Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Политические конфликты, их виды и способы разрешения

Тип: реферат
Категория: Политология
Скачать
Купить
Конфликт как социальное явление, его типология и стадии. Политические конфликты: виды и методы урегулирования. Подходы к определению причин, сущности и эволюции этнополитических конфликтов. Понятие политического риска, его классификация и факторы.
Краткое сожержание материала:

Реферат

«Политические конфликты, их виды и способы разрешения»

1. Конфликт как социальное явление. Типология конфликтов

Исследованию социальных конфликтов положили начало работы М. Вебера, К. Маркса, Э. Дюркгейма. Разнообразие взглядов на природу и формы конфликтов породило возникновение целых школ и направлений и даже научных дисциплин, в частности конфликтологию.

Конфликт -- столкновение двух или более разнонаправленных сил в целях реализации их интересов в условиях противодействия.

В теории конфликтов можно выделить два основных направления:

ь функционализм, изучающий проблему стабильности и устойчивости (концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера);

ь структурализм, объясняющий социальные процессы и изменения существованием конфликтов (концепции М. Вебера, К. Маркса, Р. Дарендорфа).

По мнению Т. Парсонса:

ь каждое общество -- относительно устойчивая и стабильная структура;

ь каждое общество -- хорошо интегрированная структура;

ь каждый элемент общества имеет определенную функцию, т. е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы;

ь функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию.

Р. Дарендорф полагает, что:

ь каждое общество изменяется в каждой своей точке, социальные изменения вездесущи;

ь каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ;

ь каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение;

ь каждое общество основано на том, что одни члены общества
принуждают к подчинению других.

По мнению Дарендорфа, «кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм себе в противники». С его точки зрения, социальный конфликт -- результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта ведет к его обострению, а «рациональная регуляция» -- к «контролируемой эволюции».

Л. Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидуумов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т. п. По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям.

Видный американский специалист по общей теории систем К. Э. Боулдинг попытался создать общую модель конфликта, зафиксировать ее с помощью формализованного аппарата таким образом, чтобы она была пригодна для каждого отдельного случая. По мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов, т. е. конфликт -- «...это ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций или состояний и стремятся завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны».

Согласно общей теории конфликтов Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: на уровне индивидуума, группы и организации. Классификацией трех организационных уровней обусловлена следующая типология:

конфликты между индивидуумами;

пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами;

экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами;

конфликты между гомогенными организациями (например, государствами );

конфликты между гетерогенными организациями (например, между государством и церковью);

конфликты между индивидуумом и группой (например, в семье);

конфликты между индивидуумом и организацией (например, между гражданином и государством);

конфликты между группой и организацией.

Наиболее уязвимое место общей теории конфликтов -- чрезмерное обобщение. Многие авторы теории конфликтов классифицируют конфликты согласно их интегрирующему или дезинтегрирующему характеру. В противовес этому в общей теории конфликтов А. Раппопорта выделяются три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор.

Война -- бескомпромиссная борьба до победоносного конца с применением любых, в том числе насильственных, средств. Игра -- разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; результат -- получение выигравшим существенных, но не жизненно важных преимуществ. Спор -- достижение согласия с другой стороной только мирными средствами.

Конфликты различаются между собой:

ь по сфере проявления (экономические, социальные, политические конфликты, конфликты в духовной жизни общества, межгосударственные конфликты);

ь по легальности существования (открытые и латентные);

ь по направленности развития (субъекты или цели);

ь по типам (когнитивные и мотивационные);

ь по механизму их разрешения;

ь по сложности и важности.

Когнитивные конфликты возникают при столкновении противоположных или противоречивых точек зрения на события, факты. Они протекают в форме дискуссий, споров, диспутов, полемики на страницах газет и журналов и т. д. Если по отношению к одной из сторон конфликта не применяются методы насилия, если дискуссия ведется цивилизованно, то обычно не возникает опасности их перехода в мотивационные конфликты, в основе которых лежат столкновения коренных интересов сторон.

В зависимости от уровня антагонизма отношения между конфликтующими сторонами могут быть двух типов:

ь радикально конфликтными, если какой-либо общий интерес отсутствует;

ь частично конфликтными, когда, несмотря на столкновение, стороны имеют какой-либо общий интерес.

Интересную типологию конфликтов предложил профессор Йельского университета Роберт Даль. По его мнению, конфликты могут быть:

ь биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) -- в зависимости от числа противостоящих участников конфликта;

ь коммулятивные и перекрещивающиеся -- в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта;

ь ведущие к поляризации и ведущие к сегментации -- в зависимости от степени антагонизма участников (под поляризацией понимается глубокий раскол общества на две противоположные группы, противоречие между которыми мирными средствами неразрешимо, а под сегментацией -- дробление общества на ряд слоев и групп с различными интересами и ценностями, конфликтующими между собой, но при этом гарантирующими стабильность общества путем взаимных уступок, переговоров, консультаций).

При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы и т. д. Главным источником конфликта в обществе являются расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями ведет:

ь к борьбе между социальными слоями, группами, классами;

ь к противостоянию между поколениями (в семьях, организациях);

ь к борьбе между этническими группами в обществе;

ь к противоречиям между различными религиозными общинами;

ь к борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и т. д.

Описывая тот или иной конфликт, мы должны знать:

характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, устремления и цели, интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта, представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т. д.);

предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представления о том, что противоположная сторона полагает о них самих, в особенности степень полярности их взглядов по системе «хорошо -- плохо» и «заслуживает доверия -- не заслуживает доверия»);

характеристику конфликта (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т. п.);

социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта);

заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);

стратегию и тактику конфликтующих сторон (оценивание и (или) изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей, попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках первой -- как легитимные, так и нелегитимные попытки с различным соотношением позитивных и негативных стимулов -- таких как обещания, поощрения, угро...

Другие файлы:

Политические конфликты их виды и способы разрешения

Политические конфликты и способы их разрешения

Конфликты в коллективе, их виды и способы разрешения
Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов. Основные виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Управление конфликтными ситуаци...

Конфликты: виды, причины, способы разрешения
Понятие конфликта как столкновения сторон, мнений, сил, за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы. Основания для классификации к...

Педагогические конфликты и способы их разрешения
Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания. Конфликты в условиях учебной деятельности. Конфликты между учениками в школе. Особенност...