Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Политическая наука: предмет, методы, функции и задачи

Тип: лекция
Категория: Политология
Скачать
Купить
Формирование политологии как общественной дисциплины о политике, принципах и закономерностях ее функционирования, механизмах, способах и методах осуществления ее власти. Объект и предмет политологии, ее методы и функции. Структура политической науки.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Сибирский юридический институт Федеральной службы

Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков"

(СибЮИ ФСКН России)

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

(кафедра №1)

ПОЛИТОЛОГИЯ

Текст лекции по теме

"Политическая наука: предмет, методы, функции и задачи"

КРАСНОЯРСК 2012

Политология. Текст лекции по теме: "Политическая наука: предмет, методы, функции и задачи". - Красноярск: Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин СибЮИ ФСКН России, 2012. - 17 с.

В лекции рассмотрены теоретические аспекты проблемы становления и развития политической науки в мире и России.

Лекция подготовлена кандидатом философских наук, доцентом Н.В. Маслодудовой, доктором исторических наук, профессором О.В. Коноваловой

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кафедра №1)

"5" декабря 2012 г.

Протокол № 5

Политическая наука: предмет, методы, функции и задачи

Содержание

  • 1. Формирование политологии как самостоятельной общественной дисциплины
  • 2. Объект и предмет политологии. Структура политической науки
  • 3. Методы и функции политологии
  • Основная литература

1. Формирование политологии как самостоятельной общественной дисциплины

Знание о политике насчитывает, по засвидетельствованным письменным источникам Европы, около двух с половиной тысяч лет, и еще более того на Востоке и в Древнем Китае. Однако в наиболее развитых формах оно прослеживается в европейском регионе мира, начиная с политической мысли античного мира, в которой политические знания не разделялись с философским. Дальнейшее становление политической науки связано с разрушением первоначального синтетического единства знаний и выделением ее в отдельную науку, имеющую свой предмет, метод и функции исследования. Этот процесс занял несколько десятилетий, которые приходятся на конец XIX - начало ХХ вв. В Германии о начале политической науки можно говорить лишь с возникновением в первой половине XIX в. "правовой школы", поставившей своей целью изучение государства в различных его аспектах и проявлениях. Во Франции в 1871 г. была основана "Свободная школа политических наук". В Великобритании в конце XIX в. была основана Лондонская школа экономики и политических наук при Лондонском университете. Несколько десятилетий занял процесс формирования политической науки в США, с 1857 до 1903 гг., когда была создана Американская ассоциация политических наук. В целом, процесс институциализации политологии на Западе завершился после второй мировой войны. В 1948 г. на международном коллоквиуме политологов, организованном ЮНЕСКО, в Париже было решено употреблять термин "политическая наука" в единственном числе.

Политическая наука как теория политики должна была включать в себя следующие подразделы:

– история политических идей;

– изучение публичных (государственных) институтов, их структуры;

– исследование политического поведения граждан (политическая социология);

– изучение международных отношений.

С тех пор западные политологи немало сделали по развитию этой науки.

Что касается России, то легитимизация социологии и политологии в России относится к середине - концу XIX в., чему способствовали реформы 1861-1890 гг. Значительный вклад в развитие политической науки в России внесли российские политические деятели и философы, такие как Б.И. Чичерин, Н.А. Бердяев, П.В. Струве, И.А. Ильин, П.И. Новгородцев, В.В. Зеньковский и др. К сожалению, процесс формирования и институционализации самой политической науки в результате целой череды кровавых катаклизмов, захлестнувших страну, и установления тоталитарного, а затем авторитарного режимов оказался насильственно прерван. Возобновление этого процесса связано с принятия нашей страны в Международную ассоциацию политической науки (МАПН). Произошло это в 1955 г. на проходившем в Стокгольме Третьем Всемирном конгрессе политологов. Правда, первоначально советские исследователи были представлены обществоведческой секцией Всесоюзного общества культурной связи с заграницей, но в 1960 г. в СССР была создана национальная ассоциация политической науки.

Подлинное возрождение этой отрасли знаний относится к 1985 г., когда в России стали развиваться демократические процессы. С этого момента начал свою деятельность созданный при Институте государства и права АН СССР Центр политологических исследований. В 1989 г. политология была признана Советом Министров СССР в качестве самостоятельной академической дисциплины и начала вводиться в вузах и школах. В июле 1992 г. в Законе Российской Федерации "Об образовании" был принят государственный образовательный стандарт по политологии.

