Динамика ценностей либеральной доктрины
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
- Введение
- Глава 1. Происхождение либерализма
- 1.1 Понимание «либерального» в истории
- 1.2 Формирование либеральной мысли
- Глава 2. Динамика ценностей либеральной доктрины
- 2.1 Основы классического либерализма
- 2.2 Либерал-реформизм
- 2.3 Специфика неолиберализма
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
В современном мире не утихают дебаты о роли и значении идеологии в жизни общества. Одни склонны взваливать на нее ответственность за все беды, обрушившиеся на человечество в XX в. Другие ищут оптимальную «научную» идеологию, вооружившись которой можно воздвигнуть храм всеобщего счастья и справедливости на этой грешной земле. Какую бы точку зрения мы ни разделяли, не вызывает сомнения то, что идеологический фактор играет важную роль в развитии современной цивилизации.
Политическая идеология как компонент политического сознания появилась на относительно позднем этапе развития человечества. Ее возникновение связано с превращением политики в вид самостоятельной, массовой деятельности, в рамках которого политические элементы еще не выступали в самостоятельной форме и были тесно переплетены с религиозными, нравственными, правовыми и другими элементами общественного сознания. Эти процессы были обусловлены возникновением капитализма и сопутствующих ему форм правового государства и демократии, постепенной политизацией масс, что впоследствии оказало огромную роль в развитии современной цивилизации.
Идеология является продуктом целенаправленной специализированной деятельности теоретиков. В этом смысле она противостоит массовому политическому сознанию, складывающемуся и функционирующему в основном стихийно, в процессе повседневной социально-политической практики населения. Идеология выступает в качестве фактора, формирующего массовое сознание. Авангарды социальных групп стремятся к максимальному внедрению соответствующих идей не только в сознание собственных классов, но и всего населения в целом, а от этого напрямую зависит то, как будет развиваться наша сегодняшняя цивилизация.
Таким образом, политическая идеология является важным элементом политического сознания общества. Она избирательно интегрируется в процессе политической практики в массовое политическое сознание в форме убеждений, выступает по отношению к массовому сознанию его теоретическим субстратом, и в этом смысле идеология либерализма является одной из доминирующей идеологии современной цивилизации.
Одной из самых интересных и влиятельных идеологий, которая оказала значительное влияние на современную цивилизацию, как впрочем, и на историю человечества в общем, явилась идеология либерализма. По сути дела, идеология либерализма стала первой целостной политической доктриной, выражавшей интересы определенной части общества и способствовавшей завоеванию власти и влияния в обществе. При этом либерализм не утрачивает своего значения и в настоящее время, играет огромную роль в жизни современной цивилизации, привлекая к себе внимание ученых.
Актуальность темы обусловлена высоким интересом исследователей к данной проблеме, большой ролью либерализма в жизни современной цивилизации, огромной ролью, которую оказал либерализм на развитие современной цивилизации.
Цель исследования предопределила последовательную постановку следующих конкретных задач:
1. Анализ исторической динамики происхождения либеральной доктрины, включая содержательный анализ данного понятия;
2. Показать роль либерализма в развитии современной цивилизации.
Объект данной курсовой работы - политическая идеология как неотъемлемый элемент современной цивилизации.
Предмет исследования - идеология и её роль в развитии современной цивилизации.
Цель исследования - показать роль идеологии либерализма в развитии современной цивилизации.
Методы исследования - Исторический, институциональный, сравнительный анализ.
Анализ историографии и источников. Основными источниками при написании данной курсовой работы послужила книга Кунцевича К.Н. «Либерализм: сущность, истоки, перспективы» в которой раскрываются сущность идеологии либерализма, её истоки, говорится о перспективах либерализма в контексте современной цивилизации. В книге Гаджиева «Заметки о метаморфозах либеральных ценностей» подробно анализируются исторические изменения либеральной идеологии и показывается роль разных видов либерализма на современную цивилизацию.
Глава 1. Происхождение либерализма
1.1 Понимание «либерального» в истории
Либерализм - это исторический феномен Нового времени с центром тяжести в Европе (или в атлантической зоне), культурную гегемонию которого воспринимают и другие регионы (Австралия, Латинская Америка, Япония). Однако это наименее распространенная, в эпоху деколонизации, из известных идеологий. Это обстоятельство позволяет дать более точное определение либерализма в ходе его исследования.
