Тойнби);

- меньшинство, имеющее наибольшее влияние в обществе и/или осуществляющее в нем наиболее важные функции (С. Келлер);

- лидеров или выдающихся представителей любых социальных групп - профессиональных, этнических, локальных ("элиту" летчиков, шахматистов и даже воров) (М. Боден);

- лиц, получившие наивысший индекс в области их деятельности (В. Парето);

- наиболее активных в политическом отношении субъектов, ориентированных на власть (Г. Моска);

- людей с высоким положением в обществе и, в силу этого, оказывающих влияние на социальный прогресс (Л. Дюпре);

- владеющих наибольшими состояниями или имеющих наибольший престиж (П. Лассуэлл);

- обладающих властными полномочиями (А. Этциони);

- занимающих ведущие позиции в политической, экономической и культурной жизни общества (В. Геттсмэн);

- наиболее квалифицированных специалистов, прежде всего из научной и технической интеллигенции, менеджеров и высших служащих в системе бюрократического управления (представители технологического детерминизма);

- людей, обладающих качествами, которые воспринимаются в данном обществе как наивысшие ценности (сторонники ценностной интерпретации элиты);

- лиц" осуществляющих в государстве власть, принимающих важнейшие решения и контролирующих их выполнение посредством бюрократического аппарата (Л. Санистебан).

Из приведенных дефиниций видно, что само содержательное определение элиты зависит от исходных теоретических посылок, что обусловливает множественность существующих элитаристских концепций. Таким образом, сегодня можно говорить о существовании различных подходов и, как сле...

Другие файлы:

Фашистский вариант элитаризма. Расизм и элитология

У истоков Черноморского флота России
Монография А.Лебедева «У истоков Черноморского флота России» — первое в отечественной историографии комплексное исследование истории Азовской флотилии...

У светлых истоков
"У светлых истоков" — книга старейшего советского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Автор собрал в ней рассказы о природе и о путешествиях...

У истоков европейской цивилизации
Основная ценность книги Чайлда "У истоков европейской цивилизации" — в обилии точных, тщательно документированных фактов. Эта книга кратко и в большин...

У истоков Победы
В книге «У истоков Победы» собран материал, посвящённый боевой истории 61-й стрелковой дивизии первого формирования. Это соединение с 1939 года дислоц...