Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Университетское образование в России

Тип: курсовая работа
Категория: История
Скачать
Купить
Предпосылки появления просвещения в России. Формирование системы университетского образования, анализ истории и традиций на примере Петербургской академии наук: задачи, персоналии, хронологические рамки. Тенденции развития высшего образования в России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение:

Образование - это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Образование является необходимым условием сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование.

Российское университетское образование сформировалось, основываясь на историческом опыте воспитания и образования славянских народов, поэтому §1 первой главы моей курсовой работы я решила посвятить зарождению и историческим предпосылкам появления просвещения в России. Обращая внимание на этимологию термина «воспитание» необходимо выделить корень этого слова - «питать». Исконно воспитание рассматривалось как взросление члена семьи, рода, общины. В наше время образование, а в частности высшее (университетское) образование, воспитывает в человеке такие социально-культурные качества и формирование интеллектуальной элиты с её культом книжной, кабинетной работы, самоанализа, самостоятельности суждений.

§2 моей работы я посвятила специфике формирования университетского образования в России, для того чтобы узреть историческую традицию и важность персоналий в выборе и внедрении определенных социальных институтов для развития российской науки и высшего образования.

§3 посвящен гимназии и университету при Академии наук.

В §4 подробно остановлюсь на академии наук на важнейших этапах её развития.

Современные процессы интеграции науки и образования заставляют по-новому осмыслить традиции университетского образования в России. Вхождение в Болонский процесс (процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования, официально начавшися19 июня 1999 года в г. Болонья) предполагает осмысление достижений университетского образования в нашей стране и соединение их с международным опытом.

Формирование системы высшего образования в России шло путем заимствования западноевропейских культурных образцов. Учитывая накопленный опыт, все достоинства и недостатки, для того чтобы суметь приспособить к своеобразию страны.

В истории российского университетского образования наблюдались две альтернативные тенденции: «прогрессивная» и «регрессивная». Первая связана с высокой оценкой университетов и предоставлением им возможностей автономии, а так же гарантий определенных гражданских прав членам «университетской корпорации». Вторая - с отрицательной оценкой деятельности университетов и, соответственно, с серьезными ограничениями их автономии. Последнее вело к очередным университетским реформам, которых в течение XIX было несколько.

В истории российского университетского образования важнейшую роль играли не столько глобальные социальные закономерности, сколько конкретные личности: Петр Великий, первый российский император, по инициативе которого были открыты многие учебные заведения, в том числе Академия наук; Ломоносов М.В., первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, по его инициативе основан Московский университет (1755) и др.

История университетского образования не была безоблачной, демократические начинания перемешались эпохами гонений на свободу мысли и бессмысленными гонениями: усиление идеологических требований, затруднение притока свежей информации и контактов с международным академическим сообществом и многое другое повлияло в свое время на развитие университетское образования.

В настоящее время мы наблюдаем быстрый рост количества университетов в нашей стране. И дело не в общем увеличении числа высших учебных заведений определенного типа, а в том, что стало очень модным и престижным именоваться университетом. Мы видим, что бывшие педагогические институты становятся педагогическими университетами, технические вузы - техническими университетами. Сама суть идеи университета в том, что он должен давать не только специальное, но и общее образование, которое в свое время как раз и называлось университетским. «Среди ученых появляется иногда узкий профессиональный дух, такой же, какой появляется среди людей, занимающихся какой-либо другой специальностью. Но, конечно, университет как раз является местом, где можно преодолеть тенденцию людей разбиваться на замкнутые кружки, в которых, именно благодаря их замкнутости, господствуют мелкие цеховые интересы. Мы теряем преимущество быть объединением различных специальностей, если не пытаемся до некоторой степени впитать дух науки даже со стороны тех, чья специальная отрасль знания отлична от нашей». Джеймс Клерк Максвелл.

Актуальность темы курсовой работы:

Идея университетского образования отнюдь не устарела и в век специализации, которая связана с научно-техническим прогрессом, вследствие которого повышаются требования к уровню квалифицированности кадров. Более того она стала все более злободневной. Наши старые университеты сплошь и рядом превращаются в объединение обособленных друг от друга факультетов, связанных только административно.

Я, являясь студенткой Челябинской государственной академии культуры и искусств, хочу изучить историю университетского образования своей страны в рамках предмета история искусств. Эту тему я выбрала, потому что считаю, что образование помогает человеку гораздо глубже и полнее понять искусство во всей его красоте и изяществе, для чего, на мой взгляд, и существует предмет История Искусств.

