Политическая культура провинциального студенчества
Краткое сожержание материала:
Размещено на
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА I. Политическая культура
1.1 Политическая культура, социологический аспект
1.2 Российская политическая культура
1.3 Политическая культура студенчества России
ГЛАВА II. Политическая культура студентов провинции
2.1 Характеристики выборки и методов исследования
2.2.Анализ полученных результатов
Заключение
Библиография
Приложение «А»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Многие ученые и политики замечают, что понятие «политическая культура» в настоящее время вошло в моду. Нередко можно услышать жалобы по поводу отсутствия или низкого уровня политической культуры в обществе. Между тем термин «политическая культура» не несет в себе строго позитивного содержания. Это понятие, которое позволяет дать адекватную характеристику политической системе, объяснить причины ее напряженности, возможные перспективы развития.
Достаточно распространены, в том числе и на теоретическом уровне, взгляды на политическую культуру, как содержащую в себе исключительно позитивные общественные характеристики, а, следовательно, приобщение к культуре возвышает личность или группу. Однако, патриархальная, традиционная культура, распространенная как в России прошлого, так и настоящего, характеризуется обожествлением лидеров, государства, неразвитыми субъективными представлениями о политической системе, слабой личной ответственности за происходящее в государстве и в отдельном регионе.
Актуальность исследования политической культуры в провинции, такой как наш город Новокузнецк, в том что в свете последних протестных акций стала очевидны значительные различия между гражданским обществом столичного региона и периферии (или даже отсутствия сформированного гражданского общества в провинции). Активность участия людей в протестных акциях в отдалённых регионах была ниже и быстро угасла.
Мировой опыт показывает, что отправной точкой многих модернизационных процессов может быть институт высшего образования и студенческая молодежь как особая социальная группа. Студенчество, в силу своей возрастной и ценностной специфики традиционно настроено наиболее критично против действующей власти и по опросам Левада-центра на митингах 24 декабря и 4 февраля составило около трети от всех митингующих. [1] Следовательно, отношение именно студентов ярко характеризует это существенное различие в политической культуре регионов.
Объект исследования - студенты ВУЗа НФИ КемГУ, как представители студенчества города Новокузнецка.
Предмет исследования - политическая культура студентов НФИ КемГУ.
Цель исследования - анализ политической культуры студентов НФИ КемГУ в сравнении со студентом столицы.
Задачи исследования:
· проанализировать понятие «политическая культура» и его трактовки в научной литературе
· проанализировать сущность политической культуры студенчества по вторичным данным
· разработать инструментарий
· провести опрос среди студентов ВУЗа
· дать трактовку полученных данных в сравнение с имеющимися данными исследований столичного студенчества
Гипотеза
Переходное состояние российского общества определяет и переходный характер политической культуры в нем, наличие элементов подданнической и активистской. В отличие от прогрессивного центра, политическая культура провинциального студенчества характеризуется особенностями:
1) отсутствие устойчивой традиции участия в политической жизни;
2) политическая инфантильность, доверчивость;
3) аполитичность подавляющего большинства студентов;
4) недоверие к демократическим институтам;
5) обыденный уровень политического самосознания.
Метод исследования
Анкетный опрос (метод выбран в связи с многочисленностью объекта исследования и при учёте проведённых ранее аналогичных исследований).
Выборка исследования
Учащиеся очного отделения НФИ КемГУ города Новокузнецка. (129 человек из 2573 студентов ВУЗа - 5% от генеральной совокупности. Разделение по факультетам: ГФ - 12 человек, ФИТ - 27 человек, ЮФ - 28 человек, ЭФ - 62 человека.)
ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1 Политическая культура. Социологический аспект
Политическая культура, как мы привыкли ее понимать, вторична по отношению к культуре социальной. Последнюю же принято связывать с нравами и обычаями, с наблюдениями ума и жизненным опытом, которыми люди обмениваются друг с другом и которые они передают следующим поколениям. Она возникает и существует в процессе и в результате коммуникации. Коммуникация - процесс двусторонний. Чтобы ум другого человека откликнулся на наши соображения и представления, вам необходимо средство коммуникации и канал коммукникации. Языку, на котором идет общение, в культуре отведена особая роль.
Составной частью феномена политической культуры явдяется политическое сознание, которое имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания -- это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений.
Выделяют три уровня политического сознания:
1. Обыденный - это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия политической жизни общества; они выражаются в сумме наблюдений и представлений, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе.
В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания выступает общественное мнение, как исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества.
2. Эмпирический - это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах. И первому и второму уровню присущи чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Эти несистематизированные взгляды и чувства, складывающиеся стихийно в процессе практической деятельности, составляют сферу политической психологии.
3. Теоретический - это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Она представляет собой систему взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное представление о существенных закономерных связях и отношениях социально-политической действительности. Система теоретически обоснованных взглядов и идей составляют политическую идеологию. [2]
По Миду, человек становится личностью потому, что он принадлежит к какому-то сообществу, правила которого он принимает как свои собственные. Личностная идентичность формируется в процессе коммуникативного взаимодействия. Люди должны смотреть на самих себя как на социальные объекты, а это возможно только в том случае, если они примут точку зрения других. Такой процесс начинается в детстве. В игре ребенок учится мыслить с позиции «обобщенного другого», а позднее подобный образ мысли переносится на социальные (политические) институты.
С точки зрения М. Фуко, в мире культуры и социальной жизни нас окружают не естественные данности, но прежде всего среда, понятийно выстроенная. Политическая культура при этом трактуется как нормативное отношение к политике, которое люди воспринимают некритично, как нечто само собой разумеющееся, тогда как по существу оно таковым не является, поскольку никакой смысл и никакое значение нельзя по факту считать простыми и очевидными, а уж тем более единственно возможными. Роль политической культуры при таком подходе сводится к навязыванию акторам политических ролей и ориентации соответственно сложившимся в сообществе субъективным представлениям. Подобное видение культуры разрабатывалось М. Фуко в его концепции «власти-знания», где назначение культуры усматривается в продуцировании определенных форм властных отношений в обществе.
Если согласиться с тем, что политика -- это только и исключительно политические правила, которые зависят от нормативного отношения к ним, то с исчезновением нормативного отношения к правилам исчезает и вся политика. По крайней мере она постепенно сокращает свое присутствие в отношениях власти и общества. Происходит деполитизация социальной жизни, сокращение сферы властного вмешательства в нее. Таким образом, мы получаем негативистский тип в трактовке политической культуры. [3]
Если же согласится с Ю. Хабермасом и признать, что современная «политика пост...
Материальное положение студентов Воронежского университета.
Сборник посвящен повседневной жизни студенчества в 1920-е годы: состав студенчества, жилищные условия, имущество, питание, состояние здоровья, источни...
Политическое сознание и политическая культура
Структура политического сознания. Политическая культура как совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение ч...
Политическая культура
Политические отношения в международном масштабе. Политическая культура как один из важнейших элементов политической системы общества. Политический опы...
Политическая культура и политическое поведение
Понятие, сущность, структура и основные функции политической культуры. Взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими сила...
Политические идеологии
Субъективную, идеальную сторону политики отражают такие понятия, как "политическое сознание", "политическая идеология", "политическая культура", "поли...