Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Состав и организация флота в начале ХХ века

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Основные классы военно-морского флота. Введение контрминоносцеы и госпитальных судов. Воссоздание военно-морских сил России после войны с Японией. Первоначальное назначение подводных лодок. Разряды кораблей в Балтийском, Черном морях и на Тихом океане.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

План

Введение

1. Состав и организация флота в начале ХХ века

2. Судостроительная программа

3. Крейсера

4. Миноносцы, эскадренные миноносцы

5. Подводные лодки

6. Авианосцы

Заключение

Список использованных источников

Введение

Война с Японией обошлась России в 2,5 млрд. руб. В Сибирской флотилии после войны оставались только крейсера “Аскольд” и “Жемчуг”, канонерская лодка и 13 миноносцев. Серьезно ослаблен был и Балтийский флот, из состава которого формировались тихоокеанские эскадры.

Черноморский флот не был затронут русско-японской войной. Он располагал 8 эскадренными броненосцами, 2 крейсерами и 4 минными крейсерами.

Обострение международных отношений в Центральной Европе и изменение расстановки сил повлекли за собой новый пересмотр перспектив развития морского флота. На первый план выдвинулась проблема защиты Балтийского и Черноморского побережий.

Решение новых задач было тем более трудным, что страна еще не оправилась от последствий русско-японской войны.

В конечном счете, Россия оказалась неготовой и к значительно более серьезному, чем в войне с Японией, испытанию, выпавшему на ее долю в мировой войне.

С 1892 по 1907 г. военно-морской флот подразделялся на следующие классы:

1) броненосцы (эскадренные и береговой обороны),

2) крейсера 1-го и 2-го ранга,

3) минные крейсера,

4) канонерские лодки, мореходные и береговой обороны,

5) пароходы,

6) яхты,

7) транспорты,

8) миноносцы,

9) миноноски,

10) учебные суда,

11) портовые суда.

Перед войной с Японией в эту классификацию были внесены изменения. В особые классы были выделены контрминоносцы и госпитальные суда. Собственно значение наступательной силы имели эскадренные броненосцы, крейсеры и мореходные канонерские лодки. Остальные корабли -- броненосцы береговой обороны, береговые канонерские лодки, эскадренные миноносцы и миноноски -- предназначались для оборонительного боя.

Воссоздание военно-морских сил оставалось для России одной из первоочередных проблем. К ее решению были привлечены видные отечественные кораблестроители А.Н. Крылов, Н.Н. Кутейников, И.Г. Бубнов и другие. На нужды флота объявлен среди населения добровольный сбор средств. Учрежден “Комитет по усилению флота на добровольные пожертвования”. За пять лет Комитет собрал солидную сумму - 17 млн. руб.

1. Состав и организация флота в начале ХХ века

Всякая организация морской военной силы имеет конечной целью дать флоту гибкую структуру, отвечающую современному уровню развития техники, обеспечивающую возможность победы.

Активные силы флота в рассматриваемый период состояли из вооруженных артиллерией линейных кораблей и крейсеров, а также из снабженных минным оружием эскадренных миноносцев и подводных лодок.

Основное назначение линейных кораблей -- нанесение главного удара в сражении. Линкоры образовывали соединение, сила которого зависела от мощи и сосредоточенности их артиллерийского огня.

Назначение броненосных (линейных) крейсеров -- способствовать линейным кораблям в нанесении главного удара в эскадренном сражении. Легкие крейсера, обладая большой скоростью, вели стратегическую разведку и охраняли главные силы. В эскадренном сражении их назначение -- действовать против миноносцев и транспортов противника. Назначение эскадренных миноносцев -- минная атака, характерный элемент -- скорость. В эскадренном сражении миноносцы угрозой минной атаки лишают противника маневренности и стремятся нанести минный удар.

Первоначальное назначение подводных лодок -- борьба на позиции. Основное преимущество -- скрытность, обеспечивающая внезапность действий. Ко времени мировой войны они получили большую самостоятельность действий.

В состав высшего морского соединения -- эскадры -- входили линейные корабли, броненосные крейсера, легкие крейсера и миноносцы. Организационно они составляли бригады (линейные, крейсерские) и дивизии (минные).

В зависимости от степени своей боеспособности суда военно-морского флота подразделялись на три разряда: действующий флот, первый и второй резервы [1, c. 322].

В действующий флот зачислялись суда, удовлетворявшие современным боевым требованиям; для линейных кораблей и броненосных крейсеров предельным сроком пребывания в составе действующего флота считались десять лет со времени полной их готовности, крейсера же и минные суда оставались в действующем флоте «до тех пор, пока их элементы соответствуют условиям современности».

Суда действующего флота должны были всегда находиться в полной боевой готовности, т. е. иметь вполне исправную материальную часть, полный комплект команды, полное снабжение и ежегодно находиться в плавании, оставляя два месяца в году для отдыха личного состава и ремонта. Матросы, прежде чем попасть на эти суда, проходили обучение на судах резерва.

Отслужив положенный срок в действующем флоте, суда перечислялись в первый резерв, где линейные корабли и броненосные крейсера состояли еще десять лет, а более мелкие суда -- до утраты боеспособности.

