Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Идеология современного русского национализма

Тип: курсовая работа
Категория: Политология
Скачать
Купить
Сущностные характеристики русского национализма. Особенности этнической самоидентификации русского этноса как составной части становления национального государства. Анализ русского национализма в контексте государственного национального строительства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

"Идеология современного русского национализма"

русский национализм государственный строительство

Введение

Обострение в нашей стране в последние годы проблемы национализма, в том числе и на бытовом уровне, объективно является реальной угрозой социальной стабильности. Нарушение которой, в свою очередь, может привести к глубочайшему системному кризису во всей России. С другой стороны, становление новой государственности с рыночным укладом экономики неизбежно связано с процессами этнической самоидентификации населения и формированием государственных структур на основе национальных институтов. Первыми на территории современной России с этой диллемой столкнулись так называемые «национальные окраины» нашей федерации. Острота национальных проблем в тех регионах оказалась столь большой, что не обошлось без военных конфликтов.

В настоящее время эти проблемы все более явственно заявляют о себе уже и в центральных регионах страны, с моноэтническим составом и традиционной толерантностью в отношении к людям из иных, не коренных этнических групп. Тем самым становится понятно, что уже в ближайшее время государственным структурам нужно будет что-то предпринимать для того, чтобы нарастающие тенденции самоидентификации в среде русского этноса не принимали агрессивных форм, а развивались в конструктивном, интеграционном направлении.

Вместе с тем, до сегодняшнего дня недостаточно разработаны как теоретические основы для понимания современных национальных процессов в нашей многонациональной стране, так и не осмысленна до конца уже существующая практика деятельности национальных общественных объединений. А эти проблемы становятся с каждым днем все более актуальными. Этим определяется и актуальность темы нашей курсовой работы.

Объектом нашего исследования является процесс этнической самоидентификации русского этноса как составной части становления российского национального государства

Предмет исследования - проблемы идеологии и практики национализма в современной России.

Целью исследования, таким, образом, является всесторонний анализ вяления «русского национализма» в контексте государственного национального строительства.

Для достижения данной цели исследования, нами будут решены следующие задачи:

1. Предпринята попытка теоретического анализа основ и главных парадигм современного русского национализма, в том числе:

- проанализирована эволюция современного русского национализма;

- рассмотрены разновидности современного русского национализма.

2. Изучена идеология современного русского национализма в контексте государственного строительства новой России, в том числе:

- проанализированы формы проявления национализма в деятельности госструктур и общественных движений,

- рассмотрены степень обострённости национализма у россиян сегодня, и её причины.

Теоретическими и методологическими основами исследования послужили исследования двух типов: во-первых, фундаментальные исследования зарубежных и российских авторов, в которых освещены общие теоретические и концептуальные вопросы национализма; во-вторых, научные труды российских авторов, статьи и публикации в периодической прессе, в которых прослежены различные важные аспекты современного русского национализма, В курсовой работе использованы документы различных политических партий и образований, касающиеся проблем русского национализма.

1.Теоретические основы и главные парадигмы современного русского национализма

1.1 Эволюция современного русского национализма

Термин «национализм» впервые ввели в употребление в XIX веке философ Гердер (в Германии) и аббат Баррюэль (во Франции).

Национализм - это явление нового времени. В течении всей истории люди испытывали привязанность к своей родине, поддерживали семейные традиции и местную власть. Проявление национальных чувств и движений можно встретить в древние, античные и средние века. Из-за этого, национализм иногда ошибочно рассматривает как систему взглядов, которая издавна оказывала влияние на политику.

Но стоит заметить, что большинство политических и культурных явлений, до новейшего времени, носило универсальный, а не национальный характер. Народ выражал свою преданность городу-государству, правителю, династии или религиозной группе, -- но не национальному государству. Кроме того, до XVI века идеалом было всеобщее мировое государство, где население не определялось бы никакой политической структурой, -- как например: Римская империя, Священная римская империя или «христианская республика». По существу те небольшие территориальные единицы, с которыми люди себя связывали, обычно входили в большие политические, культурные или религиозные образования (в том числе, империи), но участие в этих образованиях было опосредованным.

