Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Мораль и политика возможен ли компромисс 2

Тип: реферат
Категория: Политология
Скачать
Купить
Федеральное агентство связиГОУ ВПО СибГУТИкафедра СППкурс ПолитологияДомашняя письменная работа«Мораль и политика: возможен ли компромисс?»Выполнила:студентка факультета ИВТII курса группы ВМ-66Ковалева Е.А.Проверила:Логутова М.А.Новосибирск, 2008СодержаниеВведениеГоворя о морали и о политике обособленно, как о не зависящих друг от друга категориях, мы отчетливо представляем себе, как важна их роль в жизни отдельного человека и государства как наиболее мощных регуляторов общественной жизни. Мы верим в политику – в силу, сдерживающую первобытный хаос, воспринимаем ее гарантом безопасности и стабильности. Мы прибегаем к принципам морали, чтобы обеспечить себе душевное равновесие (особенно когда это экономически выгодно), порицаем себя и других за недостойное поведение. А может, и не порицаем. В том или ином случае, суть ясна: человеку нужна основа, точка отсчета, от которой строить свои поступки или же бездействие. Политика за спиной, мораль в пороховницах, все на местах.Но на границе морали и политики идут бесконечные дискуссии. Что считать нормой этики в политике, где, как сказал однажды Н. Макиавелли, «цель оправдывает средства»? Возможна ли политика там, где провозглашаются абсолютные моральные ценности? Все точки зрения имеют право на существование, но целью моей работы лежит именно компромисс между этическим и политическим сознанием, между силой и совестью. Ответ на этот вопрос я искала как в классической, так и в современной литературе. И, дабы не оставаться голословной, я сочла нужным рассмотреть результаты социологического исследования на предмет народного мнения о политике и морали. Пренебрегая частным представлением и вводя в рассуждение общественную мысль, можно подвести под теоретические изыскания реально существующую картину жизни и получить любопытные выводы.Не все конфликты решаются за круглым столом. Так и спор между политикой и моралью часто проявлялся в бунтах и смутах, революциях и реформациях; в ненависти к правящей элите, борьбе за справедливость, презрении к Отечеству и самоотверженном патриотизме.Итак, все ли средства хороши?Мораль и политика: конфронтация мышленийНесомненно, каждый человек имеет собственное мнение по любому вопросу, в том числе в отношении морали и политики. Нельзя отрицать, что мировоззрение формируется под воздействием окружения и воспитания, личного опыта, характеризуется уровнем развития, особенностями социального положения и подвержено многим другим факторам; в том числе, сама политическая обстановка влияет на развитие отношения человека к ценностям и законам. Наряду с этим, провозглашено право человека на свободу мысли и совести, и множество мнений предполагает личный выбор каждого, чего придерживаться, что отрицать, а насчет чего иметь свое оригинальное суждение.Также и каждый исследователь обосновывал свою теорию на граните собственного мировоззрения. Макиавелли, анализируя то, что видел сам, справедливо мог заметить, что в мире политики нужна практическая хватка и готовность в случае чего пойти по головам противников, решительность и понимание, что лучше обойтись меньшими жертвами, когда жертв не избежать. Толстой же, будучи убежденным христианином, утверждал, что верующему человеку будет совершенно противоестественно то, что требует от него государство, в плане уплаты налогов – части честно заработанных средств, или необходимости при случае идти на войну и убивать людей, не сделавших лично ничего плохого. При этом оба они признают, что политика – грязное дело, но первому свойственно принимать это как данность и советовать политикам «держать нос по ветру», а второму присуще отчуждение от режимов и «насаждения сверху», причем не с помощью противления, а переосмыслением своих собственных заблуждений и подчинением, прежде всего, Творцу, нежели твари.Обозначаются границы проблемы: мораль и политика – разные миры. Ощутив глубину плюрализма мнений, ознакомимся с существующими общими представлениями о пересечении этих миров.Основные концепцииИсторическая мысль развивалась в нескольких направлениях суждения о морали и политике как об областях, где возможен или невозможен компромисс. Вот наиболее выраженные из них.
  • Концепция «параллельных миров».
  • Это направление говорит о том, что политика и мораль не могут пересекаться, поскольку эти формы сознания независимы, возникают для разных целей и в принципе не сводятся друг к другу. Политика выражает противоречивые, прежде всего, экономические интересы; она по сути своей конфликтна и достигает соглашений только для достижения выгоды. Мораль же бескорыстна, устремлена к человеческим идеалам, выражает истину жизни и христианскую любовь.
  • Концепция «кентавра».
  • Древнее и довольно туманное представление, пропагандирующее сращивание политики и морали на границе соприкосновения. Еще Платон считал источником морали и идеалом нравственности государство, каковая истина призвана соединить человека и государство в единое целое. Таким же свойством обладает государство по Гегелю – как всеобщая воля и дух народа, как политическая добродетель. В таких условиях политика становится мерилом морали, а мораль – орудием политики.
  • Концепция взаимодействия.
  • Взаимодействие, по этой теории, осуществляется во взаимообусловленности и взаимопроникновении. Взаимообусловленность определяется тем, что и моральное, и политическое сознание относятся к неделимой духовной жизни общества: все, что возникает на уровне идей и концепций, отразится и в экономике; все важные исторические события отпечатываются на морали. Определяется человеческая цена политических решений, а политика создает в обществе некий «моральный климат» в виде добра, оптимизма, или, напротив, террора. Во взаимопроникновении также происходят два процесса: превращение политических идей в моральные убеждения (яркий пример – феномен патриотизма), и встраивание нравственных ценностей в политическую систему в виде критериев гуманности.На основе вышеприведенных идей можно говорить о том, что чем больше связываются понятия политики и морали, тем мягче и по-человечески понятнее становятся обе стороны монеты. К примеру, признание несовместимости морали и политики отражается в двух диаметрально противоположных парадигмах: с одной стороны, это политическое морализирование – когда политика основывается не на реальных целях и возможностях, а на абстрактных идеалах и несбыточных проектах; с другой, это аморальное политиканство с полным игнорированием какой бы то ни было нравственности....
    Другие файлы:

    Мораль и политика возможен ли компромисс

    Соотношение политики и морали
    Мораль – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. Характеристика та...

    Мораль і соціальне управління
    Мораль як форма суспільної свідомості. Мораль і соціальне управління. Мораль і релігія. Співвідношення моралі та релігії в суспільному житті. Релігійн...

    Мораль Н. Макиавелли
    Мораль и политика в творчестве Н. Макиавелли. Новые воззрения на развитие общества и государства. Развернутая концепция человека и государственной орг...

    Компромисс возможен
    Героиня романа Антония по дороге в разоренное родовое поместье, доставшееся ей по наследству, попадает в руки егерей, заподозривших ее в браконьерстве...