Суда первого резерва должны были быть готовы выйти в море и вступить в бой через 48 ч после получения приказа. Для этого они постоянно должны были иметь материальную часть в полной исправности, не менее двух третей комплекта нижних чинов, всех специалистов, не меньше половины младших механиков и врачей, командира, старшего офицера и старшего механика.

Такая комплектация именовалась комплектацией первого резерва. После мобилизации комплектация доводилась до полной и на этих судах.

Во второй резерв переходили суда, не удовлетворявшие требованиям действующего флота и первого резерва. Комплектовались они на одну треть (так называемая комплектация второго резерва).

Во время плавания на суда резервов назначались сверх положенного им, т. е. сокращенного, комплекта команды молодые матросы, ученики и инструкторы.

В декабре 1907 г. корабли русского флота были распределены по разрядам следующим образом.

I . Разряды кораблей в Балтийском море.

Суда действующего флота: линейные корабли «Цесаревич», «Слава», крейсер «Богатырь», 41 эскадренный миноносец, заградитель «Волга», 7 подводных лодок («Стерлядь», «Белуга», «Пескарь», «Сиг», «Карп», «Камбала», «Карась»), канонерская лодка «Хивинец», 2 учебных судна.

Суда первого резерва: линейный корабль «Император Александр II», крейсера «Аврора» и «Диана», 60 миноносцев, 10 миноносок с газовыми двигателями, канонерская лодка «Грозящий».

Суда второго резерва: 57 миноносок постройки 1878 г., 16 учебных судов (в их числе броненосцы старой постройки «Петр Великий», «Минин», «Герцог Эдинбургский»).

Суда, строящиеся и ремонтирующиеся: линкоры «Андрей Первозванный» и «Император Павел I», броненосные крейсера «Рюрик», «Громобой», «Рос-сия», крейсера «Баян», «Адмирал Макаров», «Паллада», «Олег», 8 эскадренных миноносцев, заградители «Амур» и «Енисей», подводные лодки «Окунь»-, «Макрель», «Кайман», «Крокодил», «Аллигатор», «Дракон», «Акула» и «Ми-нога», канонерские лодки «Храбрый», «Гиляк», «Бобр», «Сивуч», «Кореец».

II. Разряды кораблей на Черном море.

Суда действующего флота: линейные корабли «Ростислав», «Пантелеймон» (бывший «Князь Потемкин Таврический», переименован 26 сентября 1905 г.), «Три святителя», крейсер «Память Меркурия», 29 эскадренных миноносцев, подводные лодки «Лосось» и «Судак».

В первом резерве: линейный корабль «Георгий Победоносец», 20 миноносцев, канонерские лодки «Запорожец», «Черноморец», «Донец», «Терек», «Кубанец», «Уралец» [1, c. 323].

Во втором резерве: линейный корабль «Синоп», 3 учебных судна.

Суда, строящиеся и ремонтирующиеся: линейные корабли «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Двенадцать апостолов», крейсер «Кагул», 4 эскадренных миноносца, заградитель «Буг».

III. Разряды кораблей на Тихом океане.

Суда действующего флота: крейсера «Аскольд», «Жемчуг», 7 эскадренных миноносцев, 9 миноносцев, подводные лодки «Дельфин», «Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметьев», «Скат», «Налим», «Сом», «Щука», «Осетр», «Кефаль», «Бычок», «Плотва», «Палтус», «Форель», «Кета».

Первый резерв: 7 миноносцев, канонерская лодка «Манчжур».

Второй резерв: 3 миноносца постройки 1878 г.

Суда, строящиеся и ремонтирующиеся: 2 эскадренных миноносца, 2 миноносца, речные канонерские лодки «Орочанин», «Монгол», «Бурят», «Вогул», «Сибиряк», «Корел», «Киргиз», «Калмык», «Зырянин», «Вотяк».

IV. На Каспийском море -- отряд особого назначения из двух миноносцев.

Накануне войны в состав Балтийской эскадры входили бригада из девяти линейных кораблей, бригада из семи броненосных крейсеров, две минные дивизии (85 эсминцев, миноносцы, миноноски), бригада из 29 подводных лодок, отряд из шести заградителей, тральщики и вспомогательные суда. К первому резерву была отнесена бригада из четырех крейсеров, ко второму -- учебные отряды, водолазная партия, сводн...

Другие файлы:

Николаевский музей судостроения и флота
Экспозиция Николаевского музея судостроения и флота. Эволюция в судостроении. Диорама "Строительство кораблей на Николаевском адмиралтействе в первой...

Преобразования армии и флота Российской империи в контексте военных реформ второй половины XIX века
Исследование опыта либеральных преобразований армии и флота Российской империи в контексте военных реформ второй половины XIX века и рассмотрение эвол...

Мотивационная сфера эсера-террориста в России начала XX века
Боевая организация эсеров: состав и принципы руководства, специфика формирования и деятельности БО ПСР в Европейской России и Сибири в начале XX века....

Материалы к отделу IV (Организация флота, плаванье и маневры) сборника сведений о морских вооруженных силах Германии
Организация флота германских вооруженных сил начала 20в...

Состав и основные функции приходского духовенства Марийского края ХIХ–начале ХХ вв.
Регламентация взаимоотношений приходской общины и клира светской и духовной властью. Организация приходских попечительств в Марийском крае в 60-70-е г...