Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Японская модель развития общества

Тип: контрольная работа
Категория: История
Скачать
Купить
Политическая система Японии, уникальное сочетание истинно восточных и традиционно западных ценностей. Факторы, влияющие на формирование национального характера. Политическая культура. Экономическая модель. Промышленный подъем, конституционная реформа.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

япония политический экономический реформа

Политическая система - это совокупность политических знаний, убеждений, принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей. Она демонстрирует, насколько человеком освоены общезначимые и общепризнанные образцы политического мышления и поведения.

На протяжении многих лет Япония формировала свою культуру, в том числе и политическую, на основе заимствования религиозных доктрин буддизма и конфуцианской этико-религиозной системы. Однако, начиная с реставрации Мэйдзи (1868 г.), эта страна стала стремительно вестернизироваться. Пик вестернизации Японии приходится на годы американской военной оккупации (1945-1952 гг.), когда страна особенно активно приобщалась к ценностям западной политической культуры.

Долгое время японцы учились у Запада, руководствуясь принципом «восточный дух - западные технологии». Тем не менее, в последнее время японцы добились таких ощутимых успехов не только в технологическом развитии, но и в сохранении своей национальной духовной культуры, что и дух, и технологии стали по праву именоваться японскими.

Современная политическая жизнь Японии представляет несомненный интерес в силу уникального сочетания в ней истинно восточных и традиционно западных ценностей. Япония - редкий пример гармонии этих отношений: позаимствовав на Западе основные элементы современной институциональной системы, она сохранила верность своему прошлому. Многовековые политические традиции, этническая, религиозная, культурная и социальная однородность вместе с удаленным географическим положением обеспечили Японии особую национальную сплоченность.

В данной работе перед нами стоит цель, рассмотреть Японскую модель развития и ее специфические особенности.

1. Политическая система Японии

Юридически Япония - конституционная монархия, так как со времени манифеста 1889 г. в ней действуют конституция и народное представительство [2, с. 352]. Однако основы современной политической системы были заложены конституцией 1947 г. Ее важнейшим положением явилось признание суверенитета народа, основных прав человека, принципов разделения властей и местного самоуправления. Япония получила статус страны с парламентской демократией.

Институт императорской власти в настоящее время не является центральным звеном политической структуры этого государства. Император (Микадо) не выполняет функции главы государства, хотя его власть, согласно конституции, считается божественной и он обладает значительным авторитетом и влиянием. Говоря современным языком, император является символом «государства и единства нации», харизматическим лидером народа [3, с. 10].

Современная политическая система Японии не так существенно отличается от политических систем европейских государств, чего нельзя сказать о ее политической культуре, для которой характерно большее своеобразие. Это своеобразие связано, прежде всего, с национальным характером, менталитетом японского народа. В современной науке под национальным характером принято понимать совокупность наиболее ярких волевых и эмоциональных качеств, присущих определенному народу. Например, российский психолог Д. В. Ольшанский под национальным характером понимает «совокупность наиболее устойчивых, характерных для данной национальной общности особенностей восприятиия окружающего мира и форм реакций на него» [4, с. 294].

На формирование национального характера влияют многие факторы, к числу которых относятся природно-климатические условия, культура, религия, исторические реалии и т. д. Становление японского менталитета отличается рядом таких особенностей, как островное положение страны, а следовательно, относительной изолированностью от других культур; этнической однородностью населения; умением заимствовать и быстро адаптировать заимствования к своему бытию; отсутствием в истории страны длительных периодов иноземного господства; особым отношением к религии и многим другим. Главными же факторами в формировании мироощущения современных японцев являются два момента - социально-поведенческие характеристики, которые вырабатываются, формируются соответствующим воспитанием, и культурно-религиозный комплекс.

Многовековые политические традиции, этническая, религиозная, культурная и социальная однородность вместе с удаленным географическим положением обеспечили Японии особую национальную сплоченность [1, с. 485].

Традиция морально-нравственного воспитания в Японии на протяжении многих веков была связана с конфуцианской доктриной, которая провозглашала необходимость уважительного отношения к другим людям, особенно старшим. Важнейшая задача воспитания в Японии - сделать из ребенка человека. По японским нравственным понятиям существуют три главных добродетели людей - мужество, искренность и любовь. Основанием мужества служит твердая воля и дееспособность. Первая связывается с выносливостью, под которой понимаются самообладание и уравновешенность характера; под дееспособностью разумеются решимость и храбрость не только против внешних но и внутренних врагов, каковыми являются «злые духи в душе и теле человека». Под искренностью подразумевается справедливость, а любовь понимается в самом широком смысле слова как доброжелательность, милосердие, человеколюбие и великодушие [2, с. 440-442].

