Сасанидский Иран
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая
академия им. Д.И. Менделеева»
Исторический факультет
Кафедра ИФКТиМП
Курсовая работа
Сасанидский Иран
Курсовая работа студента 3 курса
В.В. Попова
Тобольск - 2013
Содержание
Введение
Глава І. Образование и устройство государства Сасанидов
§ 1. Образование государства Сасанидов
§ 2. Общественный и государственный строй
§3. Религия Ирана III-IV вв.
§4. Внешняя политика Сасанидов III-IV вв.
Глава ІІ. Иран в V-VI вв.
§1. Внутренняя политика
1.1 Маздакитское движение
1.2 Реформы Хосрова I Аноширвана
1.3 Социально-экономическое развитие Ирана в VI веке
§ 2. Внешняя политика
2.1 Внешняя политика в V веке
2.2 Внешняя политика Ирана в VI веке
Глава ІII. Иран при последних Сасанидах
§ 1. Социально-экономическое положение
§ 2. Культура и развитие ремесла
§ 3. Армия при последних Сасанидах
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Настоящая работа посвящена одному из периодов в продолжительной и богатой на события истории Ирана. В частности, Ирану при Сасанидах. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современной жизни редкий выпуск новостей обходится без событий, которые, так или иначе, затрагивают Иран. И это не случайно. Современный Иран, по мнению многих экспертов, не прекращает попыток создания ядерного оружия, не смотря на санкции, которыми грозят ему, а также применяют к нему ведущие страны. Часть экспертов уверена, что Иран уже способен обогащать уран до необходимого для использования в ядерном оружии уровня. Если данная информация подтвердится, то Иран из супердержавы регионального уровня превратится в одну из великих держав современности. И поэтому мы должны более подробно знать основные вехи развития и этапы формирования культуры Ирана.
К тому же актуальности выбранной теме придает то, что Сасанидский Иран был крайним доисламским периодом в истории страны. Будучи зороастрийским, в VII вв. страна потерпела поражение, подвергшись исламизации. Данное обстоятельство отчасти напоминает нынешнюю ситуацию тем, что современный Иран является главным оплотом шиитов на ближнем Востоке и противостоит прямому и косвенному воздействию суннитов.
Также необходимо отметить, что фактически Иран любого периода представляет собой федерацию, т.е. совокупность совместно проживающих провинций. Данные провинции имеют свои обычаи, традиции, стереотипы поведения. И этот факт сближает Иран периода Сасанидов с современной Россией, где также имеет место сожительство многих этносов в рамках федерации. В этой связи важно изучать исторический опыт схожих империй для исключения подобных политических ошибок.
Рассматриваемый период не остался без внимания современников Сасанидов и специалистов современности. Общее представление о Сасанидском Иране дают романы и трактаты того времени на пехлевийском языке, например, «Роман о Маздаке», «О Хосрове и его паже» и др. Множество историков из других стран-соседей Ирана того времени оставили труды, посвященные Ирану. Из латынян и греков это и Аммиан Марцеллин, и Феодорит, и Сократ. Из византийцев следует отметить труды Прокопия Кесарийского, Агафия Схоластика и Петра Патрикия. Также следует отметить армянские памятники, поскольку история Армении тесно переплеталась с историей Ирана. Из сирийцев труды по Ирану оставили Иешуа Стилит и Иоанн Эфесский.
Русскоязычной литературы по Ирану эпохи Сасанидов не так много. При подготовке данной работы в основном были использованы труды т.н. «ленинградской школы востоковедения». В частности, работа «История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века» авторов Н.В. Пигулевской, А.Ю. Якубовского, И.П. Петрушевского, «История Ирана» профессора МГУ М.С. Иванова, книга «Краткая история Ирана» Ризы Шабани, выпущенная и переведенная на русский язык в девяностых годах. Работа интересна тем, что написана иранцем, мусульманином, что придает работе особенности в описании различий провинций, складывающих Иран. Религиозная тематика работы основывается на труде Мэри Бойз «Зороастрийцы. Верования и обычаи». Не смотря на то, что зороастризму уделяют внимание все авторы перечисленных работ, Мэри Бойз, подробнее раскрывает природу зороастризма и его влияние на жизнь страны.
Структурно работа состоит из трех частей: первая часть посвящена возникновению Сасанидского Ирана, пришествию к власти династии, описанию общественного и государственного устройства и религиозному наполнению. Вторая часть по времени охватывает V-VI вв. и состоит из двух разделов, внешней и внутренней политики данного периода. И, наконец, третья часть посвящена последним «шаханшахам», после которых Иран был исламизирован.
