Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Становление и развитие государственности Приднестровья

Тип: курсовая работа
Категория: История
Скачать
Купить
Формирование основ конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики. Правовая база создания и функционирования Координационного совета Приднестровского региона. Развитие системы и определение функций высших органов государственной власти.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

Становление и развитие государственности Приднестровья

1. Формирование основ конституционного строя ПМР

Процесс становления Приднестровской Молдавской Республики можно проследить, анализируя события 1990-1991 гг. 2 июня 1990 г. представители местных Советов народных депутатов Приднестровского региона Молдавской ССР провели 1 съезд народных депутатов МССР, городских, районных и сельских Советов Приднестровского региона. На нем решались политические и экономические вопросы, связанные с ситуацией в Молдавской ССР в целом, и в Приднестровье в частности. Делегаты съезда сформировали Координационный совет, который первоначально планировался преимущественно как экономический совещательный орган, но на съезде было решено возложить на него и некоторые политические функции. Итогом работы I съезда стало принятие Декларации "О социально-экономическом развитии Приднестровья".

Помимо экономических положений (о развитии хозяйственных отношений, провозглашении рыночных отношений, признании многообразия форм собственности) Декларация содержала и важнейшие политические нормы построения государственной власти (передача власти Советам народных депутатов, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, аполитичность должностных лиц любого уровня всех ветвей власти). Документ закреплял некоторые права и свободы граждан (политический плюрализм, равенство национальностей, свободное развитие культуры и языков, свобода национального самоопределения личности), ставшие основой конституционного строя Приднестровья. В Декларации также были оговорены полномочия Координационного совета.

Правовой базой создания и функционирования Координационного совета Приднестровского региона послужил закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990 г. В соответствии с этим законодательным актом сельские населенные пункты, поселки, города, в целях наиболее полной реализации своих прав и отстаивания интересов, могли объединяться в ассоциации. Кроме того, местные Советы народных депутатов были вправе образовывать территориальные и межтерриториальные, отраслевые и межотраслевые органы управления, утверждать их структуру и штаты.

На основании положений названного закона съезд на территории Приднестровья провозгласил установление "власти" Координационного совета. На него же возлагались функции нредставительства социально-экономических интересов Приднестровского региона на всех уровнях, в том числе и в отношениях с государственными и иными организациями СССР, союзными и автономными республиками. Кроме того, Координационный совет совместно с Верховными Советами СССР и МССР должен был определить условия нахождения конкретных объектов собственности Союза ССР и Молдавской ССР на территории Приднестровья, создать исполнительный комитет для руководства действиями, направленными на развитие народного хозяйства региона. Решения Координационного совета вступали в силу только после их одобрения городскими и районными Советами народных депутатов или их президиумами.

II Чрезвычайный съезд народных депутатов всех уровней Приднестровского региона состоялся 2 сентября 1990 г. в Тирасполе. Главными на повестке дня стали вопрос о дальнейшем развитии края в связи с обострением общественно-политической обстановки в Молдове, оказывающей негативное влияние на социально-экономическую стабильность в регионе, и проблема установления государственности в Приднестровье через волеизъявление народа, выраженное им на референдумах и сходах, которые прошли на всей территории.

Важнейшим итогом заседания съезда стало принятие Постановления об образовании в составе Союза ССР Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР). Первым высшим органом государственной власти ПМССР был провозглашен Временный Верховный Совет в составе 50 депутатов, которому поручалось до 1 декабря 1990 г. провести выборы в Верховный Совет ПМССР. Временный Верховный Совет, Председателем которого стал И.Н Смирнов, учреждал комиссии, формировал органы исполнительной власти Приднестровской МССР. На территории республики провозглашалось действие законодательства Союза ССР и не противоречащих ему законодательных актов МССР, принятых до 30 августа 1989 г.

10 декабря 1991 г. для реализации такого важного признака государства, как собственное законодательство, Верховный Совет принял постановление "О порядке применения законодательства на территории Приднестровской Молдавской Республики". В соответствии с данным постановлением в регионе стали действовать (за некоторым исключением) все кодексы МССР с внесенными изменениями, а иные законодательные акты лишь в части, не противоречащей Конституции и актам ПМР.

11 съездом был принят Декрет о государственной власти, где высшим органом законодательной власти провозглашался съезд народных депутатов всех уровней, а на Верховный Совет и его Президиум возлагались обязанности по осуществлению государственной власти и исполнительно-распорядительных функций в период между сессиями. Декрет не содержал положений о главе государства и республиканских органах исполнительной власти, но в то же время провозглашал независимость судебной власти и подчинение ее исключительно закону.

