Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Национальная политика и межнациональные отношения

Тип: учебное пособие
Категория: Политология
Скачать
Купить
Политико-правовые основы развития этнополитических процессов. Наиболее актуальные направления совершенствования подходов к этнонациональной политике в Российской Федерации. Современные мировые национальные процессы. Сущность этнического конфликта.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ в качестве учебного пособия

Рецензенты:

Директор ОКСТ, к.истор.н. Мардамшин Р.Р., доцент кафедры ГСЭН, к.ф.н. Юсупов Р.Н., Мухтасарова Э.А.

Национальная политика и межнациональные отношения: учебное пособие: - Уфа: изд-во УГНТУ, 2012. - 120 с.

Учебное пособие по дисциплине «Национальная политика и межнациональные отношения» предназначено для самостоятельной подготовки студентов всех форм обучения к семинарским и зачётным занятиям. Пособие содержит тематические вопросы, терминологический словарь, методические указания, контрольные вопросы и темы для докладов и презентаций, проблемные задания. В нём раскрываются содержание основных категорий дисциплины, суть и назначение национальной политики через призму этнонациональных событий и процессов.

Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2011

Издание 2-ое, переработанное и дополненное, 2012

Мухтасарова Э.А, 2012

Содержание

национальный этнополитический конфликт

Введение

Основные категории

Политико-правовые основы развития этнополитических процессов

Наиболее актуальные направления совершенствования подходов к этнонациональной политике в Российской Федерации

Тема 1. Этнос, этничность, этногенез

Тема 2. Этническая идентичность. Этническая психология. Этнический характер

Тема 3. Этническое и национальное измерение культуры

Тема 4. Понятия «Нация» и «национализм»

Тема 5. Этнический конфликт

Тема 6. Современные мировые национальные процессы. Национальный вопрос в России

Задания по курсу

Примерные зачётные вопросы по дисциплине

Темы для рефератов и контрольных работ

Введение

Национальная политика является разновидностью государственной политики. Национальная политика, как и политика в целом, представляет собой контрольно-регулятивную сферу, которая направляет жизнь, деятельность и отношения между различными национальными и этническими сообществами. Национальную политику можно рассматривать как политику многонациональных государств по отношению к проживающим в них нациям, народностям, племенам. Она выступает важным направлением деятельности ряда международных организаций, в большинстве своём образованных под эгидой ООН.

Влияние национального фактора на мировую политику в последние десятилетия резко возросло и продолжает расти. На его основе, в частности, набирают силу сепаратистские тенденции, которые дают о себе знать по сути дела на всех континентах. В мире насчитывается более 5000 этносов. Не один из этносов не довольствуется удовлетворением только непосредственных потребностей. Каждый добивается удовлетворения своих интересов и как минимум - свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.

Российское государство изначально формировалось как многонациональное. Особую роль национальный фактор сыграл в истории СССР и продолжает играть в современной истории России.

Изучение основ национальных отношений и специфики национальной политики является необходимой составной частью современного высшего образования.

Основные категории по дисциплине: «Национальная политика и межнациональные отношения»

1 Геноцид

2 Гражданский национализм

3 Инструментализм

4 Конструктивизм

5 Ксенофобия

6 Миграция

7 Нация

8 Национальная политика

9 Национальная культура

10 Национализм

11 Пассионарность

12 Право наций на самоопределение

13 Примордиализм

14 Раса

15 Расизм

16 Сепаратизм

17 Толерантность

18 Этническая дискриминация

19 Этническая культура

20 Этнический конфликт

21 Этническое меньшинство

22 Этнический национализм

23 Этническая психология

24 Этнический сепаратизм

25 Этничность

26 Этногенез

27 Этнонациональное самосознание

28 Этнонациональная идентичность

29 Этнос

30 Этноцентризм

Политико-правовые основы развития этнополитических процессов

На протяжении второй половины XX в. в международном праве постепенно складывалась система международных гарантий защиты прав народов. Начало этому процессу было положено созданием в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН). Всеобщее признание принципа равноправия и самоопределения народов и его императивный характер были закреплены в таком основополагающем нормативном документе по защите прав народов, как Устав ООН (п.2, ст.1). «Все народы имеют неотъемлемое право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие».

