Проблемы ядерного разоружения в 60-е - 80-е годы
Министерство образования Российской ФедерацииВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет историческийКафедра Всеобщей истории ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему«Проблемы ядерного разоружения в 60-е – 80-е годы» Выполнил Мошкин А.Ф. Научный руководитель Кузьмин Ю.М. Рецензент Коршунков В.АВыпускная квалификационная работа рассмотрена на заседании кафедры и рекомендована для защиты в ГАК Зав. кафедрой___________________________________ Юнгблюд В.Т. (подпись) «____»___________________2000г.Допущена к защите Декан факультета _______________________________ Балыбердин Ю.А. (подпись) «____»__________________ 2000г.Киров 2000ПЛАНВВЕДЕНИЕВ последнее время мировое сообщество стоит перед дилеммой – нужно ему ядерное оружие или нет. Одни считают, что да. К ним можно отнести представителей тоталитарных режимов в Ираке, Северной Корее. Кроме того, имеется ядерное оружие в Индии и Пакистане. Здесь остро стоит проблема вокруг Кашмирского кризиса. С другой стороны, сторонниками частичного сохранения ядерных арсеналов являются США и Россия. Но здесь вопрос поставлен иначе. В отличие от вышеуказанных государств, в основание угла ставящих принцип агрессии, Россия и США пытаются остаться в числе «арбитров».Есть и сторонники абсолютного уничтожения всех ядерных ракет. Это прежде всего узкие социальные группы, выступающие против угрозы «ядерной зимы» и вообще против всякого насилия. Они устраивают демонстрации и акции протеста. Ядерное оружие с момента своего появления на земле представляло и представляет угрозу для существования человечества. Поэтому мировой общественности необходимо полностью уничтожить оставшиеся боеголовки, пока какой-нибудь авторитарный правитель не нажал в критическую минуту на ядерную кнопку. Чем это может обернуться, всем известно.Вспомнить хотя бы Карибский кризис, аварию на Чернобыльской АЭС, Хиросиму и Нагасаки.Огромную опасность представляют ядерные захоронения. Поэтому ученые многих стран пришли к выводу о целесообразности использования для этого Космоса. Имеется ввиду космический мусор. Это понятие вошло в обиход в последнее время. Но это дорогостоящее мероприятие. Поэтому к нему прибегают не часто. К тому же неизвестно, чем операция обернется в будущем. Ядерное оружие, которое имеется у России и США, несмотря на сокращение последних лет, способно уничтожить не только 2 государства, но и все человечество. Это придает особый характер их взаимодействию, так как несмотря на прекращение «холодной войны», модель взаимного ядерного сдерживания в российско-американских отношениях продолжает действовать. Объектом исследования данной дипломной работы являются 2 державы – СССР и США, предметом исследования – ядерное разоружение в 60-е – 80-е гг.Цель исследования – это прежде всего рассмотрение эволюции проблемы разоружения, которая приобрела после Карибского кризиса огромный масштаб.Угроза ядерного уничтожения планеты оправдывает и объясняет тот факт, что государства замыкаются в своих территориях. Она также объясняет всемогущество понятия государственных интересов. С моральной точки зрения, порядок, который устанавливался в мире, а также практика государств, узаконивавшая его, в корне были неприемлемы. Но и с теоретической точки зрения с ними нельзя было мириться:было бы безумием согласиться с существованием такого порядка в мире. Ибо ничего хорошего он не сулил, поскольку эскалация конфликта постоянно горячила почву. Единственное, что этот порядок мог породить, - это отчаяние, насилие и смерть.В джунглях нельзя долго оставаться спокойным за свою жизнь.Изучение ядерного противостояния США и СССР в период с 1963 по 1991 год весьма актуально для освещения истинных причин исторических событий того времени.Однако изучение этого противостояния стало возможным лишь с опубликованием Меморандума о договоренности об установлении исходных данных, в связи с Договором 1991 г. между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).Этот Меморандум, рассекретивший количество, тиры, дислокацию и тактико-технические характеристики советских ракет, стратегических бомбардировщиков, подводных лодок – носителей баллистических ракет, стал надгробным памятником советским стратегическим ядерным силам.При написании работы использовались такие журналы как «Международная жизнь», «Новое время», «Новая и новейшая история», «Мировая экономика и международные отношения», «США – экономика, политика, идеология», «Эхо планеты».Использовались также документы и материалы «Борьба СССР против ядерной опасности, гонки вооружений, за разоружение» справочник «Разоружение».Нами была также использована книга авторского коллектива, в которой он ставил перед собой задачу проанализировать различные стороны и аспекты международной безопасности и разоружения, показать взаимоотношения и связи между ними. Особое внимание авторов привлекли вопросы предотвращения мировой термоядерной войны, угроза которой становилась все более ощутимой. Вопросы войны и мира всегда привлекали к себе внимание ученых. Большую роль сыграли ученые в деле становления движения сторонников мира после 2 мировой войны. Борцы за мир вечно будут помнить выдающихся деятелей науки, чьи имена связаны с первыми конгрессами мира, со Стокгольмским воззванием, с другими акциями против военной угрозы. Это Ф.Жолио-Кюри, Дж.Бернал, Л.Инфельд и многие другие выдающиеся деятели науки. В середине 80-ых гг. задача научного исследования проблем мира была особенно значимой. Проблема международной безопасности, мира и разоружения в большинстве своем носила комплексный характер, они являлись результатом совместного действия взаимосвязанных процессов экономического, социального, политического характера. Комплексный подход к исследованию проблем международной безопасности и разоружения предопределил во многом структуру монографии. В первом ее разделе анализируется совокупность вопросов разоружения и ограничения гонки вооружения. 2 раздел посвящен некоторым региональным проблемам международной безопасности. В 3 разделе рассматриваются вопросы развития антивоенного движения и борьбы против идеологии и политики милитаризма. Последний, 4 раздел монографии содержит в себе анализ социально-э...