Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Политическая культура провинциального студенчества

Тип: курсовая работа
Категория: Политология
Скачать
Купить
Понятие политической культуры и уровни политического сознания. Институциональные особенности советского общества. Анализ результатов анкетирования студентов по вопросам участия в политической жизни страны, осведомлённости о деятельности правительства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Политическая культура

1.1 Политическая культура, социологический аспект

1.2 Российская политическая культура

1.3 Политическая культура студенчества России

ГЛАВА II. Политическая культура студентов провинции

2.1 Характеристики выборки и методов исследования

2.2.Анализ полученных результатов

Заключение

Библиография

Приложение «А»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Многие ученые и политики замечают, что понятие «политическая культура» в настоящее время вошло в моду. Нередко можно услышать жалобы по поводу отсутствия или низкого уровня политической культуры в обществе. Между тем термин «политическая культура» не несет в себе строго позитивного содержания. Это понятие, которое позволяет дать адекватную характеристику политической системе, объяснить причины ее напряженности, возможные перспективы развития.

Достаточно распространены, в том числе и на теоретическом уровне, взгляды на политическую культуру, как содержащую в себе исключительно позитивные общественные характеристики, а, следовательно, приобщение к культуре возвышает личность или группу. Однако, патриархальная, традиционная культура, распространенная как в России прошлого, так и настоящего, характеризуется обожествлением лидеров, государства, неразвитыми субъективными представлениями о политической системе, слабой личной ответственности за происходящее в государстве и в отдельном регионе.

Актуальность исследования политической культуры в провинции, такой как наш город Новокузнецк, в том что в свете последних протестных акций стала очевидны значительные различия между гражданским обществом столичного региона и периферии (или даже отсутствия сформированного гражданского общества в провинции). Активность участия людей в протестных акциях в отдалённых регионах была ниже и быстро угасла.

Мировой опыт показывает, что отправной точкой многих модернизационных процессов может быть институт высшего образования и студенческая молодежь как особая социальная группа. Студенчество, в силу своей возрастной и ценностной специфики традиционно настроено наиболее критично против действующей власти и по опросам Левада-центра на митингах 24 декабря и 4 февраля составило около трети от всех митингующих. [1] Следовательно, отношение именно студентов ярко характеризует это существенное различие в политической культуре регионов.

Объект исследования - студенты ВУЗа НФИ КемГУ, как представители студенчества города Новокузнецка.

Предмет исследования - политическая культура студентов НФИ КемГУ.

Цель исследования - анализ политической культуры студентов НФИ КемГУ в сравнении со студентом столицы.

Задачи исследования:

· проанализировать понятие «политическая культура» и его трактовки в научной литературе

· проанализировать сущность политической культуры студенчества по вторичным данным

· разработать инструментарий

· провести опрос среди студентов ВУЗа

· дать трактовку полученных данных в сравнение с имеющимися данными исследований столичного студенчества

Гипотеза

Переходное состояние российского общества определяет и переходный характер политической культуры в нем, наличие элементов подданнической и активистской. В отличие от прогрессивного центра, политическая культура провинциального студенчества характеризуется особенностями:

1) отсутствие устойчивой традиции участия в политической жизни;

2) политическая инфантильность, доверчивость;

3) аполитичность подавляющего большинства студентов;

4) недоверие к демократическим институтам;

5) обыденный уровень политического самосознания.

Метод исследования

Анкетный опрос (метод выбран в связи с многочисленностью объекта исследования и при учёте проведённых ранее аналогичных исследований).

Выборка исследования

Учащиеся очного отделения НФИ КемГУ города Новокузнецка. (129 человек из 2573 студентов ВУЗа - 5% от генеральной совокупности. Разделение по факультетам: ГФ - 12 человек, ФИТ - 27 человек, ЮФ - 28 человек, ЭФ - 62 человека.)

ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

1.1 Политическая культура. Социологический аспект

Политическая культура, как мы привыкли ее понимать, вторична по отношению к культуре социальной. Последнюю же принято связывать с нравами и обычаями, с наблюдениями ума и жизненным опытом, которыми люди обмениваются друг с другом и которые они передают следующим поколениям. Она возникает и существует в процессе и в результате коммуникации. Коммуникация - процесс двусторонний. Чтобы ум другого человека откликнулся на наши соображения и представления, вам необходимо средство коммуникации и канал коммукникации. Языку, на котором идет общение, в культуре отведена особая роль.

Составной частью феномена политической культуры явдяется политическое сознание, которое имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания -- это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений.

Выделяют три уровня политического сознания:

1. Обыденный - это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия политической жизни общества; они выражаются в сумме наблюдений и представлений, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе.

В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания выступает общественное мнение, как исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества.

2. Эмпирический - это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах. И первому и второму уровню присущи чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Эти несистематизированные взгляды и чувства, складывающиеся стихийно в процессе практической деятельности, составляют сферу политической психологии.

3. Теоретический - это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Она представляет собой систему взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное представление о существенных закономерных связях и отношениях социально-политической действительности. Система теоретически обоснованных взглядов и идей составляют политическую идеологию. [2]

По Миду, человек становится личностью потому, что он принадлежит к какому-то сообществу, правила которого он принимает как свои собственные. Личностная идентичность формируется в процессе коммуникативного взаимодействия. Люди должны смотреть на самих себя как на социальные объекты, а это возможно только в том случае, если они примут точку зрения других. Такой процесс начинается в детстве. В игре ребенок учится мыслить с позиции «обобщенного другого», а позднее подобный образ мысли переносится на социальные (политические) институты.

С точки зрения М. Фуко, в мире культуры и социальной жизни нас окружают не естественные данности, но прежде всего среда, понятийно выстроенная. Политическая культура при этом трактуется как нормативное отношение к политике, которое люди воспринимают некритично, как нечто само собой разумеющееся, тогда как по существу оно таковым не является, поскольку никакой смысл и никакое значение нельзя по факту считать простыми и очевидными, а уж тем более единственно возможными. Роль политической культуры при таком подходе сводится к навязыванию акторам политических ролей и ориентации соответственно сложившимся в сообществе субъективным представлениям. Подобное видение культуры разрабатывалось М. Фуко в его концепции «власти-знания», где назначение культуры усматривается в продуцировании определенных форм властных отношений в обществе.

Если согласиться с тем, что политика -- это только и исключительно политические правила, которые зависят от нормативного отношения к ним, то с исчезновением нормативного отношения к правилам исчезает и вся политика. По крайней мере она постепенно сокращает свое присутствие в отношениях власти и общества. Происходит деполитизация социальной жизни, сокращение сферы властного вмешательства в нее. Таким образом, мы получаем негативистский тип в трактовке политической культуры. [3]

Если же согласится с Ю. Хабермасом и признать, что современная «политика пост...

Другие файлы:

Материальное положение студентов Воронежского университета.
Сборник посвящен повседневной жизни студенчества в 1920-е годы: состав студенчества, жилищные условия, имущество, питание, состояние здоровья, источни...

Политическое сознание и политическая культура
Структура политического сознания. Политическая культура как совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение ч...

Политическая культура
Политические отношения в международном масштабе. Политическая культура как один из важнейших элементов политической системы общества. Политический опы...

Политическая культура и политическое поведение
Понятие, сущность, структура и основные функции политической культуры. Взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими сила...

Политические идеологии
Субъективную, идеальную сторону политики отражают такие понятия, как "политическое сознание", "политическая идеология", "политическая культура", "поли...