Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Идеология государства

Тип: курсовая работа
Категория: Политология
Скачать
Купить
Возникновение и развитие политических идеологий. Особенности и функции белорусской государственной идеологии, объективная ее необходимость. Система концептуально оформленных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов, партий, обществ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Понятие и функции идеологии

1.1 Генезис понятия «идеология» в политической науке

1.2 Возникновение и развитие политических идеологий. Особенности государственной идеологии

1.3 Функции идеологии

2. Объективная необходимость идеологии

Заключение

Список использованных источников

Введение

Со дня объявления независимости Республики Беларусь прошло не так много времени. И прожитые в новых исторических условиях годы - лишь начало будущего пути развивающегося государства. Решая сегодня нелегкие проблемы переходного периода, порожденные временем кризиса и разрушения старой общественной системы, следует одновременно думать о перспективных социальных, политических и духовных целях.

Беларусь находится в XXI в., на пороге новой реальности будущего, в которой предстоит дать адекватные ответы на насущные жизненные и нравственно-гуманистические надежды и запросы широких масс людей всех стран, найти решения современных глобальных проблем - промышленно-технологического роста и охраны окружающей среды, отношений между богатыми и бедными странами, эффективного использования и справедливого распределения мировых богатств и ресурсов, искоренения попыток решения возникающих конфликтов разрушительными военными средствами, подъема жизненного уровня развивающихся стран, обеспечения нового цивилизационного цикла в развитии культуры, науки и образования.

В XXI в. предстоит решать проблемы исключительной сложности, и это потребует создания соответствующих сложных и эффективных организационно-управленческих систем, приведет к коренным трансформациям современных государственно-политических и общественных образований.

Говоря о том, как Беларусь должна встретить грядущее столетие, нельзя забывать, что ответственное, а не пассивно-потребительское принятие будущего и вхождение в него необходимо предполагает внутреннюю готовность и способность к ответу на труднейшие вызовы XXI в. Необходимо осознавать всю сложность предстоящих задач, находиться на таком уровне развития государственности, науки и культуры, который позволил бы обеспечить эффективное участие Беларуси как в разрешении собственных проблем, так и тех, которые будут общими для всех стран и народов XXI в.

Наше место и роль в семье народов всего человечества в XXI в. зависят от нас самих, от нашей работы, нашей способности использовать достижения той цивилизации, к которой мы принадлежим по историческим и культурным корням, включая достижения своей национальной культуры. Лишь в итоге напряженного социально-культурного творчества можно войти в сообщество наиболее развитых стран мира.

Сложнейшие задачи, стоящие перед нашей страной, касаются всех областей общественной жизни. Прежде всего - это укрепление и совершенствование государственно-политического строя, обеспечение коренного прорыва в создании эффективной экономики и надежной системы социальной защиты, что позволит достичь достойного качества жизни всех граждан нашей страны. Среди таких задач важнейшее место занимают проблемы культуры и духовности.

Усилия по духовному возрождению нашего общества имеют двоякое значение. В объемной перспективе они призваны интеллектуально и нравственно подготовить молодые поколения к решению новых проблем, которые выдвинет XXI в. Одновременно духовное возрождение имеет и более близкие, реально-насущные задачи, определяемые конкретными условиями существования Беларуси как молодого государства в последнее десятилетие XX в. Провозглашение независимости и нелегкий путь государственного и внешнеполитического самоутверждения Беларуси, который она прошла в 90-ые годы прошлого столетия, со всей убедительностью подтверждают тот факт, что никакое государственное образование, в том числе и Республика Беларусь, не может существовать без духовно-идеологических основ, которые составляют фундамент его единства и внутренней целостности.

Все это говорит о несомненной актуальности рассмотрения темы «Идеология государства» в предложенной курсовой работе.

Цель данной работы - проанализировать понятие идеологии государства. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач, а именно:

1. Определить понятие идеологии.

2. Выделить основные функции идеологии.

3. Охарактеризовать объективную необходимость идеологии в современном обществе.

Исходя из поставленных целей и задач определяется и структура данной работы. Она состоит из введения, основной части, разделенной на две главы и заключения где сформулированы основные выводы по проделанной работе. В завершение приводится также список использованных источников.

