Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Идеология Республики Беларусь

Тип: курсовая работа
Категория: Политология
Скачать
Купить
Объективная необходимость и цель проведения социальной политики в Республике Беларусь. Идеологические приоритеты в сферах социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма. Единые нормативы социальных стандартов РБ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое и семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Фактически же материальную помощь в республике получают свыше 40% семей с детьми, причем независимо от доходов родителей. В результате до действительно нуждающихся доходит не более 20% выделенных государством средств. Между тем международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

Смысл эффективной адресной социальной защиты и состоит именно в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики должна стать ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень - помощь должна быть приближена к потребителю. Важно полностью перейти от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Право на адресную персонифицированную социальную помощь граждане Республики Беларусь уже получили с января 2001 года, однако пока ею воспользовалась лишь незначительная часть населения (менее 3% граждан республики). К сожалению, система адресной социальной помощи оказалась недостаточно эффективной: слишком запутанная и сложная процедура сбора документов, жесткая привязанность к определенным категориям нуждающихся, слабая информированность населения. Ныне разработана стратегия «пилотного» проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Она должна быть грамотной, четкой, хорошо продуманной, персонифицированной и эффективной - такова задача. И основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

Для этого в стране создается четкая система государственных социальных стандартов. «Люди должны почувствовать, что власть не просто «урывками» старается помочь, а системно защищает таких граждан», - такое требование выдвинул Президент Республики Беларусь.

Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить социальные гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно в жизненно важных сферах исходя из экономических возможностей. Эти стандарты касаются уровня медицинских, бытовых, жилищно-коммунальных услуг (например, минимальная температура в жилых помещениях), обеспеченности общественным транспортом, социально-бытовой инфраструктурой в населенных пунктах (наличие торговых точек), организационно-технических условий образовательного процесса (в частности, обеспеченность местами в дошкольных и школьных учреждениях, нормативы денежных средств на содержание в них детей) и другое.

1. Объективная необходимость проведения социальной политики в РБ

В Республике Беларусь основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принципы государственной социальной политики, является Конституция. В статье 1 Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим, правовым социальным государством. Это значит, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан.

Социальное государство - это государство, которое стремится максимально обеспечить достойные условия существования своих граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищенность и участие в управлении производством. Именно в Конституции Республики Беларусь и определены основные принципы социального государства.

Взаимоотношениям между личностью, обществом и государством, гражданами и государством посвящен раздел II Конституции. В частности, согласно статье 21, государство гарантирует каждому гражданину соблюдение права на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Кроме того, в Конституции зафиксированы необходимые для построения социального государства такие принципы, как разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти воли народа.

Однако необходимо отметить, что для практической реализации конституционно закрепленных положений требуется ряд условий. В первую очередь, это наличие необходимой социально-экономической базы, культурного потенциала, а также наличие политической воли. Все это достигается путем проведения соответствующей социальной политики.

Объектом социальной политики являются общественные слои и поддержание стабильности их существования как необходимого условия для обеспечения устойчивого и эффективного развития государства в целом.

Предметом социальной политики выступает государственное регулирование общественных отношений по поводу справедливого перераспределения материальных благ, обеспечение социальной и политической стабильности, гарантия достойного материального обеспечения граждан, формирование образа жизни населения. Таким образом, социальная политика выполняет ряд функций: защитную, перераспределительную, стабилизационную и воспитательную.

Необходимо также учитывать тот факт, что социальная политика осуществляется не только государственными органами. Важную роль в ее реализации играют профессиональные союзы, различные общественные объединения, а также широкий спектр негосударственных организаций, занимающихся экономической, культурной, образовательной, спортивной и другой деятельностью. Субъектами социальной политики наряду с государственными органами выступают различные институты гражданского общества.

Мы можем сформулировать понятие социальной политики как деятельность государства, направленную на поддержание социальной стабильности путем регулирования отношений и связей между отдельными гражданами и различными объединениями граждан по поводу их положения в обществе и обеспечения их достойными условиями жизни.

В процессе реформирования общества создается новая социальная среда, что потребовало выработки эффективной социальной политики, которая реализуется в рамках «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.». Она является необходимым условием для экономического подъема, а адекватные социальные программы способствуют достижению согласия в обществе и являются основополагающими в осуществлении успешных реформ.

Грамотная, четко выверенная социальная политика способствует установлению макроэкономического равновесия и обеспечивает справедливое распределение результатов во всем обществе. Во многом это связано с тем, что Республика Беларусь перешла от общих к селективным социальным программам по конкретным регионам и определенным группам населения.

Социальная сфера в переходном периоде является сложным объектом государственного регулирования. Основная проблема состоит в том, чтобы, с одной стороны, сосредоточить средства для социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (многодетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а с другой - поддержать такие направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: здравоохранение, образование, науку, культуру. Поэтому государственное регулирование в Республике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в нее внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.

Благодаря этому Республика Беларусь не только не утратила важнейшие социальные завоевания предыдущих лет, но многое сделала для развития и совершенствования всей социальной сферы: здравоохранения, образования, науки и культуры, социальной защиты наших граждан.

2. Основные идеологические приоритеты в социальной политике в 21 веке

1. Приоритеты в сфере образования. Образовательная политика в РБ на современном этапе направлена на достижение следующих целей:

-- сохранение и развитие лучших традиций системы образования, заложенных в советский период;

-- своевременное и опережающее обеспечение запросов бел. общества в целом и каждого гражданина в частности;

-- формирование системы обучения и воспитания, отвечающего задачам нового этапа развития общества.

Государственная политика РБ в сфере образования проводится в соответствии с тремя основополагающими идеологическими принципами:

1) равным доступом к образованию;

2) социальной справедливостью в получении образования;

3) высоким качеством образования;

Принцип доступности - граждане РБ вне зависимости от социального положения и места жительства имеют равные возможности и доступ к его получению. Приведем примеры реализации этого принци...

Другие файлы:

Конституционный строй Республики Беларусь
Понятие конституционного строя, административно-территориальное устройство Республики Беларусь. Политические партии, общественные объединения и религи...

Развитие внешне-экономических связей Республики Беларусь со странами СНГ и дальнего зарубежья в условиях глобализации мировой экономики
Особенности экономического развития республики Беларусь. Экономические связи республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе. Беларусь как ча...

Общее сведения о больнице и показатели здоровья населения (республика Беларусь)
3)Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 13 от 25.01.1990 г. «О создании системы реабилитации больных и инвалидов в Республике Бела...

Государственная идеология
Политическая идеология и государственная: общее и отличия. Основные элементы государственной идеологии Республики Беларусь. Формы идеологии (в зависим...

Национальная валютная система Республики Беларусь
Понятие национальной валютной системы, характеристика ее элементов. Классификация валют. Критерий международной ликвидности. Анализ развития валютного...