Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Женское представительство в Законодательных органах Уральского Федерального округа

Тип: курсовая работа
Категория: Политология
Скачать
Купить
Доля женщин в государственной власти Российской Федерации. Участие российских женщин в избирательных кампаниях федерального уровня. Основные рекомендации для совершенствования гендерного равенства в законодательных органах власти субъектов УрФО.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность темы исследования. При исследовании политики в условиях трансформации российского общества актуализируется проблема гендера, связанная с соблюдением законных интересов социально-половых групп. Поэтому изучение факторов, влияющих на управление представительством женщин в законодательных органах власти, где основу управленческой деятельности составляет процесс принятия решений, законодательно закрепляющих право на равное участие лиц обоего пола в этом процессе, является актуальным и своевременным.

Женщины в России составляют 53% населения страны и занимают особое место в структуре современного общества, однако играют при этом меньшую, по сравнению с мужчинами, роль в выработке и принятии государственных решений, в осуществлении властных функций через представительные, исполнительные и судебные органы государственной власти, что является отражением реального положения женщин в обществе.

В соответствии с мировой практикой, особенно скандинавских стран, увеличение представительства женщин в системе госуправления приводит к изменению отношения к вопросам власти. Чем больше женщин примет участие в работе властных структур, тем эффективнее будет осуществляться управление, основанное на принципах социального взаимодействия и взаимодополнения, что обосновывает актуальность темы диссертационного исследования.

В этой связи обращение к проблеме социальной готовности общества к восприятию женского представительства в органах законодательной власти, а также мере соответствия существующей в обществе системы управления социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения, отдельных индивидов или социальных групп является своевременным.

Цель работы - анализ женского представительства в Законодательных органах Уральского Федерального округа.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть долю женщин в государственной власти в Российской Федерации;

2. проанализировать участие российских женщин в избирательных кампаниях федерального уровня в Российской Федерации;

3. произвести анализ представительства женщин в Законодательных органах Уральского Федерального округа;

4. сформулировать рекомендации по совершенствованию гендерного равенства в законодательных органах власти субъектов УрФО

В процессе исследования автор опирался на методологию системного анализа общественных явлений и общенаучные методы социального познания: сравнительно-исторический, диалектический, анализ, синтез, аналогию. При сборе эмпирического материала автор применял социологические методы исследования: анкетирование, наблюдение.

В процессе написания работы были использованы труды отечественных социологов, психологов, философов, в которых раскрываются основные подходы к изучению проблемы управления представительством женщин в органах власти в РФ, механизмы, факторы и условия, влияющие на эффективность исследуемого процесса.

женский избирательный гендерный равенство

1. Право женщин быть избранными в законодательные органы в Российской Федерации

1.1 Женщины в государственной власти в Российской Федерации

После IV Всемирной конференции ООН по положению женщин, состоявшейся в 1995 г. в Пекине, Россия взяла на себя обязательства по расширению участия женщин на уровне принятия решения, и в 1996 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Несмотря на данный документ и целый комплекс других мер, например, принятие и реализацию национальных планов по улучшению положения женщин на период до 2000 г., а затем на 2001-2005 гг., в России сохраняется дисбаланс представленности мужчин и женщин во властных структурах. Так, в последние годы XX в. (1995-1999 гг.) доля женщин на должностях, предполагающих принятие решений, существенно колебалась, достигая менее 10%, поднимаясь до 20 - 25% и вновь снижаясь до 5 - 10%.

Нужно отметить, что и в XXI в. участие российских женщин в управлении, принятии решений остается неадекватным их вкладу в общественную деятельность и по оценке общественных объединений, и сравнительно с целями, сформулированными в этой области ООН.

Среди работников, замещавших государственные должности и должности федеральной гражданской службы с 1999 по 2007 г., доля женщин снизилась почти на 3%. За этот период в органах законодательной власти их стало меньше на 6%, в органах исполнительной власти доля женщин также уменьшилась на 6%. Рост доли женщин произошел в органах судебной власти и прокуратуры (на 10%), что несколько смягчило уменьшение доли женщин во властных структурах в целом.

На государственных должностях и должностях гражданской службы в России по состоянию на 1 января 2007 г. женщин работало примерно 71%.

Рассмотрим представленность женщин и мужчин на государственной службе более подробно.

По данным Федеральной службы государственной статистики, на федеральном уровне в органах государственной власти женщины среди работающих составляют 59%.

