Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Исламский экстремизм: роль в мировой политике

Тип: курсовая работа
Категория: Политология
Скачать
Купить
Министерство образования Российской ФедерацииУдмуртский государственный университетИсторический факультетКафедра новой и новейшей истории международных отношенийМаланьина Елена ФаритовнаИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ: РОЛЬ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕДипломная работаИжевск2001ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕПРИМЕЧАНИЯГЛАВА 1. Причины подъема исламского экстремизма на современном этапе1.1 Социально-экономические факторы1.2 Особенности ислама как религии1.3 Цивилизационный конфликт1.4 Внутриполитические факторы1.5 Проблемы международных противоречийПРИМЕЧАНИЕГЛАВА 2. Идеология исламского экстремизма2.1 Идейные и исторические истоки исламского фундаментализма и экстремизма2.2 Социально-политический идеал и критика современного мирового порядка исламскими фундаменталистами2.3 Концепции политической борьбы за построение исламистского обществаПРИМЕЧАНИЯГлава 3. Организации и практика исламских экстремистовПРИМЕЧАНИЯГЛАВА 4. Исламский экстремизм в макроисторической перспективе4.1 Последствия исламского экстремизма для социального развития государств мусульманского мира4.2 Функциональная роль и перспективы исламского экстремизма в рамках современной капиталистической мир-системы (КМС)ПРИМЕЧАНИЯЗАКЛЮЧЕНИЕБИБЛИОГРАФИЯПРИМЕЧАНИЕВВЕДЕНИЕПроблема исламского экстремизма далеко не нова. Вот уже на протяжении нескольких десятилетий деятельность ряда религиозно- политических организаций является одним из дестабилизирующих факторов в ряде регионов. Террористические акции исламистских экстремистов давно перестали быть реальностью отдельного государства или региона. Религиозный, прежде всего исламский экстремизм к концу ХХ в утратил свой локальный характер и превратился в явление транснациональное. Особую озабоченность вызывает его распространение "вширь": в последние годы эта проблема неожиданно остро встала в ряде регионов СНГ (прежде всего в Центральноазиатском), и в России (Чечня). Все это делает рассмотрение данной темы особенно актуальным.Стоит отметить, что в отечественной историографии отсутствует единое понятие таких терминов как исламизм, исламский фундаментализм, исламский экстремизм. В связи с этим возникает необходимость более четко определить значение данных понятий, определить их соотношение друг с другом. В настоящей работе мы исходим из следующей терминологии.Салафиты (салафийа) - общее название мусульманских религиозных деятелей, которые в различные периоды истории выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, т.е. это религиозное течение, ратующее за восстановление чистоты ислама.Исламский фундаментализм - идеологии и политические движения, выступавшие под лозунгами салафийи (восстановления чистоты ислама). Главная декларируемая цель - захват власти и преобразование общества в строгом соответствии с принципами "чистого" ислама. Исламский фундаментализм можно разделить на два направления - умеренный и радикальный фундаментализм - по некоторых теоретическим установкам (прежде всего принцип такфир у радикалов) и в зависимости от акцента на мирные или насильственные методы борьбы. При этом, отличительная черта современного исламского фундаментализма (фундаментализма ХХ века) состоит в том, что он отвечает на вызовы все более усиливающейся глобализации мира и мощной экономической, политической и духовной экспансии капиталистического Запада.Исламизм - стадия в развитии фундаментализма, которая началась в 70-е гг. Отличается следующими параметрами: 1) выступая за укрепление ислама на официальном, государственном уровне, как правило, имеет относительно хорошо разработанную идеологическую доктрину и политическую программу; 2) его ядром являются хорошо организованные структуры (неправительственные религиозно-политические организации, партии); 3) он показал себя силой не только страновой и региональной, но и мировой (исламская революция в Иране, движение моджахедов в Афганистане)Исламский экстремизм - радикальное направление исламского фундаментализма, исповедующее насильственные формы политической борьбы.Предметом данной работы является попытка анализа исламского экстремизма как особого идейного и социально-политического феномена в современных развивающихся странах. Ввиду объемности темы автор вынужден был ограничиться главным образом странами зарубежной Азии и Африки, оставив в стороне Россию и страны Запада.При этом необходимо отметить, что...
Другие файлы:

Комплексный анализ исламского экстремизма
На протяжении последних веков исламский мир подвергался воздействию значительных внутренних и внешних кризисных явлений. По сложившейся исторической т...

Влияние ислама на мировую политику
Исламский мир в мировой политике и культуре. Вопросы морали в культурно-политическом диспуте между исламом и секулярным Западом. Своеобразие исламской...

Ислам на пороге XXI века
Авторы, основываясь на новейшем материале, анализируют процессы, происходящие в современном исламе, и тенденции в эволюции этой мировой религии, показ...

Исламский экстремизм в арабских странах
Комплексное исследование идеологии и практики экстремистских групп в странах Арабского Востока в 1967-1985 гг. и теоретический анализ проблемы полити...

Исламский экстремизм в современном мире и его воздействие на национальную безопасность России
Происхождение "теории несогласия" в исламе. Основные концепции исламских реформаторов и фундаменталистов. Ранние радикальные и экстремистские течения...