Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Соловецкое восстание 1668-1676 годов

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Недовольство правительством в монастыре и его владениях. Главная движущая сила Соловецкого восстания. Этапы вооруженной борьбы. Разгром Соловецкого монастыря. Падение его авторитета. Значение восстания в укреплении старообрядчества на севере России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет» им. М.В. Ломоносова Северодвинский филиал

Реферат

На тему: «Соловецкое восстание 1668 - 1676 годов»

студентки 2 курса, группа 221 филологического факультета

отделение русского языка и литературы

Шариной Валентины Владимировны

Северодвинск

2009

Содержание

Введение

1. Начало недовольства

2. Участники восстания

3. Этапы восстания

4. Падение монастыря

Заключение

Список литературы

Введение

«С Беломорским Севером связаны имена народных героев, предводителей крестьянских войн XVII в. В Каргополь в 1608 г. Был выслан плененный после подавления восстания Иван Исаевич Болотников. Там трагически оборвалась его жизнь. И.И. Болотникова, по указанию из столицы, ослепили и утопили в проруби на реке Онеге. Так феодалы расправились со своим классовым врагом. В середине XVII в. волны городских восстаний докатились до нашего Севера. Крупные выступления народных масс были в Каргополе, Великом Устюге и Соли Вычегодской.

Дважды в 1652 и в 1661 гг. через всю Россию ходил в Соловецкий монастырь Степан Тимофеевич Разин. Может быть, поэтому после подавления крестьянской войны Разина многие сподвижники вождя мятежного крестьянства, спасаясь от карателей, бежали с территорий верховьев Волги и ее притоков Унжи и Ветлуги в Соловецкий монастырь и возглавили здесь борьбу против крепостничества.

Вооруженное восстание на Соловках вспыхнуло в 1668 г. и продолжалось целых 8 лет! Это было сложное движение как по составу участников, так и по отношению их к средствам борьбы.

Соловецкое восстание 1668 - 1676 гг. было самым крупным после крестьянской войны под руководством С.Т. Разина антикрепостническим движением XVII в» [Фруменков 2 - 20]

1. Начало недовольства

«К середине XVII в. Соловецкий монастырь стал одной из самых богатых и независимых христианских обителей России. Расположенный на островах Белого моря, обнесенный крепкой каменной стеной, снабженный большим количеством военных припасов и имевший сильный стрелецкий гарнизон монастырь был неуязвимой пограничной крепостью, прикрывавшей вход в Архангельский порт. В силу удаленности от центра он был слабо связан с московской патриархией и новгородской митрополией, которой был когда-то подчинен. На обширной территории принадлежавшей монастырю - островах и морском побережье, действовали крупные предприятия, которые приносили большой по тем временам доход. Монастырь владел рыбными ловлями, соляными варницами, слюдяными разработками, кожевенными избами, поташными заводами. Но конец столетия ознаменовался крупным народным выступлением». [Соколова]

«Соловецкое восстание вспыхнуло на гребне народных восстаний XVII в. летом 1648 года произошло восстание в Москве, затем в Сольвычегодске, Великом Устюге, Козлове, Воронеже, Курске. В 1650 г. поднялись восстания в Пскове и Новгороде. В начале 60-х годов происходили волнения из-за новых медных денег. Волнения эти получили название «медных бунтов». Соловецкое восстание 1668 - 1676 годов явилось завершением всех этих волнений и Крестьянской войны во главе со Степаном Разиным, но недовольство в монастыре появилось значительно раньше.

По-видимому, уже в 1646 году в монастыре и его владениях чувствовалось недовольство правительством. 16 июня 1646 года игумен Илья писал, чтобы привести к крестному целованию мирских людей разных чинов, стрельцов и крестьян в монастырских вотчинах. Из Москвы вскоре была прислана форма присяги. Монастырские обязывались в ней верно служить государю, хотеть ему добра без всякой хитрости, о всяком скопе и заговоре доносить, воинское дело исполнять без всякой измены, к изменникам не примыкать, ничего не делать самовольно, скопом или заговором и т.д. Отсюда видно, что опасность «скопов», заговоров и измен была реальной.

Постепенно накапливавшееся недовольство патриархом Никоном вылилось в 1657 году в решительный отказ монастыря во главе с его тогдашним архимандритом Ильей принять новопечатные богослужебные книги. Неподчинение монастыря приобретало различные формы в следующие годы и в значительной мере определялось давлением снизу живших в монастыре мирян (в первую очередь трудников) и рядовых монахов. Последующие годы заполнены многочисленными событиями, во время которых монастырь, раздираемый внутренними противоречиями, в целом все же отказывался подчиниться не только церковной власти патриарха, но и светской власти царя». [Лихачев 1 - 30]

В июле-августе 1666 г. в Соловецкий монастырь по повелению царя и Вселенских патриархов было послано «Соборное повеление о приятии новоисправленных книг и чинов». В ответных челобитных Собор, братия, «бельцы» и миряне во всем обещали покориться царской власти, но просили лишь «веры не переменять». Но в монастыре все более заметны становились разногласия: основная масса братии, выступая против нововведений Никона, выражали и свое недовольство монастырским управлением, требуя устранения игумена Варфоломея. Опираясь на служилых и черных людей, они высказывали все более радикальные идеи сопротивления. Одновременно выделилась небольшая группа монастырской братии, которая склонялась к компромиссу с властью и принятию церковной реформы.