Главными характерными чертами цивилизаций были мировые религии (христианство или ислам) и связанные с ними языки (латинский и греческий -- или арабский и персидский). В эпоху позднего Ренессанса принадлежность цивилизованному обществу повсеместно ассоциировалась с Францией и французским языком, а не с национальным. Выбор религии играл важную политическую роль; что касается языка для повседневного общения, то его выбор был личным делом каждого.

До конца средневековья многие из носителей местных языков не владели коллективным самосознанием и не ощущали свою национальную отделённость. Государство представлял монарх, а общество -- правящий класс (дворянство в России и Франции, шляхта в Польше). Нередко правители своей этнической принадлежностью отличалась от основной массы населения (как династия норманнов в средневековой Англии и династия Рюриковичей в Киевской Руси).

Из всего из этого можно заключить, что первоначально, в ходе своего развития национализм был как проявление приверженности людей/народа к религии носителями которой они являлись, территории на которой проживали, но ни как не к нации представителями которой они были. Нация/этнос в то время не представляли собой ту значимость, которую им придают сейчас.

Протестантская Реформация привела к замене единой католической религии региональными вариантами христианства, также она стимулировала участие народных масс, поощряла чтение проповедей и книг на родном языке и утверждала, что источником верховной власти в церкви является народ. Постепенно, ближе к XIX веку, начинает формироваться новое общество, которое основывалось на технологии и требовавшее образованной, мобильной рабочей силы, которую можно было бы организовать вокруг потребностей промышленности, а не потребностей одной личности. Получение такого образования было возможно только при значительном перекрытии политики и всеобщей, одинаковой для всех, культуры. Также существенными причинами возникновения национализма было возникновение больших централизованных государств, в которых монархи, стремящиеся к абсолютной власти, разрушили прежнюю вассальную иерархию; секуляризация жизни и образования; рост коммерции и неспособность существующих территориально-административных единиц справится с растущими потребностями капитализма.

Последующим аспектом национализма, после религии/языка/территории, можно выделить образование, уровень развития страны/государства. То есть, опять же, в проявлении национализма на первый план выходит не национальные отличии народа, а уровень их развития в каких либо областях.

Основные понятия национализма:

1. Доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности под названием нации.

2. Буржуазная и мелкобуржуазная идеология, экономической основой которой является частная собственность, политика и психология, трактующие национальность как высшую надклассовую форму общественного единства.

3. Идеология, политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму обществ, единства.

4. Гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства.

5. Идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в процессе образования государства. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу.

В современном русском языке наиболее употребительное значение слова «национализм» по смыслу приближается к шовинизму и ксенофобии. Оно имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Примеров использования нейтрального значения термина в русскоязычной литературе до середины 1980-х мало, хотя оно встречается в работах Н. С. Трубецкого. Русская языковая традиция также приравнивает понятие «нация» к этничности. По мнению историка А. Миллера, это связано, с одной стороны, с тем, что Россия в целом слабо знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина царским и...

Другие файлы:

Особенности русского национализма в современной России
Концепции исследования национализма в западной и российской науках. Политические предпосылки и условия возникновения современного русского национализм...

Националистический кластер в российской блогосфере и социальных сетях: идеология, типология, динамика
Теоретико-методологические основы исследования политической идеологии националистического движения в России. Трансформация политического дискурса росс...

Усташи: между фашизмом и этническим национализмом
Эта книга об этническом национализме, о рождении и развитии националистической идеологии на Балканах. Впервые в отечественной науке объектом исследова...

Национализм как политическая идеология
Книга посвящена одному из самых противоречивых политико-идеологических явлений современности — национализму. Не считая возможным сводить национализм к...

Идеология. Дух, смысл, разум
Идеология как сложный комплекс проблем и способов их осмысления порождал и порождает неоднозначные решения, проблематические методы реализации поставл...