2 сентября 1991 г. постановлениями Верховного Совета на основе атрибутики Молдавской ССР, действовавшей до 1990 г., были установлены символы государственной власти ПМССР - флаг и герб. 5 ноября Верховный Совет, учитывая пожелания жителей региона, постановил именовать территориальное новообразование "Приднестровская Молдавская Республика".

Временный Верховный Совет в период со 2 сентября по 25 ноября 1990 г. решал вопросы по созданию органов исполнительной власти и назначению их руководителей, а также политические вопросы по установлению связей с органами государственной власти Союза ССР и других союзных республик.

Первыми конституционными актами, принятыми 8 декабря 1990 г. Временным Верховным Советом первого созыва, стали Декларация о суверенитете Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики и новая редакция Декрета о государственной власти, еще более развивающая принцип разделения ветвей власти. Фактически в отсутствие основного закона республики данные правовые акты можно расценивать в качестве такового, поскольку Декларация о суверенитете провозглашала ПМССР суверенным государством, утверждала разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, устанавливала территориальные пределы республики, определяла высшие органы государственной власти.

Данный правовой акт имел большое значение и для развития хозяйственных отношений в ПМССР. Он отражал новый взгляд на формы собственности - основой хозяйствования признавались рыночные отношения без какого-либо вмешательства со стороны Советов или исполнительных органов власти. Земля и природные ресурсы стали государственной собственностью. Декларация содержала нормы, устанавливающие отдельные права и свободы граждан: право на здоровую экологическую среду, на национальную принадлежность, на свободное культурное развитие, свободу совести, равноправие языков.

Декрет о государственной власти детализировал вопросы, касающиеся основных принципов формирования, деятельности и взаимодействия органов высшей государственной власти в соответствии с принципами разделения властей, закреплял независимость судей и народных заседателей, равенство граждан перед законом и судом, политический плюрализм.

Следует отметить, что Декрет о государственной власти, принятый Верховным Советом первого созыва, принципиально отличался от одноименного правового акта, принятого на II Чрезвычайном съезде народных депутатов Приднестровского региона, подходом к формированию органов государственной власти и их полномочиям. В соответствии с Декретом определялись высшие органы государственной власти. Высшим законодательным и контролирующим органом стал Верховный Совет в составе двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей. Органы исполнительной власти, согласно закрепленным в Декрете нормам, возглавлял Председатель ПМССР. О третьей ветви власти - судебной - в документе говорится лишь как о независимой, поскольку соответствующая структура в Декрете отсутствовала. Таким образом, данным документом подтверждалось действие на территории Приднестровья принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Местными органами власти являлись Советы, обладавшие всей полнотой власти на подведомственной территории и формировавшие подотчетные исполнительные органы местного самоуправления. Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории ПМССР осуществляла Прокуратура - государственный орган, подотчетный Верховному Совету. Правовым актом, послужившим основой Конституции ПМССР от 2 сентября 1991 г., являлась Декларация о независимости ПМССР, принятая 25 августа 1991 г.

2. Конституции Приднестровской Молдавской Республики 1991 г., 1995 г., новая редакция Конституции 2000 г.

Анализируя положения Конституции ПМССР от 2 сентября 1991 г. и Конституции от 24 декабря 1995 г., а также последние изменения и дополнения, внесенные соответствующим конституционным законом от 22 июня 2000 г., можно определить путь становления и развития государственности Приднестровской Молдавской Республики.

Принятие трех вариантов Основного закона республики (Конституции) всего за десять лет ее существования свидетельствует о напряженном процессе поиска наиболее рациональных вариантов формирования, об этапах деятельности высших органов государственной власти, формах правления,*а также о качественных изменениях ф...

Другие файлы:

Государственность Приднестровья: история и современность
В книге освещается исторический путь, пройденный народом Приднестровья в XX - начале XXI в. Особое внимание уделяется формированию, потере и воссоздан...

Аграрный сектор Приднестровья в послевоенный период
Восстановление сельского хозяйства после Великой Отечественной войны. Развитие аграрного комплекса Приднестровья. Основные преобразования в сельскохоз...

Становление российской государственности
Государство — основной институт политической системы, его признаки. Становление и развитие российской государственности. РФ в планах международных орг...

История развития экономики Приднестровья в переходный период 1990-2000 гг. XX века
Макроэкономическая характеристика Приднестровья. Развитие отношений собственности и предпринимательства. Особенности развития промышленности, сельског...

Становление римской государственности. Социально-экономическое и политическое развитие царского Рима
Хозяйственное развитие и аграрные отношения в царском Риме. Становление римской государственности. Род. Триба. Курия. Семья. Римская община в VIII-VII...