При этом 87% государственных должностей Российской Федерации заняты мужчинами.

На должностях государственной гражданской службы в целом преобладают женщины, их почти 72%.

Вместе с тем, если рассмотреть отдельно категории должностей государственной гражданской службы, то ведущие позиции занимают мужчины. Среди занимающих должности категории «руководители» женщины составляют 25%, категории «помощники (советники)» - менее 48%.

Значительное представительство женщин на должностях государственной гражданской службы обеспечено за счет самых больших по численности категорий - «специалистов» и «обеспечивающих специалистов» (85% всех государственных гражданских служащих занимают должности именно этих категорий), среди которых женщин - 60% и 83% соответственно.

Если рассматривать группы должностей внутри каждой категории, то и здесь представительство женщин снижается от ведущих к высшим должностям (это происходит и в категории «руководители», и в категории «помощники (советники)», и в категории «специалисты»). Например, среди «руководителей» на главных должностях женщин - 32%, на высших должностях их уже трудится менее 18%. Только на ведущих должностях категории «руководитель» женщины численно практически сравнялись с мужчинами, их 48%, но среди должностей государственной гражданской службы таких должностей - всего 0,1%.

В категории «специалистов», являющейся самой большой по численности работающих (на федеральном уровне это 70% всех государственных гражданских служащих), на высших должностях - всего 20% женщин, на главных - 40%, на ведущих - 60%, а на старших - 71%.

На региональном уровне государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на 57,6% заняты женщинами, должности государственной гражданской службы - на 72%.

Женщин больше на должностях категории «руководитель» (61%), хотя внутри категории на должностях групп «высшие» и «главные» все равно лидерство остается за мужчинами, их соответственно 67 и 51%.

Женщины количественно преобладают и на должностях всех остальных категорий, но внутри каждой из них сосредоточены в основном в группах «главные», «ведущие», «старшие», «младшие», а группа «высших» должностей остается прерогативой мужчин.

Только на должностях муниципальной службы женщины достигли примерно равного с мужчинами представительства у верхней должностной планки. Распределение по полу здесь выглядит следующим образом. На должностях муниципальной службы категории «Б» мужчин и женщин соответственно 44% и 56%. В категории «В» на должностях группы «высшие» мужчин - 51%, женщин - 49%.

Однако среди работников, замещающих выборные муниципальные должности, женщин менее 30%.

По ветвям власти представленность женщин различается следующим образом: в органах законодательной власти среди работников, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, женщин - 55,7%, в органах исполнительной власти - 70%, в органах судебной власти и прокуратуры - 78%, в других государственных органах - 61%.

Справочно. В настоящее время в Администрации Президента Российской Федерации должности пресс-секретаря Президента и Руководителя протокола занимают мужчины, среди полномочных представителей Президента в федеральных округах и полномочных представителей Президента в органах государственной власти, а также среди Советников Президента женщин нет; среди Помощников Президента России только одна женщина. Из 14 самостоятельных подразделений (управлений) только три (Государственно-правовое управление, Управление пресс-службы и информации, Протокольно-организационное управление) возглавляют женщины. Председателем только одной из трех комиссий в Администрации Президента (Комиссия по государственным наградам) является женщина.

В федеральных органах законодательной власти женщины мало представлены на руководящих позициях: на государственных должностях Российской Федерации их всего 9%, среди государственных гражданских служащих на высших должностях всех категорий (кроме обеспечивающих специалистов) женщин значительно меньше, чем мужчин: среди руководителей - 17%, среди помощников (советников) - 16%, среди специалисто...

Другие файлы:

Социально-экономическое развитие Уральского федерального округа
Изучение экономико-географического положения, демографических характеристик и этнического состава населения Уральского Федерального округа. Анализ осн...

Оценка геополитического базиса Уральского федерального округа
Экономико-географическая характеристика Уральского Федерального округа, территориальный состав. Изучение элементов его геополитического базиса. Выявил...

Особенности УрФО
Общая характеристика Уральского федерального округа-УрФО. Краткие характеристики существующих отраслей УрФО. Проблематика региона. Перспективы развити...

Характеристика Уральского Федерального Округа
Экономико-географическая характеристика Свердловской области. Прогноз показателей развития индустрии туризма Уральского Федерального Округа до 2020 го...

Характеристика Уральского региона
Природные условия и ресурсы Уральского региона. Принципы размещения предприятий цветной металлургии, развитие отрасли в эпоху научно-технической револ...