Наиболее раннее - бытовое толкование XVIII и. - открытое, терпимое, благорасположенное настроение человека, а также профессиональная практика, в отличие от занятых механическими ремеслами свободных людей («либеральные искусства и ремесла») [13, с. 11].
В политике впервые термин «либерал» («либеральный») появляется в 1812 г., о чем уже говорилось выше. В литературе у Мадам де Сталь и у Сисмонди этот термин появляется для обозначения новой этико-политической ориентации, которая начинала укрепляться («либерал»). У Бальзака появляется либерализм - первое употребление (1830 г.).
Широта и неопределенность понятия не позволяют точно судить о характере партий, которые стали именовать себя либеральными. В политике и в парламенте они могут быть консервативными, центристскими, умеренными, прогрессистскими. Традиционно в Англии и Германии - это центристы, способные примерять инновации и консерватизм, в США либералы - агрессивные защитники старых и новых гражданских свобод; в Италии - это защитники экономической свободы и частной собственности. Хайек предлагал вообще отказаться от употребления такого неопределенного наименования партий. Тем не менее были попытки создать их интернациональные объединения.
В XIX в. понятие «либеральный» нередко сочеталось с другими, придавая основным определениям дополнительный (либеральный) оттенок: у монархистов, допускавших ограниченные представительные права, - либерал-монархисты; у националистов, признававших федеральные свободы, но подчинявших их национальной идее, либерал-национальные партии; либеральные и антиклерикальные христиане, допускавшие отделение церкви от государства, - либерал-христианские партии; либерал-демократические партии признавали в ограниченной форме политические права. Все это - направления различных государственников. Им противостояли либералы-либералисты, которые были против всякого вмешательства государства (правительства) во внутренний и внешний рынок («laissez faive baissez passer»). Ни одно из этих направлений не характеризует современный либерализм. [14, с. 147].
Другая трудность исторических трактовок термина «либеральный» связана с многообразием социо-институциональных структур, в которых выражается это понятие. Согласно английской и французской идее Просвещения, принятой повсеместно в начале XIX в., либерализм означает индивидуализм, и этот индивидуализм направлен не против государства и общества в защиту индивида, единственного носителя этической и экономической жизни, но и против всякого промежуточного общества, стоящего между государством и индивидом, в котором индивид должен действовать в одиночку как на политическом, так и на экономическом рынке. Но в различных социо-институциональных контекстах либерализм подчеркивал органический характер государства, конечно, синтетического, намеренно созданного людьми элемента из серии особых и естественных ассоциаций, исходящих из понятия status (статусной структуры общества), или он добивался свободного функционирования ассоциаций, призванных защищать индивида от государства и от промежуточных институтов, стоящих между ними (политический и экономический рынок), в которых индивид в одиночку борется за себя, и, в конечном счете, стимулировать политическое участие гражданина, стремящегося уйти в частную жизнь.
Три положения, на которые опирается гражданское общество, также обязаны либерализму. Там, где, как в Англии, оно возникает в XVII в., самостоятельно освобождаясь от корпоративных структур, индивид представляется «естественно» включенным в общество, а это общественное пространство противостоит правительству, которое всегда рассматривается как неизбежное зло. Там же, где (как во Франции) общество сохраняет свое корпоративное, сословное строение, для освобождения индивида требуется революция, а она с этой же целью принуждает действовать государство, носителя народного суверенитета; народ же не берет на себя посреднической миссии между индивидом и государством. Там, где, как в Германии, сословное общество сохраняется, либерализм формирует органическую концепцию государства, которое поддерживает, не разрушает и не противопоставляет гражданск...
Структурогенез и политическая динамика отношений между Россией и НАТО во второй половине XX - начале XXI века
В монографии рассматриваются история, сущность, особенности и динамика отношений между Россией и НАТО на рубеже XX-XXI веков. Изложены концептуальные...
Тропою жреца Тайной Доктрины
Книга «Тропою жреца Тайной Доктрины» продолжает тему, затронутую в книге «Символы Тайной Доктрины. Пирамиды Гизы», строго следуя по тропе утраченной...
Украинская модель общества: будет ли она либеральной?
Оценка возможности либерального реформирования общественно-политической системы Украины. Раскрытие двойственности понятия "либерализм". Разница между...
Анализ и оценка современных концепций сущности финансов
Оценка современных концепций сущности финансов, особенности их практического применения на примере России. Основные постулаты концепций монетаризма, н...
Основа идеологии белорусского государства
Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства, современные концепции и доктрины. Динамика идеологических процессов. Госуда...