В журнале "Полис" за 2005 г. № 6 был проведен виртуальный круглый стол, посвященный 50-летию интеграции отечественной политологии в мировую политическую науку. Принявшие в нем участие специалисты отмечали, что за последние 15 лет отечественной политологией был накоплен немалый багаж знаний, прежде всего в области политической теории. Однако освоены в основном результаты исследований западной политической науки, которые применяются к российскому материалу. Что касается нашего вклада в мировую политическую науку, то, по мнению д. полит.Н. проф. М.В. Ильина, он, к сожалению, пока незначителен. Об этом же говорит и к. полит. н., проф. В.Я. Гельман, отмечая, что о вклад тех или иных исследователей в мировую политическую науку следует судить не по участию в международных конгрессах (эти мероприятия в сущности носят характер академического туризма), а по степени востребованности их трудов мировым научным сообществом. По данным Social Science Citation Index, количество ссылок на работы российских политологов крайне невелико: лишь у Л. Шевцовой оно измеряется трехзначным числом, а во всемирном рейтинге политических центров, составленном специалистами Лондонской школы экономики на основе публикаций в 63 ведущих мировых журналах, Россию представляет лишь Европейский университет в Санкт-Петербурге (88-е место в Европе). Это объясняется не только институциональными проблемами (дефицит финансирования, сложности с доступом к научным изданиям и базам данных, сохраняющийся языковой барьер и т.п.), но и проблемами академического свойства: при внешнем сходстве структуры политического знания в России и за рубежом они резко расходятся в содержательном плане. В.Я. Гельман отмечает, что при сравнении основного массива научной продукции российских и зарубежных политологов сразу же бросаются в глаза два отличия. Во-первых, многие российские политологи склонны вкладывать в свои работы нормативное содержание (уделяя основное внимание тому, "как должно быть"), в то время как их зарубежные коллеги строят свой анализ мира политики преимущественно в русле позитивной науки ("как на самом деле"). Во-вторых, если в мировой политической науке наиболее признанными инструментами анализа являются теории среднего уровня, то в российской преобладают либо теоретизирования о политике на макроуровне (не всегда опирающиеся на эмпирический материал), либо описательные работы, привязанные к текущей политической ситуации. Наконец, все большее значение сегодня приобретают политические проблемы. Не исключено, что вслед за намерением построить в России "суверенную демократию", возникнет и соблазн провозгласить некую "суверенную политологию", призванную идеологически обосновывать легитимность нынешнего политического устройства в духе не столь уж давних для нашей страны времен. Эти тенденции очевидны, и дальнейшее продвижение российской политологии по пути международной интеграции будет во многом зависеть от того, насколько успешно удастся их преодолеть.

2. Объект и предмет политологии. Структура политической науки

Как и всякая наука, политология имеет свой объект, предмет познания и методы исследования.

Объектом изучения политологии является политическая сфера, политическая жизнь, политические проблемы, события и прогнозы. Политическая жизнь - процесс функционирования и развития политической сферы в целом и политической деятельности отдельных субъектов.

Политология взаимодействует с различными науками: философией, социологией политической психологией, с правовыми, историческими и экономическими науками, а также с антропологией и культурологией.

Представление о предмете политической науки сформировалось в начале ХХ в. Но национальные особенности развития социальной мысли в отдельных странах оказались настолько значительными, а мир политики настолько многогранен, что и сегодня в мире нет единого понимания предмета политической науки. В трактовке предмета политологии можно выделить три основных направления:

1. Первое направление...

Другие файлы:

Криминология как наука, ее предмет, методология и место в системе других наук
Понятие криминологии как науки и ее предмет. Цели и задачи, функции, методологические основы и методы. Связь с другими науками. Классическое, антропол...

Политическая реклама
Понятие и особенности политической рекламы, ее цели, предмет, задачи и функции. Основания классификации видов политической рекламы. Характеристики и к...

Предмет и метод экономической теории
Развитие экономической теории. Меркантилизм и физиократизм. Классическая политическая экономия и марксизм. Маржинализм и неоклассическая теория. Кейнс...

Модели экспериментов в психологии
Экспериментальная психология как самостоятельная наука. Предмет, задачи и методы экспериментальной психологии. Эксперимент: виды, этапы проведения. Ме...

История философии науки
Наука как специализированное познание, понятие и специфика девиантной науки. Функции философии в научном познании и исследовании. Философия и наука ан...