В октябре 1666 г. монастырь отказался принять архимандрита ярославского Спасского монастыря Сергия посланного Московским Собором для сыска по челобитной соловецких монахов. В феврале 1667 г. в Сумской острог, в ста пятидесяти километрах от монастыря, прибыл для «сыскного дела» специальный следователь А.С. Хитрово. Вызванные старцы и монастырские слуги на допрос не явились. В ответ неподчинению, 27 декабря 1667 г. был издан царский указ, который предписывал «Соловецкого монастыря вотчинные села, и деревни, и соляные и всякие промыслы, и на Москве и в городех дворы со всякими заводы и с запасы, и соль отписать на нас, великого государя, и из тех сел, и из деревень, и ото всяких промыслов денег, и хлебных всяких запасов, и соли, и всяких покупок с Москвы и из городов в тот монастырь пропускать не велели». [Соколова ]

2. Участники восстания

«Главной движущей силой Соловецкого восстания на обоих этапах вооруженной борьбы были не монахи с их консервативной идеологией, а крестьяне и бельцы - временные жители острова, не имевшие монашеского чина. Среди бельцев была привилегированная группа, примыкавшая к братии и к соборной верхушке. Это прислуга архимандрита и соборных старцев (служки) и низший состав духовенства: дьячки пономари, клирошане (служебники). Основную же массу бельцев составляли трудники и работные люди, обслуживавшие внутримонастырское и вотчинное хозяйство и эксплуатируемые духовным феодалом. Среди трудников, работавших «по найму» и «по обещанию», то есть бесплатно, дававших обет «богоугодным трудом искупить грехи свои и заслужить всепрощение», было много «гулящих», беглых людей: крестьян, горожан, стрельцов, казаков, ярыжек. Они-то и составили основное ядро восставших.

Хорошим «горючим материалом» оказались ссыльные и опальные, которых насчитывалось на острове до 40 человек.

Кроме трудового люда, но под его воздействием и давлением к восстанию примкнула часть рядовой братии. Этому не приходится удивляться, ибо черные старцы по своему происхождению были «все крестьянскими детьми» или выходцами из посадов. Однако по мере углубления восстания иноки, напуганные решительностью народа, порывали с восстанием.

Важным резервом восставшей монастырской массы были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и иных промыслах, приходившие под защиту стен Соловецкого кремля». [Фруменков 3 - 67]

«Характерны в этом отношении показания старца Прохора: «Братии де в монастыре всей с триста человек, а белцев болши четырех сот человек, в монастыре заперлись и сели на смерть, здатца же ни которыми образы не хотят. И стало у них за воровство и за капитонство, а не за веру стоять. А в монастырь де в разиновщину пришли многие Капитоны чернцы и белцы из понизовых городов, те де их воров и от церкви и от отцов духовных отлучили. Да у них же де в монастыре собралось московских беглых стрелцов и донских казаков и боярских беглых холопей и розных государственных иноземцев... и всему де злу корень собрались тут в монастыре». [Лихачев 1 - 30]

«В восставшем монастыре находилось более 700 человек, в том числе свыше 400 решительных сторонников борьбы с правительством методом крестьянской войны. В распоряжении восставших было 990 пушек, расставленных на башнях и ограде, 900 пудов пороха, большое количество ручного огнестрельного и холодного оружия, а также защитного снаряжения». [Фруменков 2 - 21 ]

3. Этапы восстания

«Восстание в Соловецком монастыре можно разделить на два этапа. На первом этапе вооруженной борьбы (1668 - 1671 гг.) миряне и монахи выступили под флагом защиты «старой веры» против нововведений Никона. Монастырь в то время был одним из самых богатых и экономически независимых, в силу удаленности от центра и богатства природных ресурсов.

В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили «богопротивные ереси и новшества лукавые», которые монастырские богословы отказались принимать. Борьба эксплуатируемых масс с правительством и...

Другие файлы:

Соловецкое восстание 1667-1676 годов

Соловецкое восстание 1667-1676 гг.
Скачать:...

Соловецкое восстание

История Соловецкого монастыря
Возникновение Соловецкой обители на землях Новгородской феодальной республики. Разгорание смуты и события "Соловецкого сидения" - восьмилетней обороны...

Кондрат Булавин
Роман представляет собой одну из первых попыток советской художественной литературы воскресить интереснейшую страницу государства Российского - восста...