Методы анализа эмпирических данных 3
КУРС ЛЕКЦИЙПо дисциплине «Экономика организации (предприятия)»Для специальности «Финансы и кредит», «Бухучет и аудит»для 1-го и 2-го образования, III курс.Тема 11. Производственное планирование и составление бизнес-планов.Планирование - это совокупность приемов и способов разработки планов.Система показателей плана включает в себя:Количественные показатели – выражаются абсолютными величинами (объем продукции, объем реализации, численность работающих и т.д.)Качественные показатели – выражаются относительными величинами (рост производства; снижение себестоимости и т.п.)Объемные показатели – абсолютные величины производства в целом (объем трудовых затрат; объем материальных ресурсов и т.п.)Удельные показатели – отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей (затраты металла на единицу продукции; капвложение на единицу производственной мощности и т.п.)План развития предприятия включает следующие основные разделы (виды планов):план производства промышленной продукции (производственная программа);план развития науки и техники;план повышения экономической эффективности производства;план капитального строительства;план материально-технического обеспечения;план по труду и кадрам;план по издержкам производства и реализации продукции;финансовый план;план социального развития коллективов предприятий и объединений;план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;План производства продукции (производственная программа) обязательно включает: а) задание по производству продукции в натуральном выражении; б) задание по дальнейшему повышению качества продукции.Объем реализуемой продукции по плану Рп можно определить: Рп = Тп + Он.п.1 – Он.п.2Тп – объем товарной продукции по плану;Он.п.1; Он.п.2 – остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода соответственно.Технология планирования включает: 1) определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия (стадия предплановых разработок); 2) оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей; 3) детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным исполнителям, в том числе по рабочим местам и срокам исполнения; 4) детальные расчеты затрат и получаемых результатов по этапам и на весь период планирования; 5) организацию и контроль исполнения плана.В практике предпринимательской деятельности существует необходимость иметь один планирующий документ, учитывающий в той или иной мере все основные планы. Таким документом является бизнес-план.Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы основные экономические параметры предприятия.Особенности бизнес-плана:а) имеют вероятностный характер, различные варианты делового поведения предприятия.б) всегда имеет адресата (партнер, инвестор, руководство и т.д.), т.е. необходимо учитывать интересы того, кому он адресован.Содержание и порядок разработки бизнес-плана:Бизнес-план не имеет жесткой структуры и может содержать от 5 до 18 разделов. Обязательными элементами плана должны быть:Цели и задачи предпринимательской сделки.Определяется сумма прибыли и обосновывается целесообразность сделки. Кроме того устанавливаются следующие задачи: социальные, повышение статуса предпринимателя, специальные задачи предпринимательства (благотворительность).Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана.Должны быть представлены: генеральная цель проекта, краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные особенности, пути и способы достижения поставленных целей, сроки осуществления проекта, затраты, связанные с его реализацией, ожидаемая эффективность и результативность, область использования результатов.Показатели обобщенного резюме: общие сводные показатели (объемы производства и реализации продукции и услуг, выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность); специальные показатели (качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень риска, гарантированность получения планируемого результата).Характеристики продуктов, товаров, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю.Характеристики товара (услуги), прогноз платежеспособного спроса на товар (услугу), в том числе по группам потребителей и временным периодам; прогноз цен.Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж.Предопределяет объемы производства и продажи товаров (услуг) по временным периодам реализации предпринимательского проекта. Описывает способы активизации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности.План (программа) действий и организационные меры.Программа предпринимательских действий обычно включает: а) маркетинговые усилия (реклама, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов); б) осуществление производства продукции (в случае производственного предпринимательства); в) закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (в особенности применительно к коммерческому предпринимательству); г) обслуживание покупателя в процессе продажи товара и после продажи.Организационные меры составляют неотъемлемую часть программы действий и включают: способы управления реализацией бизнес-плана; организационные структуры управления проектом; методы координации действий исполнителей, а также меры по установлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, подбора и подготовки кадров, учета, контроля и др.Ресурсное обеспечение сделки.Содержит сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательского проекта, об источниках и способах получения ресурсов.