Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Религиозная реформа Эхнатона

Тип: курсовая работа
Категория: История
Скачать
Купить
Главные особенности религиозного отношения в Египте периода Нового царства. Формирование взглядов молодого царевича Аменхотепа IV. Развитие культа Атона. Нефертити как важная составляющая мистической мысли фараона. Надлом в жизни фараона, закат реформы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Без этой части трудно определить, через что прошла религиозная мысль царя Эхнатона, на пути задуманной им реформы. Как следствие этого, следует рассмотрение взаимоотношения царской власти и духовенства, а так же влияние жречества на царскую власть. Его возможности и его действия. Далее, рассматривается сам Эхнатон, его взросление, формирование мысли и его воспитание. Восхождение его на престол, и начала активных действий по поводу воплощения своей религиозной мысли в жизнь. Жизнь фараона и Египта в свете новой реформы, новая столица и новые взаимоотношения… Кризис правления Эхнатона. Его смерть. И, наконец, в заключении, вывод из этой ситуации, кажущийся мне наиболее правдоподобным.

«Мёртвого имя назвать - всё равно, что вернуть его к жизни» - такое поверье считалось святым для жителей Древнего Египта, его старались запечатлеть многими погребальными надписями, словно бы заклиная случайного путника идущего мимо погребения, остановиться и помянуть усопшего. Лишь вечная память здесь, в мире живых, давала вечную жизнь там, в загробном царстве которое неумолимо ждало каждого из живущих. Потому-то и грозили небу каменные острия обелисков испещрённых надписями, и неумолимо огромные пирамиды, своей ужасающей красотой бросали вызов вечности, не давая любому увидевшему, усомниться в величии тех, кто правил здесь когда-то. И не было в ту пору, наказания страшнее, чем быть преданным забвению.

Но почему, же именно этой, страшной участи и был подвержен Эхнатон? Фараон, чья жизнь считалась явлением земного бога, кому поклонялись и в кого верили простые смертные? Почему, имя его так старательно срезалось с памятников и монументов, почему вышаркивалось из списков правивших когда-либо царей? А. Ахетатон, прекрасный золотой город Солнца, манящий своим великолепием, покинутый и заброшенный, был безжалостно оставлен на съедение пескам пустынь?

Наверное сейчас, по прошествии не одного тысячелетия с тех пор, невозможно дать однозначного и исчерпывающего ответа на эти вопросы… Но, в настоящей работе я постараюсь, хотя бы чуть-чуть приоткрыть завесу времени, и заглянуть в те прекрасные и не спокойные времена Древнего Египта.

Религиозное положение

Фивы. Богатый и процветающий город. Именно в его недрах назревала волна сопротивления гиксосским завоевателям, волна, которая нанесла сокрушительный удар и окончательно изгнала их владычество над Египтом. Правители Фив сумели объединить вокруг себя власть над всем Египтом, и полноправно принять титул фараонов.

Амон, изначально был богом, малоизвестным за фиванскими пределами. Он покровительствовал процветанию Фив и плодородию их полей, был главным богом местной знати. Под его знамёнами шло изгнание гиксосских завоевателей. Под его благословлением Египет вошел в новую эпоху своего существования - Новое царство. Амон стал олицетворением власти и покровителем царствующего фараона. Его благодарили за победы и успешные свершения, и как следствие в фонды храмов Амона отсылались щедрые дары в виде многих тысяч рабов, сотен тысяч голов скота, тысяч гектаров земли, и множества материальных драгоценных вещей. Богатство и авторитет культа фиванского бога Амона незыблемо рос и расширялся, создавались обширные храмовые хозяйства, а Карнаке и Луксоре в честь бога Амона, было начато строительство храмов поражающих воображение своими размерами и роскошью отделки. Такое развитие влияния культа не могло оставить Амона одним лишь фиванским богом. Влияние приобретает и сам бог. Из простого, локального божества, он превращается в отождествление с одним из Девяти Предвечных, древнейших богов египетского пантеона - Ра. И двойное имя Амон-Ра, утверждает его «великой сокровенной душой, что над всеми богами». Амон-Ра становится предвечным и непознаваемым владыкой вселенной, который, в момент творения, произносит изначальное слово, поднявшись в облике птицы над водами хаоса - этим, жрецы Амона отнимают роль творца всего сущего, у другого древнего бога, Птаха. Амон-Ра, почитается великой божественной силой, одухотворяющей всю вселенную, своими десятью «ба» (душами). Каждая из этих душ персонифицирует одну из божественных энергий бога, одухотворяющих мир: солнце (правый глаз), луну (левый глаз), воздушное пространство (Шу), воды предвечные (Нун), огонь (Тефнут), человечество (жизненная сила ка царя), все земные четвероногие существа, все крылатые существа, все твари подводные (бог-крокодил из Шедет), силы подземные (бог-змей Нехебкау). И гимны ему теперь звучат иначе: «Скрытый от глаз богов так, что сутью своей неведом; тот, что выше небес, дальше мира загробного, истинным обликом богам неведомый… величайший, чтобы быть познанным, могущественнейший, чтобы быть узнанным…». Божественность фараона теперь подтверждается родственными связями с Амоном-Ра. Считается что в момент зачатия того, кому суждено стать владыкой Египта, в отца его вселяется сам Амон-Ра и от такого союза рождается будущий правитель. Кроме того, Амон, доселе имевший изображения лишь в виде своих священных тотемных животных - гуся и овна - теперь получает конкретный, обозначенный облик. Теперь он изображается мужчиной стоящим в высокой короне шути, верхняя часть которой - два высоких соколиных пера, символизирующих холмы горизонта, между которых рождается и умирает солнце. Облачённым в короткое плиссированное опоясание, шендит. В руках держащим - анкх, символ вечной жизни, и украшенный цветком лилии хепеш - меч, символизирующий победу и отвагу, даруемую богом верящему в него и особенно правящему фараону - своему сыну. На подбородке божества - ритуальная плетеная бородка хебесут. Такое изображение бога помещалось на барку, и с почестями выносилось высшим жречеством, для исполнения таинств и религиозных праздников. Именно это легло в основу глобальной презентации своей власти высшим жречеством, впоследствии названой Оракулом Амона. Ибо, не разумно было тем, кто стоял во главе культа, объявленного отцом и покровителем самого владыки Египта, не осознавать какая власть содержится в их руках, способных излагать волю самого бога.

