Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Теоретические основы вероятностно-смыслового похода к истории

Тип: курсовая работа
Категория: История
Скачать
Купить
Историческая действительность как историко-эпистемологический феномен. Теории исторического процесса как знаковые смысловые системы. Семантика теорий исторического процесса с позиций герменевтики. Вероятностно упорядоченный характер исторического знания.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Теоретические основы вероятностно-смыслового похода к истории

Содержание

вероятностный семантика исторический

1. Историческая действительность как историко-эпистемологический феномен. Теории и концепции исторического процесса как знаковые смысловые системы

1.1 Свойства исторической действительности как эпистемологического феномена

1.2 Специфика историко-эпистемологического подхода к изучению исторической действительности

1.3 Теории и концепции исторического процесса как семиотические системы

1.4.Динамическая модель семиотической системы Ю.М. Лотмана

Выводы

2. Семантика теорий и концепций исторического процесса с позиций герменевтики

2.1 Проблема понимания в научно-познавательной деятельности

2.2 Концепции понимания А.Л. Никифорова, Н.С. Автономовой и В.У. Бабушкина

Выводы

3.Вероятностно упорядоченный характер исторического знания. Методы познания исторических явлений и процессов, имеющих вероятностную природу

3.1 Вероятностно упорядоченный характер исторического знания

3.2 Вероятностные логики в гуманитарном знании. Логика В.В. Налимова

Выводы

Список использованной литературы

1. Историческая действительность как историко-эпистемологический феномен. Теории и концепции исторического процесса как знаковые смысловые системы

1.1 Свойства исторической действительности как эпистемологического феномена

Объективная реальность полионтична. Одной из специфических форм ее бытия является историческая действительность. Ее специфика заключается в том, что она носит чисто умозрительный характер. Как реальность она как бы не существует и существует одновременно. Не существует в том смысле что непосредственно, «здесь и теперь» ее наблюдать мы не можем. Исторический факт объективно нельзя повторить. Каждый исторический факт в силу его неповторимости уникален. Эксперимент в исторической науке в принципе невозможен.

Вместе с тем она существует - в отраженной форме: в различного рода документах, памятниках прошлого, научных теорий, концепций, мыслительных образов. Все это - продукты исторического сознания, вне которого исторической действительности не существует.

Историческое сознание - это система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание исторического прошлого социальными субъектами (индивидами, группами, классами,

общностями).

Историческое сознание по своему структурному содержанию неоднородно. В его структуре можно выделить массовый и индивидуальный, обыденный и научно-теоретический уровни. Массовое историческое сознание - это реально действующее историческое сознание той или иной массовой общности людей. Его состояние выражают общественное мнение и общественное настроение. Индивидуальное историческое сознание - это система познавательных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью истории.

Обыденное историческое сознание формируется на базе жизненного опыта людей. Ему свойственны такие черты, как: противоречивость, отрывочность, несистематизированность, повышенная эмоциональность, устойчивость и инерционность. Научно-теоретическое историческое сознание формируется профессиональными историками, философами и социологами на основе целенаправленного изучения исторического процесса. Ему свойственны такие черты, как целостность и систематизированность.

В своем исследовании мы будем вести речь, естественно, о научно-теоретическом историческом сознании. Продуктами именно научно-теоретического сознания являются исторические теории, концепции, различного рода историописания - объект нашего исследования. В их совокупности и репрезентируется историческая действительность.

Феноменологически можно выделить две формы репрезентации исторической действительности - субъективную (представленную конкретными, авторскими исследованиями или описаниями) и объективированную - обобщенный, собирательный образ, общепризнанная научная картина исторической действительности.

Единой, универсальной объективированной формы репрезентации исторической действительности нет. Исторически сложились три ее интерпретации - индивидуалистская, структуралистская и холистическая . Первая из них, наиболее полно выраженная в трудах Г. Риккерта, состоит в истолковании объективированной исторической реальности как временной связи неповторимых событий. Структуралистская интерпретация, наиболее ярко представленная в марксистских работах, у последователей Э. Дюркгейма. Точка зрения структуралистов состоит в истолковании объективированной исторической действительности как слабо интегрированной структуры факторов, позволяющую вычленить относительно устойчивые взаимосвязи. При холистической же интерпретации, наиболее ярко представленной в трудах представителей французской "школы "Анналов", объективированная историческая действительность рассматривается как целостная взаимосвязь событий и ситуаций [347, с.8, 13]. Этой интерпретации придерживаемся и мы в своем исследовании.