1. Понятие и функции идеологии

1.1 Генезис понятия «идеология» в политической науке

Термин «идеология» древнегреческого происхождения, составлен из двух слов «идея» и «логос» и буквально означает «учение об идеях», о том, как эти идеи взаимодействуют, переходят от одних к другим, существуют как некая самостоятельная сфера. Именно в таком плане понимал идеологию Антуан Дестют де Траси (1754-1836) - один из представителей позднего поколения французских просветителей. В самом начале XIX века в своем труде «Этюд о способности мыслить» он впервые использовал термин «идеология» для обозначения своего учения [5, c. 21].

По мнению де Траси идеология призвана была стать наукой о возникновении идей и о законах человеческого мышления, быть такой же точной, как и все естественные науки. Идеология должна была быть положена в основание всего комплекса наук о природе и человеческом обществе. Важно также и то, что, по мнению де Траси, главные принципы идеологии должны были стать основой политики.

Позитивное отношение к идеологии отстаивали и другие представители французской науки - историки, экономисты, философы, общественные деятели, получившие название школы идеологов (К.Ф. Вольней (1757-1820), Пьер Жан-Жорж Кабанис (1757-1808) и др.).

Понятно, что де Траси и его последователи не могли не столкнуться с политикой. Они имели неосторожность критически относится к Наполеону Бонапарту и его правлению. Реакция со стороны диктатора, идущего к зениту своего могущества, последовала незамедлительно. Представителей школы идеологов он считал оторванными от жизни людьми, доктринерами, у которых отсутствует чувство реальности.

Однако именно Наполеон как никто другой, несмотря на свое презрительное отношение, способствовал росту популярности идеологии в обществе того времени. Вместе с тем, тогда была положена традиция негативной оценки идеологии, как ложных, искажающих действительность представлений [9, c. 15].

Для всей последующей истории идеологии характерным является альтернативное отношение к ней - позитивное и негативное.

В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращаются в социально-значимые ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными, умозрительными конструкциями.

Важную веху в эволюции содержания понятия идеология составило творчество К. Маркса и Ф. Энгельса. Проблеме идеологии они посвятили свое совместно написанное в 1845-1846 гг. произведение, которое называется «Немецкая идеология». Под таковой они понимали совокупность представлений, составляющих содержание современной им немецкой идеолистической философии.

К. Маркс и Ф. Энгельс отвергли понимание идеологии как совокупности производящих мир идей и противопоставили ему понимание идей как представлений людей, порождаемых условиями их жизни. К. Маркс писал: «Не сознание людей порождает их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Интересно отметить, что, стремясь отмежеваться от идеалистической философии, свою систему воззрений Маркс и Энгельс не квалифицировали как идеологию. Они называли ее научным социализмом, пролетарским мировоззрением, но это не означает, что марксизм не является идеологией в современном смысле этого понятия.

Таким образом, в марксизме, как и в социальной науке, строго соблюдалось привычное для XIX века терминологическое противопоставление идеологии и научности, когда первое понятие становилось синонимом ложности, умозрительности, субъективизма, а второе отожествлялось с истинностью, объективностью.

В начале XX века в марксистской теоретической традиции противопоставление идеологии и научности было преодолено. Марксизм был определен В.И. Лениным как научная идеология (пролетарская идеология), соответствующая всем требованиям объективности. Фактически тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой (или наукой об обществе, как называли свое учение марксисты), марксизмом и пролетарской идеологией.

Позже марксистско-ленинская идеология станет официальной государственной идеологией в СССР, в ряде других стран, будет безраздельно господствовать в общественном сознании и определять основу и характер всей внутренней и внешней политики и всей жизни страны. Распад СССР социалистической системы стал завершением периода го...

Другие файлы:

Эволюция содержания понятия "идеология" и его современное значение
Идеология как система концептуально оформленных идей, выражающих интересы различных социальных групп, в которых осознаются и оцениваются отношения люд...

Политические идеологии
Политическая идеология: суть, структура, функции. Основополагающие идеи и представители либерализма и неолиберализма. Понятие и идеи консерватизма и н...

Учение Ж. Бодена о государстве и праве
Исторический подход Жана Бодена к исследованию государства. Идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальн...

Идеологии Востока. Очерки восточной теократии
Предлагаемая читателю книга известного российского правоведа, историка, социолога и философа М. А. Рейснера (1868-1928) содержит очерки, в которых пре...

Идеология. Дух, смысл, разум
Идеология как сложный комплекс проблем и способов их осмысления порождал и порождает неоднозначные решения, проблематические методы реализации поставл...