Объектом моей курсовой работы является университетское образование в России и его традиции.

Предметом же, я выделила Петербургскую Академию наук, основанную в 1724 году.

Цель курсовой работы:

ь Рассмотреть историю формирования системы университетского образования в России и зарождения образования в целом.

ь Анализировать историю и традиции университетского образования на примере Петербургской академии наук.

Исходя из цели моей курсовой работы, выделим следующие задачи:

ь Ознакомиться и литературу по теме работы.

ь Оценить важность персоналий в истории формирования системы университетского образования в России.

ь Установить хронологические рамки.

ь Определить задачи университетского образования.

ь Узнать о тенденциях развития системы высшего образования в России.

Теоретической основой работы послужили исследования отечественных ученых по заявленной теме, в числе которых публикации М. Розова, П.П. Пекарского, И.Н. Емельяновой, Н. Кузнецовой и др.

Глава 1. Образование от древности до просвещения

§1 «От куда есть пошла…»

Воспитание и образование, точнее сказать обучение, у древних славян связно с распадом родоплеменной традиции в связи с формированием государств. В древнерусском государстве воспитание и образование имело семейно-сословный характер вместо общинно-равного. Основными социальными слоями в ту пору были общинники-земледельцы, ремесленники, знать с дружинниками. При сохранении многих традиционных черт уклада жизни и воспитания у общинников и ремесленников преобладало трудовое воспитание, широко распространено было наследственное ученичество. У знати первоочередной задачей была необходимость обучения ратному делу и руководству общиной. Особая роль в образовании и воспитании предоставлялась жрецам, которые, помимо общеобразовательной подготовки, обучали культовым знаниям и пиктографическому письму. Большое внимание уделялось выработке таких качеств как, честность, исполнительность, смекалка. Значительную роль в воспитании играли ритуалы и обряды, ненавязчиво позволяющие передавать опыт поколений, трудовые навыки.

Народная педагогика того времени широко опиралась на многочисленные природные приметы.

Заметную роль в воспитании выполняли народные сказки. Их герои часто были воплощением лучших черт русского национального характера. Характерно, что трудолюбие, патриотизм, доброта, присущие героям сказок, выходцам из простого народа (Иван Крестьянский сын, Никита Кожемяка, знаменитые три богатыря), часто сочетались и с образованностью.

В ранний период российской государственности (X-XII вв.) принципиально важным шагом в русской общественно-политической истории, развитии культуры и образования явилось создание государства киевская Русь. На развитие образование в тот период истории повлияло, в числе прочих факторов, принятие христианства на Руси в 998г., это событие определило дальнейшую судьбу русского народа и русской культур. Это событие не было результатом своеволия одного правителя или стечения обстоятельств, а имел основательные исторические предпосылки. Славянские племена были связаны торговыми и культурными связями между собой, так и с Византией. Языковая общность различных славянских народов получила особенно устойчивое основание с созданием письменного славянского языка и азбуки, в которых великую роль сыграла византийская культура и образованность. Создатели славянской азбуки, братья Кирилл и Мефодий, обучались в Магнавре в пору расцвета Византии. Старославянский, или староболгарский письменный язык был пригоден и прямо предназначен для «книжного учения», столь характерного для византийской христианской культуры.

Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885), создав азбуку, открыли и первую школу с преподаванием на славянском языке (в 863г. в Велиграде, столице Моравского княж...

Другие файлы:

Разработка программы курса "Университетское образование" для дополнительного образования школьников пятого класса
Описание структуры университетского образования. Теоретическое мышление, авторское действие в подростковом возрасте. Построение курса "Университетское...

Организация тура с образовательной программой на примере Франции, Сорбонны
Популярность образовательного туризма. Полноценное университетское образование в Великобритании, Канаде и Швейцарии. История и культура Франции. Госуд...

Музыкальное образование в Республике Татарстан как часть культурной политики России XX-XXI вв.
Культурная политика России XX-XXI веков. Становление музыкального образования в России. Музыкальное образование в Республике Татарстан и его значение...

Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция
Образование в России. Понятийный аппарат современной педагогике. Образование в странах западной Европы (США, Голландия и Кипр). Болонская система в Ро...

Образование в России в конце XIX- начале XX века
Основной тип школы в России. Народное образование в России в конце XIX – начале XXв. и проблемы его преобразования. Деятельность сельских школ. Педаго...