Субъективная историческая действительность как умозрительный феномен обладает специфическими свойствами. Созданная посредством сознания историческая реальность подчиняется своим «законам природы». Так, исторической действительности свойственно свое, историческое, время - время, не знающее модусов настоящего и будущего. Отсюда - свойственная истории безалътернативностъ: ведь прошлое - это линия реализации одной возможности. Специфично и историческое пространство. Как мир исторических понятий, образов, идей, представлений и смыслов историческое пространство является разновидностью интеллектуального пространства.

Субъективное восприятие истории имеет для исторического познания важные последствия. Во-первых, в сознании каждого человека существует свой субъективный образ исторического прошлого. Более или менее точный, но принципиально нетождественный отображаемой исторической действительности. Подчеркнем: объективной (т.е. существующей независимо от нашего сознания) исторической реальности нет, как нет объективных исторических закономерностей, понятий. Последние являются абстракциями, символами, позволяющими людям лучше понять историческое прошлое. Объективно существуют лишь исторические источники, в которых отражены (опять же подчас в субъективной форме) те или иные исторические явления или события. Но есть объективное стремление историков отразить прошлое в своих исследованиях с максимальной степенью достоверности. Достоверность же определяется сложным источниковедческим анализом, который продуктивен только при большой источниковедческой базе. Чем меньше источников - тем больше субъективизма в реконструкции исторического прошлого.

Во-вторых, каждый человек обращается к историческому прошлому, исследуя определенные цели. Следовательно, изучение исторической действительности носит целенаправленный характер. Но зачем люди обращаются к историческому прошлому? В самом общем виде ответ будет такой: для того, чтобы лучше освоить исторический опыт. Исторический опыт, по мнению В.В. Алексеева, - «это преемственность знаний и умений поколений, концентрированное выражение социальной практики прошлого и функционирования социума в окружающей среде, ориентированное на выявление закономерностей общественного развития, на получение знаний, обеспечивающих повышение обоснованности решений проблем современности» [7, с.6].

Извлекая уроки из прошлого, люди стремятся лучше понять современность, самих себя. Именно этим определяется актуальность исторических исследований - то, что называется «социальным «заказом». Отсюда - «мода» на изучение тех или иных проблем на разных этапах развития исторической науки.

В прошлом нас привлекает то, что приобретает актуальность сегодня. Поэтому историю и именуют памятью человечества. Ведь память хранит все, что мы пережили, но воспроизводит то, что имеет смысл и значение для нас здесь и сейчас. Отсюда - избирательный характер исторических исследований: подбор, систематизация, интерпретация исторических фактов определяются целями исследования. Цели исследований предопределяют их результат: мы ищем и находим в истории то, что хотим найти. Цели же исследования определяются не только социальным заказом, но и личной системой ценностей и приоритетов историка. Отсюда -разнообразие методологических подходов в исторических исследованиях.

Таким образом, историческое прошлое - это события, происходившие в развитии человеческого общества, имеющие принципиальное значение для понимания смысла, сути, качественного своеобразия развития в прошлом человеческого общества в целом и отдельных социальных общностей в целях лучшего познания людьми настоящего и будущего. Отсюда главное свойство исторической действительности - его семантичностъ.

1.2 Специфика историко-эпистемологического подхода к изучению исторической действительности

Предметом нашего исследования является анализ теорий и концепций исторического развития как продуктов процесса исторического познания. Следовательно, их анализ мы будем проводить с позиций исторической эпистемологии - теории исторического познания.

С позиций эпистемологии теории и концепции исторического процесса являются продуктом научного познания исторической действительности.

Изучением исторической действ...

Другие файлы:

Средства смыслового выделения во французском языке
Основа смыслового выделения. Актуальное членение предложения. Интонация, синтаксические и лексические средства как основные средства смыслового выраже...

Вероятностно-статистический анализ продаж автомобилей BMW
Генеральная, выборочная совокупность. Методологические основы вероятностно-статистического анализа. Функции MathCad, предназначенные для решения задач...

Дневник участника детского крестового похода
Обзор фактов из истории Крестовых походов, начавшейся в XII в. "Крестовым походом бедноты", и закончившейся в XV в. походом, получившим название "Севе...

Неклассические теории и концепции исторического процесса с позиций вероятностно-смыслового подхода
Неоформационная, неоцивилизационная и клиометрическая логико-семиотические подгруппы. Институциональное развитие народного хозяйства. Модернизационная...

Разработка маршрута туристского похода
Основная методика разработки маршрута, критерии выбора района и протяженность рекреационно-оздоровительного похода. Понятие термина "нитка маршрута"....