Основные вопросы политологии
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский гуманитарно-юридический университет
Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
по дисциплине «Политология»
для студентов специальности
5В030200 - Международное право, 5В030400 - Таможенное дело, 5В030300 - Правоохранительная деятельность, 5В030100 - Юриспруденция, 5В050900 - Финансы, 5В050800 - Учет и аудит, 5В050600 - Экономика, 5В050300 - Психология, 5В050100 - Социология, 5В050900 - Социальная работа, 5В050200-Туризм, 5В050207- Переводческое дело , 5B050507 - Менеджмент
Астана 2011 г.
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан к.ф.н., доцентом Малгараева З.Б.
Обсужден на заседании кафедры гуманитарных и естественных дисциплин
Протокол № ____ от «_____»________________________ _______ г.
Зав. кафедрой к.и.н., доцент Кусаинова Ж.Д.
________________ «_____» ________________________ ________г.
Одобрен Советом Высшей школы экономики, бизнеса и социальных наук
Протокол № _____ от «_____»____________________ __________ г.
Председатель к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.
________________ «____»_______________________ _________ г.
1. Преподаватель курса: Малгараева Зауре Боранкуловна, кандидат философских наук, доцент.
Научные интересы: теория демократии, сравнительный анализ политических систем, теория доказательств.
Научная школа: аспирантура и защита кандидатской диссертации по специальности 09.00.11 - социальная философия.
2. Пререквизиты дисциплины. Для наиболее полного усвоения курса «Политология» желательно предварительное изучение следующих предметов:
- Философии в качестве научной методологии анализа современных политических процессов и категориального аппарата социальных и гуманитарных дисциплин;
- Всемирная история в качестве эмпирической базы анализа социально-политических процессов в истории человечества;
- Социология в качестве методологического инструментария анализа общественных отношений и процессов, происходящих в обществе
- Психология в качестве дисциплины, раскрывающей поведенческие аспекты политических процессов.
3. Постреквезиты дисциплины. После изучения курса «Политология» изучение следующих дисциплин будет более плодотворным: «История международных отношений», «История дипломатии», «Внешняя политика Республики Казахстан» и др.
4.Цели и задачи дисциплины.
Политология - это интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом, ее субстанциональном, институциональном, функциональном выражении, о «технологии» политических процессов. Методы политологии сочетают в себе как общенаучные: системный, структурный, функциональный, структурно-функциональный, сравнительный, так и специальные: нормативный, социологический, институциональный, антропологический, психологический и др.
Политическая наука институционализировалась к середине 20 века. В 1949 году в рамках ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, где были определены основные блоки политической науки:
- политическая теория: политическая теория и история идей;
- политические институты;
- партии, группы и общественное мнение;
- международные отношения
Цель преподавания дисциплины. Политика - это поиск гармонии между человеком, обществом и государством, это важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Особенно возрастает роль и значение политики в переломные эпохи, когда подвергаются радикальной трансформации сами основы жизнедеятельности человека, мировоззренческие установки. Такой период кардинальных изменений переживает в настоящее время Казахстан. Очевидно, что для его духовного возрождения особую актуальность приобретает переосмысление всей системы социальных и гуманитарных наук. Уяснение и правильное понимание политических реалий современного мира составляет цель преподавания дисциплины.
Задачи изучения дисциплины. Курс политологии должен помочь студентам разобраться в таких основополагающих институтах, явлениях и проблемах современного общества, как власть, гражданское общество, правовое государство, политика, формы политической системы, политические режимы, политическая культура. История политической мысли, как часть политологии, позволит студентам определить социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы. Студент, изучающий политологию, должен овладеть не только обширными знаниями, методами научного анализа, но и уметь творчески исследовать политические явления прошлого и настоящего с тем, чтобы прогнозировать будущее политического развития общества и государства. Но главное, что должно быть усвоено в результате изучения политологии - это знание основных закономерностей развития политической жизни, функционирования политической системы и политических институтов, политической культуры и формирования гражданской позиции, которая будет проявляться у специалистов в их будущем труде и на общественном поприще.
Содержание дисциплины
Тематический план лекций
№ |
Тема, цель и задачи |
Реком. лит-ра* |
Проблемные вопросы, цели и задачи занятия |
|
1 |
Объект, предмет, методы политологии. Роль и значение политологии. 1 час. Цель - формирование общего представления о политологии и политике. Определение значения и роли политологических знаний в будущей профессии. Задачи: 1. Определение предмета политологии, ее возникновение и становление. 2. Изучение методологических основ и задач политологии. 3. Анализ содержания основных парадигм и школ политологии. 4. Определение значения и роли политологических знаний в будущей профессии. |
7,10,11,13,14,17,18,22,25 |
1. Формирование представления о политике как амбивалентном явлении. 2. Знакомство с различными средствами и способами изучения мира политического. |
|
2 |
Основные этапы становления и развития политической мысли. 2 часа. Цель - формирование общего представления об основных этапах становления политических идей, выявление логики историко-политического развития. Задачи: 1. Исследование политических идей древней Греции и древнего Востока. 2. Знакомство с политическими взглядами деятелей Просвещения. 3. Определение специфики и развития политических взглядов на территории Казахстана. |
11,21,23,24,26,38,44,45 |
1.Выявление логики становления историко-политической мысли. 2.Определние особенностей становления политической мысли на казахской земле для современного этапа становления Казахстана. |
|
3 |
Политика как явление общественной жизни. Субъекты политики. Гуманитарная сущность, демократическое содержание и нравственный характер политики. 1 час. Цель - определение места политики в системе общественной жизни сквозь призму компаративистского метода; определение значимости сравнительного метода в развитии научного знания. Задачи: 1 Определение объекта и предмета сравнительной политологии 2. Определение методов сравнительной политологии 3.Конкретизация методологии современной сравнительной политологии 4 Понятие политики и ее происхождение 5. Элементы политики, функции политики |
12,34,35,38,4,40,44,45 |
1. Выявление историко-политической значимости сравнительной политологии, определение ее места и эвристической значимости 2.Определение сложной противоречивой природы политики, ее места в жизни современного человека |
|
4 <...
Другие файлы:
Предмет политологии. Основные парадигмы политологии Политология как наука и учебная дисциплина Политология как самостоятельная научная дисциплина Становление и развитие политологии как науки Основы политологии |