Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Структура исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации проблемы

Тип: реферат
Категория: Политология
Скачать
Купить
Структура исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: проблемы и тенденции (на примере Свердловской области)Кулешов Игорь Вячеславович – к.ю.н., доцент кафедры конституционного и муниципального права Уральской академии государственной службы Структура исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: проблемы и тенденции (на примере Свердловской области) Общие положенияВ условиях проведения административной реформы в современной России вопросы организационно-правового обеспечения деятельности элементов исполнительной власти становятся наиболее актуальными. При относительно сбалансированной и устоявшейся системе исполнительной власти на федеральном уровне следует отметить многообразие и неуравновешенность систем исполнительной власти на уровне субъектов РФ. Данное положение объясняется не только федеративным устройством государства, но и прежде всего, отсутствием продуманной, целенаправленной политики федерального центра в отношении субъектов Российской Федерации. За последние два года проявлений этому не счесть, начиная с изменения терминологического порядка и повсеместной замены конституционного понятия «субъект федерации» на географическое – «регион» и заканчивая попытками «укрупнения» управляемых субъектов через создание федеральных управленческих округов. При этом явно прослеживается тенденция централизации власти, что само по себе не является проблемой управления, но создает проблему политики.Изначально, в соответствии с Конституцией РФ формирование современной российской государственности базируется на принципах федерализма[1]. Федерализм - понятие многоплановое, при этом, основополагающими являются ряд принципов, связанных с формированием единого геополитического пространства всех субъектов (членов) федерации. Конституционные положения ст.ст. 65-67, 71-73, 76,77 отражают характерные базовые черты российского федерализма.Однако, нельзя обойти вниманием и особенности. Во-первых, для России характерен «усложненный» тип федерации (шесть видов субъектов исполнительной власти). Во-вторых, в России использована смешанная модель национально-территориального и административно-территориального деления субъектов РФ. В-третьих, «матрешечная» структура федерации, когда одни субъекты входят в другие. В-четвертых, что, пожалуй, является наибольшей проблемой – асимметричность РФ. И наконец, разделение властей не только по ветвям власти, но и по «вертикали» с установлением разграничения предметов ведения между федеральным центром и субъектами РФ. Основные черты, принципы организации и функционирования системы исполнительной власти Российской Федерации.В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах очерченных правом. Административную (исполнительную)[2] власть можно трактовать в нескольких аспектах: 1) юридическом (право и возможность субъектов управлять чем-либо); 2) политологическом (комплекс политико-правовых явлений, компетенция органов, деятельность). Интересна точка зрения профессора Бельского К.С. на существование и субъективных аспектов административной власти[3].Признаки исполнительной власти следующие: 1)  организующий характер, который необходим для налаживания сложной сети общественных отношений;2) универсальный характер во времени и пространстве, т.е. непрерывно, везде, где функционируют коллективы;3)  наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов (правовых, информационных, технических, организационных и пр.), т.о. она носит предметный характер, а следовательно – принудительный.Главные цели исполнительной власти:1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства;2) создание условий, способствующих благополучию граждан, развитию страны;3) создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод.Исполнительную власть можно рассматривать:1) как систему органов государственного управления;2) как совокупность государственных служащих.Функции исполнительной власти при инструментальном подходе определяются как:  1) Функции ориентирования системы: а) прогнозирование; б) планирование; в) нормативное регулирование; г) методическое руководство;2) Функции обеспечения системы: а) кадровое; б) материально-техническое; в) финансовое; г) организационно-структурное; д) информационное;3) Функции оперативного управления системой: а) учет, б) контроль, в) оценка. Однако нельзя забывать и о предметном подходе, в зависимости от объекта административного воздействия: обеспечение обороны страны, обеспечение общественного порядка, т.е. вопросы обеспечения безопасности; обеспечение реализации руководства различными промышленными отраслями; обеспечение социальной политики государства и т.п.Исполнительная власть одновременно имеет несколько структур: кадровую, территориальную, функциональную, организационную и др. Органы исполнительной власти1) Под ОИВ подразумеваются лишь те звенья государственного аппарата, которые сопутствуют ОЗВ в системе разделения властей;2) ОИВ представляет собой часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной, политической жизни;3) ОИВ являются носителями определенного объема государственных властных полномочий, в т.ч. по изданию правовых актов в пределах установленной компетенции и обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами.4) ОИВ представляют собой определенные трудовые коллективы, формирующиеся государством в соответствии с их целевым назначением на базе определенной организационной структуры – внутреннее построение.5) ОИВ представляют собой разновидность государственных организаций в системе государственного управления (и предприятия являются государственными организациями, но не являются носителями государственных властных...
Другие файлы:

Система органов государственной власти
Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органо...

Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации
Диссертация докт. юрид. наукОглавлениеВведениеКонституционная модель российского федерализма – теоретико-правовая основа конституционного и уставного...

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации
Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Правовая природа исполните...

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Понятие, структура и порядок формирования законодательных (представительных) органов субъектов. Детальная характеристика органов исполнительной власти...

Структура органов государственной власти
Теоретические основы, сущность и структура аппарата органов государственной власти. Системы и структуры федеральных органов исполнительной и законодат...