Ещё сам, великий завоеватель Джехутимесу (Тутмос III), ощутил на себе, насколько влиятельным является культ Амона на самом деле. Когда после ранней смерти своего отца малолетний Джехутимесу, принял престол Египта, и был провозглашен фараоном, жречество пожелало видеть на престоле более удобного для себя правителя. Их выбор был сделан в пользу настоящего регента Египта - жены и одновременно сестры отца фараона - Хатшепсут. Таким образом, во время одной из церемоний посвящённых верховному богу, в храме Амона, в Фивах, жрецы, нёсшие барку со статуей верховного бога, навстречу малолетнему фараону, вдруг резко опустились на колени и низко склонили головы перед Хатшепсут. Что и было расценено фиванским Оракулом, как воля Амона, и благословение царицы на престол всего Египта. И благодарность Хатшепсут не заставила себя ждать. Из царской казны, были пожертвованы немалые средства на восстановление священных храмовых монументов в Карнаке и Луксоре, а так же вблизи Фив (долине Дер-эль-Бахри), был заложен собственный храм царицы Хатшепсут, посвящённый верховному богу. Тутмос III, проявивший свой талант полководца, и возвысившийся еще при правлении Хатшепсут, не забыл этого. Недаром, он правил под именем - Джехутимесу, что буквально означает «рождённый богом Тотом» - старательно избегая упоминания бога Амона в своём имени. Возможно, идея религиозной реформы посещала и Джехутимесу… но смерть помешала её осуществлению. Ведь неспроста же в самом сердце святилища Амона, городе Фивы, Тутмосом III было заложено строительство обелиска, извечного символа окаменевшего солнечного луча, посвящённого Ра-Горахти, восходящему солнцу, той изначальной ипостаси Ра, которая ещё не испытала на себе тягостного влияния культа фиванского Амона. Но не Тутмосу III, было суждено отнять власть у Амона над волей богов и людей.

И Тутмос IV и Аменхотеп III, в своём правлении, не выказывали каких-либо порывов, к освобождению от тягостного влияния культа верховного бога. Они правили, заменяли людей и жрецов на своих должностях, оправляли почести Амону. Хотя в легенде о воцарении Тутмоса IV и рассказывается что будто бы будущий фараон, уставшим возвращаясь с охоты, решил отдохнуть в тени Сфинкса. Его сморил сон. И во сне ему явился Сфинкс, пообещавший престол Египта ему, если юный Тутмос, освободит изваяние Сфинкса от песка… так он и поступил. И стал фараоном. Этим подчёркивается что на престол Египта Тутмоса IV возвёл не Амон, но Сфинкс, более древнее божество, связанной с мистической традицией Гелиополиса… Но всё же, не происходило ничего серьёзного, что могло пошатнуть влиятельный культ Амона. Хотя, тяготение избавления от влияния Амона, и возврата изначального Солнечного культа не исчезло бесследно. Тийа, родная мать Аменхотепа IV, того кому суждено стать Эхнатоном, была, что называется «женщиной с головой». Все её изображения и изваяния, показывают, что она была не из тех очаровательных дам, чью красоту с таким мастерством запечатлели художники и рисовальщики того времени, в ней не чувствуется ни малейшего желания соблазнять мужчин или хотя бы воздействовать на них уловками утонченной женственности. Но ясно ощущается непоколебимость собственных убеждений, и железная воля. Не удивительно, что она была очень влиятельной персоной государства, её муж царствующий фараон Аменхотеп III, делился и во многом советовался с ней в принятии важных решений. Уже в письме митаннийского царя Тушратты, только что взошедшему на престол Аменхотепу VI, мы можем увидеть такой момент: «…Все слова, которыми я обменивался с...

Другие файлы:

Расцвет и упадок Нового царства. Реформа Эхнатона
Актуальность избранной темы курсовой работы обусловлена недостаточной её разработанностью в научной египтологической историографии. Время Нового царст...

Заупокойный культ в Древнем Египте
Египетский пантеон, особенности влияния мифологии на его создание. Религиозная реформа Эхнатона. Организация культа. Архитектура и внутренняя роспись...

Религиозная реформа Владимира

Религиозные реформы Эхнатона
Жизненный путь Эхнатона (Аменхотепа IV) - последнего фараона из XVIII династии. История его радикальной религиозной реформы, изменившей весь комплекс...

Нефертити и Эхнатон
Книга известного французского египтолога Кристиана Жака - первое на русском языке подробное описание одного из самых загадочных периодов истории Древн...