Отличительными чертами японского национального характера являются развитое чувство долга, чести, ответственности, самодисциплины и трудолюбие. Как отмечают исследователи, «с детства каждому японцу внедряется в сознание чувство долга, продиктованное внутренней убежденностью в том, что следует поступать так, а не иначе. Долг - это моральное обязательство, которое человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Чувство долга обусловлено знаниями и высшими принципами, в которые вкладывается стремление к знаниям, обязанность учиться, постигать мудрость предков» [5, с. 54].

Что касается трудолюбия, то это качество сформировано у японцев самой жизнью. Чтобы преуспеть в этой островной стране (бедной природными ресурсами, площадь которой сопоставима с территорией Беларуси, с населением более 100 млн. жителей), надо быть очень трудолюбивым, терпеливым и работоспособным. По-другому просто нельзя. Если на Западе работа есть то, что не делают, если за это не платят, то для японца труд является основным содержанием жизни. Более того, в отличие от европейского понимания труда как средства достижения цели, труд для японца есть средство непрерывного совершенствования, умения сегодня делать свою работу лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня.

Когда в Японии произошла авария на АЭС Фукусима-1, все зарубежные средства массовой информации отмечали стоицизм японцев, характеризуя их реакцию на происходящее. Катастрофу такого масштаба они приняли с достоинством и без паники. Как рассказывала корреспонденту газеты «Аргументы и факты» американка К. Мастерс, работающая в Токио по контракту в одной из японских корпораций, «японцы - удивительная нация… Удивительно, но потерпевшие районы не погрузились в хаос, мародерство и насилие, как это происходит во многих странах в критических ситуациях. Жители даже разрушенных городов остаются спокойными, дисциплинированными и организованными» [6, с. 7]. Для менталитета японцев характерна особенность, которая в научной литературе получила название «японского группизма». «Японское общество, - пишет В. В. Овчинников, - это общество групп. Каждый человек постоянно чувствует себя частью какой-то группы - то ли семьи, то ли общины, то ли фирмы. Он привык мыслить и действовать сообща, приучен подчиняться воле группы и вести себя соответственно своему положению в ней» [7, с. 75]. Таким образом, суть группизма - в приоритетности интересов группы перед интересами индивида, склонность к компромиссу и конформизму во имя сохранения целостности группы, стремление добиваться консенсуса при выработке решений, активное стремление каждого индивида к координации своих усилий с усилиями других членов группы, потребность в отождествлении себя с какой-либо общностью и покровительстве с ее стороны.

Для национальной психологии японцев традиционно характерно преклонение перед государственной властью, почтительность по отношению к вышестоящим. В сочетании с более древним групповым сознанием это вело к тому, что интересы личности оказывались все более оттесненными на задний план групповыми интересами, в свою очередь играющими подчиненную роль по отношению к группе более высокого иерархического уровня и в конечном счете - по отношению к государству в целом.

Таким образом, японцам свойственны черты характера, которые в течение долгого времени позволяли нации выживать в тяжелых природных условиях, коллективно решать задачи и жить по законам гармонии с природой и обществом. Являясь результатом историко-культурного развития, национальный характер оказывает сильное влияние на господствующую в стране систему ценностных ориентаций, в том числе в политической жизни, т. е. на политическую культуру.

2. Политическая культура Японии

Японская политическая культура складывалась веками. Вначале это была традиционная политическая культура, которая формировалась до революции Мэйдзи, положившей конец изоляции Японии от внешнего мира и способствовавшей проникновению в страну достижений европейской цивилизации. До этого японское общество имело собственную политическую культуру, сформировавшуюся на ином, во многом отличном от европейского, идейном материале. Эта культура включала в себя материальные и духовные цен...

Другие файлы:

Японская экономическая модель
В книге исследуются японская экономическая модель и истоки ее истинной конкурентоспособности. Делаются выводы о том, что нужно сделать японским фирмам...

Японская модель управления 2

Японская модель менеджмента 4

Японская модель экономической системы

Японская экономическая модель в послевоенные годы