К настоящему времени в основных чертах сложилась самостоятельная отрасль права -- международное право народов, берущее начало от Международной конвенции 1948 г. «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него». Толчок к дальнейшему развитию она получила в 1960--1970-х гг. в связи с крахом мировой колониальной системы и ростом этнического самосознания в первую очередь у народов и стран, по тогдашней терминологии, «третьего мира», позднее -- «развивающихся стран».

Далее последовали Международная конвенция «О пресечении преступления апартеида и наказания за него», Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., ряд региональных документов, прежде всего Африканская Хартия прав человека и прав народов 1981 г., Азиатско-тихоокеанская декларация человеческих прав индивида и народов 1988 г. и другие важные документы. Интересно, что системы охраны прав народов и охраны прав человека стали складываться практически одновременно. Всего через два года после упомянутой выше Конвенции 1948 г., в 1950 г., появилась Конвенция Совета Европы о защите прав и основных свобод человека.

Несмотря на ведущиеся споры, особенно в теоретической плоскости, на практике идея зашиты прав народов как разновидности коллективных прав пробивает себе дорогу. Это происходит в мире повсеместно и не зависит от тонкостей истолкования в том или ином обществе таких категорий, как «национальные меньшинства», «коренные малочисленные народы» и других, связанных с особенностями этнического облика населения.

Отдавая должное защите прав человека, гражданина, надо понимать, что каждая личность имеет свою национальность.

Нация, пожалуй, самая стабильная самосохраняющаяся общность, и защиту коллективных прав следует рассматривать в прямой связи с системой защиты прав человека. В настоящее время права национальных групп развиваются в контексте международно-правовой регламентации прав человека, они являются частью «международного права прав человека». В международных документах зачастую эти права обозначаются как права народов, наций, групп, человека.

В современном понимании субъектами права являются все народы, и это не зависит от наличия или отсутствия у них своей государственности, политического или административно-территориального статуса, а также от того, прибегал ли данный народ к реализации своих прав.

При этом право народа на самоопределение не трактуется лишь как его право на создание своего государства. Суть наметившихся подходов можно проиллюстрировать положениями Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1986 г. и Декларации о праве на развитие, согласно которым «...каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы». Аналогичное по сути положение содержится и в «Итоговом документе», принятом 15 января 1989 г. представителями 35 государств-участников ОБСЕ: «...все народы всегда имеют право в условиях полной свободы ...осуществлять свое политическое, экономическое и культурное развитие».

В правоприменительной практике различных государств можно найти немало примеров, подтверждающих насколько сложно в реальной жизни разделить отдельные категории прав (гражданские, политические, социальные и т. д.) человека. Это в полной мере относится и к коллективным правам: экономические права этнических групп не могут рассматриваться вне их культурных или политических прав. Безусловно, соблюдение этих прав возлагает на государство особую ответственность, зачастую не только нежеланную, но и за редким исключением совершенно непосильную. Очевидно, в этом и заключается одна из причин стойкого непризнания многими государствами коллективных прав этнических общностей.

Сегодня вопрос о коллективных правах этих общностей принято рассматривать в рамках норм международного права, регулирующих права народов, и концепции «третьего поколения прав человека», выдвинутой французским юристом К. Вазаком. Суть концепции заключается в том, что вслед за наследием Великой французской революции -- признанием гражданских и политических прав (первое поколение), а такж...

Другие файлы:

Проблема государственного регулирования межнациональных отношений в современной России
Теория национальной политики. Межнациональные отношения в современной России, нормативно-правовая основа их регулирования. Региональная политика по ре...

Национальная политика России
Национальная политика, как и политика в целом, представляет собой регулятивно-контрольную сферу, направляющую жизнь, деятельность и отношения между ра...

Национальный вопрос и основные способы его решения. Межнациональные конфликты и сепаратизм
Нация и национальная политика. Особенности этнической структуры населения, национально-государственного устройства и национальной политики в России. Н...

Советская национальная политика и буржуазные историки
Ленинская национальная политика, становление многонационального Советского государства с особым усердием изучаются и извращаются буржуазными социолог...

Послесталинская национальная политика
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ АКАДЕМИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И...