Целью данной работы является рассмотрение внешней и внутренней политики Ирана в период III-VII веков, описание социальной структуры общества, экономической и религиозной жизни. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
описание возникновения, общественного и государственного устройства Сасанидского Ирана;
рассмотрение религиозной стороны жизни Ирана III-VII вв., ереси «манихейства» и «маздакитства»;
рассмотрение внешней политики Ирана в указанный период;
описание и разбор реформ, проведенных в данный период.
Объектом исследования данной работы выступает процесс формирования иранской государственности и имперских традиций Ирана в доисламский период. Предметом исследования выступает Иран в эпоху династии Сасанидов.
Таким образом, в работе рассмотрен один из периодов великой культуры, внутренняя и внешняя политика Ирана III-VII вв., религиозная жизнь и взаимоотношения составляющих частей империи.
I. Образование и устройство государства Сасанидов
§ 1. Образование государства Сасанидов
К III в. н. э. Иран представлял собою государство, лишь номинально объединенное под властью парфянской династии Аршакидов. Фактически оно состояло из многих разрозненных полу самостоятельных, а временами и независимых областей, во главе которых стояли царьки из местной крупной знати, представители мощных аристократических родов. Постоянные междоусобия, войны, столкновения значительно ослабили Иран. Недостаточное число источников и их слабая изученность препятствуют возможности детально рассмотреть систему управления этого периода. Военная мощь Римской империи и ее активная политика на Востоке вынудили парфян уступить ей ряд северных городов Междуречья. Аршакиды подвергались нападениям в столице, побывавшей в руках имперских солдат.
Новое объединение Ирана началось из другого центра. Провинция Парс, расположенная на юго-западе, где находились древние Пасаргады, родина Ахеменидов, вновь сыграла важную роль в истории Ирана. Парс, или Фарс, дал производные слова -- перс, персидский, Персия,-- усвоенные греками вместо названия Иран [7, с.41].
Хотя парфяне были иранцами и арийцами по происхождению, однако из-за своего образа жизни, культуры, взглядов на религию, верований и обычаев они всегда были в некотором смысле бедуинами, или, по крайней мере, их цивилизация была гораздо менее развита, нежели мидийская или персидская, и в глазах других иранцев они выглядели малокультурным суррогатом [8, с.110].
Добившись определенной политической независимости уже при Селевкидах, Парс входил в состав Парфянского государства на правах одного из вассальных царств. Его правители, принявшие около II в. до н. э. титул «шахов», чеканили, как и их предшественники «фратараки», свои монеты. Изображения на этих монетах свидетельствуют о сохранении древних местных политических традиций, почитании священного огня и божеств зороастрийского пантеона во главе с Ахурамаздой [4, с.106].
Причины и обстоятельства возвышения Сасанидов довольно туманны, но большинство специалистов сходится во мнении, что событие это связано с Папаком - жрецов храма богини Анахиты.
Начало возвышения династии Сасанидов окружено мраком неизвестности. По наиболее вероятным свидетельствам, это был род наследственных хранителей великого храма Анахид в городе Истахре в Парсе (основанного в честь богини Анахиты еще при Ахеменидах) [6, с.43].
Риза Шабани в «Краткой истории Ирана» считает, что Сасаниды имели в распоряжении такую политическую и религиозную силу, поскольку стали центром антипарфянской религиозно-политической революции и вступили на путь борьбы за власть, обладая мощным оружием -- религией, и, как видно, очень скоро достигли цели [8, с.108].
По традиции позднесасанидского времени при Аршакидах Парсом правила династия Базрангидов, ее последним царем был Гочихр. Столицей Парса был Истахр (близ древнего Персеполиса). В Парсе имелись также мелкие владения. Правитель одного из них Папак из рода Сасана, бывший одновременно жрецом широко почитавшегося в Парсе храма богини Анахиты, в 208 (или 209 г.) захватил царскую власть, свергнув и убив Гочихра. После смерти Папака (ок. 222 г.) его...
Завоевание Ирана арабами
В истории Ближнего Востока VII век был ознаменован крупными социальными и политическими переменами, завершившимися образованием теократического мусуль...
Цари царей - Сасаниды. История Ирана III - VII вв. в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях
Настоящая книга посвящена истории персидской династии Сасанидов (227—651), правление которых было временем наивысшего расцвета домусудьманского Ирана....
Ислам и Иран: история взаимоотношений
Настоящая книга принадлежит перу известного мусульманского мыслителя и ученого Муртазы Мутаххари (1919—1979) и посвящена четырнадцати векам взаимных о...
Иран
Иран — одна из наиболее крупных стран Юго-Западной Азии — по площади (1648 тыс. кв. км) намного превосходит граничащие с ним Турцию (на северо-западе)...
Исламская республика Иран
Высшее официальное лицо - Лидер ("рахбар"). Эту должность может занимать только богослов. Выбираеться пожизненно советом старейшин. С 4 июня 1989 года...